Отцы и дети.
К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Сократ
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологических исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похожим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества
Предлагаемый сценарий - это час общения, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (беседа, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации), подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим.
Цели: содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: классный час.
Подготовительная работа с детьми:
- предварительное анкетирование по вопросам:
Всегда ли вам хочется возвращаться домой?
Бывают ли конфликты в семье?
Доверяете ли вы родителям свои тайны?
Насколько уютно и комфортно вы ощущаете себя в семье?
Хотели бы вы повторить в своих семейных отношениях опыт родителей?
Обращаетесь ли вы за помощью к родителям?
Спорите ли вы с родителями?
Навязывают ли родители вам своё мнение?
- предложить детям подготовить короткие рассказы на тему «Стержень моей семьи» (об авторитетных, уважаемых членах семьи, которыми гордится весь род).
План классного часа.
Интерактивная беседа.
Информационный блок «Отцы и дети».
Проблемный афоризм.
Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи».
Воспитывающие ситуации.
VI. Тренинговый блок.
Работа в группах. Незаконченные предложения.
Заключительное слово.
Подведение итогов (рефлексия).
Оформление:
К родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе. Сократ.
на доске написать задания для групп (незаконченные предложения):
Ход классного часа
Вступительное слово
Классный руководитель:. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.(Пауза.)
Тема нашего разговора: Отцы и дети. В качестве эпиграфа взяты слова Л.Н. Толстого.. Слайд1
Все вы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинается создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращается никогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Почему?
I. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)
Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете? Слайд2 Примерные ответы детей:
Родители не дают свободы.
Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
Родители ненавидят своих детей.
Родители все время работают, не занимаются с детьми.
Родители жадничают, не дают денег.
Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты? Слайд 3 Примерные ответы родителей:
Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
Дети не верят в Бога. И т. п.
Классный руководитель: Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
II. Информационный блок «Отцы и дети»
Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. Или вспомнить притчу о блудном сыне, главная мысль которой в своевременном осознании своей вины перед родителями, идея всепрощающей любви с их стороны. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.
Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери. О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети.
Но далеко не все почитают своих родителей, не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.
Слово ученикам.
1 ученик: С самого нашего рождения родители получают право во всем управлять нашей жизнью, и мы совершенно от них зависим. Нравится нам это или нет, но мы начинаем свою жизнь под опекой родителей.
2 ученик. И будем откровенны: в начале мы этому рады: мы имеем все необходимое и весьма счастливо и весело проводим время. Мы начинаем ползать, потом – ходить, много плачем, иногда озорничаем, иногда нас шлепают, хотя в целом мы получаем куда больше поцелуев и подарков, чем шлепков.
1 ученик. Но потом все изменяется. Родительские объятья нам становятся тесны, а их заботы оказываются домашней тиранией.
2 ученик. Есть среди вас те, кто всегда доволен своими отношениями с родителями? Кого родители всегда понимают, поддерживают, кому доверяют?
Обмен мнениями.
III.Проблемный афоризм
Классный руководитель. Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. Слайд 4 {Читает.) Первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети» Как понять эти слова?
Примерные ответы детей:
В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.
Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.
Классный руководитель. А может быть, не ко всем относится этот афоризм?
Примерные ответы детей:
Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.
Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.
А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.
Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.
К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
IV. Рассказы детей по теме «Стержень моей семьи»
Классный руководитель. Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды... Кто прославился мастерством, кто - боевыми заслугами, кто - добротой, мудростью, справедливость». Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода. Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?
(Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих предках )
V.Воспитывающие ситуации.
Классный руководитель. Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя Нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места. слайд 5
(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа: Слайд 6
а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;
б) «Пусть сестра сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
г) «Завтра схожу».
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа: Слайд 7
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она сядет»;
в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;
г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
Что можно выбрать?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
Папа. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Классный руководитель. Можно предложить 1000 вариантов ответа. Но вы решили не врать, поэтому предлагаем только четыре: Слайд 8
а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;
б) «Захотел - и прогулял!»;
в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;
г) «Как вы меня все достали!»
Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
VI. Тренинговый блок.
Что бы вы могли сделать в каждом из приведенных случаев, чтобы помочь своим родным? Слайд 9-15
Ваша бабушка беспомощна и требует к себе внимания и ухода. Она живет отдельно.
Вечером придут ваши друзья, а отец просит помочь ему на даче.
У вас день рождения, и друзья предлагают придумать что-нибудь, чтобы родители на дне рождения не присутствовали.
Вам звонят ваши друзья, родители недовольны и говорят о том, что вас нет дома.
Родители требуют хороших и отличных учебных результатов.
Вы испекли торт, приготовили родителям сюрприз, но они остались недовольны беспорядком в квартире.
Ваша лучшая подруга все время недовольна вашим младшим братом и требует, чтобы он не входил в комнату, когда она приходит в гости.
Слайд 8-9
VII. Игра «Идеальные дети – идеальные родители» Слайд16
Первая группа - составит портрет идеальных родителей. Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты ответов.)
Послушаем, что же у нас получилось.
(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
Примерные ответы детей:
Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.
Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с плохими мальчиками и девочками и т. п.
Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо,
VIII. Заключительное слово
Классный руководитель. Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба. Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.
O каком долге говорил этот человек? О долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.
Совместное составление общих правил для родителей и детей..Слайд 17
Любите, цените и берегите друг друга.
Больше времени проводите со своей семьёй.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения
Постарайтесь понять друг друга.
Родители! Будьте примером для своих детей.
Дети! Не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были Вами, а Вы будете ими.
Классный руководитель. Наше общение подходит к концу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огорчайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотверженно и бескорыстно любят вас.
IX.Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?
Примерные ответы детей:
Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.
Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.
Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.
Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.
Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.
Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала. Слайд 20.