Разработала и провела :
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3 г. Козьмодемьянска РМЭ
Буклаева Светлана Викторовна
Праздник в 1 классе
Тема :
« О тебе, Россия ».
Цели :
Ознакомить с отдельными эпизодами истории России , её символами и великими людьми ;
2 ) Раскрыть смысл понятия « патриотизм» ;
3 ) Развивать речь , память ;
4 ) Воспитывать гражданственность , патриотизм.
Ход :
Вступительное слово
Учитель .
Сегодня мы будем путешествовать по страницам истории нашей страны.
- Как называется страна , в которой мы живём ?
Итак , мы отправляемся в путешествие по страницам устного журнала « С любовью к России» . Мы с вами поговорим о том , за что надо беречь и любить свою Родину .
Ученик. Великую землю ,
Любимую землю ,
Где мы родились и живём ,
Мы Родиной светлой ,
Мы Родиной нашей ,
Мы Родиной милой зовём .
Страница « История страны и её символы» .
Учитель .
Итак , страница первая « История страны и её символы» . – Откуда появилось название нашей страны . Ученик 1 . Откуда появилось такое название – « Россия» ? В стародавние времена её называли Русью . Слово « Русь» , как полагают некоторые учёные , произошло от слова « русло». Русло – это ложе реки , по которому она течёт меж берегов .
Русь – страна рек и озёр . Русь – светлое место . Это страна света , солнца , добрых людей . Русских называют ещё россами , а страну , где они живут – Россией .
Ученик 2 . За ясные зори , умытые росами ,
За русое поле с колосьями рослыми ,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по- славянски назвали Россия .
Россия…
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Берёзы босые , седые осины .
Всё дорого с детства ,
Всё памятно с детства .
И всё же не можем никак наглядеться .
Учитель . Вы , конечно , знаете , что каждое государство имеет три обязательных символа . По ним можно узнать , о какой стране идёт речь . Это флаг , герб и гимн .
Ученик . Россия вступила в 21 век и третье тысячелетие с бело – сине – красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ .
Учитель . Какие цвета вы видите на флаге России ? (показ 1 слайда)
Эти цвета не случайно появились на нашем флаге .
- Белый цвет означает – мир , чистоту.
-Синий – небо , верность и правду .
-Красный – храбрость .
Все эти цвета издавна использовались в народных костюмах . Из белого , синего , красного полотна шили рубахи , женщины носили сарафаны красного и синего цвета . ( показ 2 слайда ).
- Когда поднимают флаг ?
( Ответы . Под флагом солдаты идут в бой , чтобы защитить свою Родину . Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников ).
- Следующий символ – герб России . ( показ 3 слайда ).
Ученик . Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле . Двуглавый орёл – символ вечности России , символ сохранения в русском народе православной веры . Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Росси обороны от запада до востока .
Три корны над ними , скреплённые единой лентой , символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских , украинцев и белорусов .
Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев Отечества .
Учитель. Герб – отличительный знак , который есть у всякого государства и почти у всякого города .
Герб изображается на флагах , монетах , печатях , на государственных документах .
-Что это за всадник в центре герба ? ( Георгий Победоносец ).
На российском гербе изображён христианский воин . Он олицетворяет добро и добродетель . Он убивает копьём чёрного змея – символ зла .
- О каком символе России мы ещё не поговорили ?
Ученик . Гимн – это торжественная песня , которую слушают и исполняют стоя . ( Звучит гимн , слова С.В.Михалкова , музыка А.В. Александрова . Дети слушают и поют ).
- Когда исполняют гимн ? ( Ответы . В случае победы наших спортсменов , в дни торжественных праздников , собраний ).
Наша страна имеет большую территорию .
Ученик 1 . Россия –необъятная страна . Её площадь составляет 17 млн. кВ. км .Представьте себе , что мы совершаем путешествие с севера на юг России . Нам предстоит преодолеть около 4 тыс. км .А если мы полетим на самолёте с запада на восток , то в пути будем около 12 часов , пролетев над просторами России 10 тыс . км .
Ученик 2 . Вижу чудное приволье ,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье ,
Это русская земля .
Ученик 3 . Вижу горы и долины ,
Вижу степи и луга -
Это русские картины ,
Это Родина моя .
Ученик 4 . Слышу песню жаворонка ,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка ,
Это Родина моя .
3 . Страница « Столица России» . (показ 4 слайда ).
Учитель . У каждой страны есть своя столица .
- Как называется столица России ? ( Москва ).
В одной старинной летописи написано : « Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы – реки и за Неглинкою , и возлюбил сёла оны , и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град , и прозвал его званием реки той – « Москва – град» .
Эта дата соответствует 1147 году . ( 12 век ).
А столицей Москва стала в 14 веке . ( показ 5 слайда ).
Столица – главный город государства , как правило , место пребывания правительства и правительственных учреждений .
Ученик 1 . Нет тебе на свете равных ,
Стародавняя Москва !
Блеском дней , во веке славных ,
Будешь ты всегда жива !
Ученик 2 . Расширяясь , возрастая ,
Вся в дворцах и вся в садах ,
Ты стоишь , Москва святая ,
На своих семи холмах …
Учитель . А теперь послушайте поэтическую загадку .
Ученик . Есть старинная поэтическая загадка , отгадайте её : « Стоит дерево , цветом зелено . В этом дереве четыре угодья : первое – больным на здоровье , второе – свет от тьмы да тепло от стужи . третье – дряхлым пеленанье .а четвёртое – жаждущим родник». Что это ?
Ученик . Деревьев разных не сочтёшь -
Одно другого краше .
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей !
( Прослушивание песни « Любе» « Берёзы». ) ( показ 6,7,8,9 слайда).
Ученик . Без берёзы не мыслю России -
Так светла – по славянски она ,
Что , быть может , в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена .
Учитель . – Какие вы знаете пословицы о Родине ?
Ученики . Своя земля и в горести мила .
С родной земли умри – не сходи .
Глупа та птица , которой своё гнездо не мило .
Всякому мила своя сторона .
Любовь к Родине сильнее смерти .
Смело иди в бой , Родина за тобой .
Родина краше солнца , дороже золота .
Россия , Россия края дорогие , Здесь издавна русские люди живут , Они прославляют просторы родные ,
Раздольные песни поют .
Учитель . Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина , и каждый любит её . Наша малая Родина – Козьмодемьянск . ( показ 10 слайда ).
Ученик. Подарил Иван Грозный граду Кузьме
Место красное – распрекрасное.
Хочешь – Волгой плыви к Москве , Костроме ,
Хочешь – пользуйся автотрассою.
А в святые дни колокольный звон
Над Кузьмой к небесам поднимается.
Город в зелени весь и с разных сторон
Плодоносными садами сжимается.
Красота Кузьмы всей Земле видна -
Здесь туристами улицы полнятся.
Ах , сторонка моя ! Ты такая - одна.
Разве можешь кому не запомниться ?
Учитель .Каждый человек любит место , где родился и живёт . Любит родные леса и поля , свою зиму и своё лето , свою весну и свою осень . Человек любит людей , с которыми живёт , любит свой народ .
Ученик 1 .Берегите Россию -
Неи России другой .
Берегите её тишину и покой .
Ученик 2 . Это небо и солнце .
Это хлеб на столе .
И родное оконце
В позабытом селе…
Ученик 3 .Берегите Россию -
Без неё нам не жить .
Берегите её ,
Чтобы вечно ей быть !
Подведение итогов .
Литература:
« Тематические классные часы и мероприятия» 1-4 классы. И. В. Персидская О Н Камакин и др. ООО «Издательство Учитель»., Волгоград, 2014.
«Классные часы для 1-4 классов»,н.И. Усцова, Д. В. Дюльденко и др. ООО «Издательство Учитель»., Волгоград, 2008.