Конспект классного часа «Профилактика буллинга у подростков»
Цели:
формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг,
моббинг, психологическое насилие;
формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
формирование толерантного отношения к сверстникам;
закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных
явлений жизни.
Прогнозируемый результат: понимание учениками важности проблемы
психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.
Задачи урока:
- снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
- развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?
Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).
Рис.1
Классный руководитель: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?
Обучающиеся: вариант ответа- это друзья, что-то обсуждают.
Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):
Рис.2
Классный руководитель: Что вы увидели на этом изображении? Какие эмоции оно у вас вызывает?
Обучающиеся: вариант ответа- девочка чем-то опечалена
Классный руководитель: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).
Рис. 3
Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?
Работа с понятиями.
Преподаватель: С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте
подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?
Ответы учеников
Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция преподавателя.
Преподаватель: Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные
действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого
человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов
отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия:
Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за чтото…)
Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку
дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную
деятельность)
Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются,
его не замечают, не интересуются им);
Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет
порочащих сведений и пр.)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
- Назовите 5 слов – ассоциаций на термин «белая ворона»
Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.
Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:
- Что такое правонарушение?
Ответы учеников. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления учеников).
Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг?
Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело, принимают участие все.
Но буллинг также отличается от конфликта и я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала
(фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)
После заполнения проверяется и обсуждается заполнение таблицы.
Мини-лекция преподавателя с демонстрацией презентации (кадры 4-
12).
Преподаватель: В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и
последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться,
выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Особенности детей-последователей:
- несамостоятельность;
- подверженность влиянию;
- конформизм;
- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;
- частая озлобленность и трусливость;
- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.
Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и
особенностей личности. "Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия,
что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает.
А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина
(худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые
особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой:
обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
И стать зачинщиком тоже может кто угодно.
Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для
жертв.
Самые тяжелые последствия моббинга, конечно, для жертв:
- снижение уверенности в себе;
- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в
школу;
- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
- последствия для здоровья;
- переживание постоянных негативных эмоций;
- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором
профессии, с поиском друзей.
Для зачинщиков и последователей последствия тоже есть:
- озлобленность;
- потеря уважения к себе;
- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик
понесет туда свой школьный опыт);
- зависимость от чужого мнения;
- конформность.
Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)
Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.
Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.
На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.
Учитель: Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?
(ответы учеников)
Учитель: Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но не причиняя боли
Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....
Учитель: вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.
Преподаватель: а теперь давайте посмотрим ролик (ролик «Детская жестокость»). Преподаватель. Чтобы избежать подобных ситуаций буллинга, каждому стоит отвечать за свои поступки и не забывать об своих обязанностях. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Профилактика буллинга у подростков"»
Конспект классного часа «Профилактика буллинга у подростков»
Цели:
формирование негативного отношения к таким понятиям, как буллинг,
моббинг, психологическое насилие;
формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли;
формирование толерантного отношения к сверстникам;
закрепление понятий буллинг, моббинг как резко отрицательных
явлений жизни.
Прогнозируемый результат: понимание учениками важности проблемы
психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров.
Задачи урока:
снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения;
оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?
Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).
Рис.1
Классный руководитель: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?
Обучающиеся: вариант ответа- это друзья, что-то обсуждают.
Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):
Рис.2
Классный руководитель: Что вы увидели на этом изображении? Какие эмоции оно у вас вызывает?
Обучающиеся: вариант ответа- девочка чем-то опечалена
Классный руководитель: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).
Рис. 3
Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?
Работа с понятиями.
Преподаватель: С травлей вы все сталкивались неоднократно. Давайте
подумаем, что это такое? В чем проявляется травля?
Ответы учеников
Демонстрация презентации, кадры 2-3, мини-лекция преподавателя.
Преподаватель: Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные
действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого
человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов
отвержения, психологического насилия.
Виды психологического насилия:
Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за чтото…)
Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку
дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит)
Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную
деятельность)
Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются,
его не замечают, не интересуются им);
Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления);
Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет
порочащих сведений и пр.)
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
- Назовите 5 слов – ассоциаций на термин «белая ворона»
Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.
Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:
- Что такое правонарушение?
Ответы учеников. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления учеников).
Чем же будут отличаться шутка, игра и буллинг?
Предполагаемые ответы: никому не обидно, всем весело, принимают участие все.
Но буллинг также отличается от конфликта и я предлагаю поработать в группах и заполнить таблицу фразами из раздаточного материала
(фразы: процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные; желание разрешить проблему испытывают обе стороны; групповой процесс; процесс системный, не заканчивается после выяснения отношений; процесс конечный -либо помирились, либо не общаются; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени; виноваты обе стороны; есть предводитель)
После заполнения проверяется и обсуждается заполнение таблицы.
Мини-лекция преподавателя с демонстрацией презентации (кадры 4-
12).
Преподаватель: В моббинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и
последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться,
выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи (последователи, наблюдатели) – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Особенности детей-последователей:
- несамостоятельность;
- подверженность влиянию;
- конформизм;
- неуверенность в себе и зависимость от «дружбы» с лидером;
- частая озлобленность и трусливость;
- часто – жесткий контроль со стороны взрослых.
Жертвой травли может стать кто угодно, независимо от внешнего вида и
особенностей личности. "Козлом отпущения" может стать каждый. Это иллюзия,
что для этого надо быть каким-то особо ненормальным. Да, иногда и так бывает.
А иногда и вовсе наоборот. И вообще как угодно. Очки (веснушки), толщина
(худоба), национальность, бедная одежда - все подойдет. Правда, есть некоторые
особенности, которые могут привести к тому, что ты станешь жертвой:
обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
И стать зачинщиком тоже может кто угодно.
Последствия травли одинаково опасны для всех – и для зачинщиков, и для
жертв.
Самые тяжелые последствия моббинга, конечно, для жертв:
- снижение уверенности в себе;
- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в
школу;
- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
- последствия для здоровья;
- переживание постоянных негативных эмоций;
- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором
профессии, с поиском друзей.
Для зачинщиков и последователей последствия тоже есть:
- озлобленность;
- потеря уважения к себе;
- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик
понесет туда свой школьный опыт);
- зависимость от чужого мнения;
- конформность.
Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)
Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.
Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.
На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.
Учитель: Как вы думаете. можно ли унижением других добиться лидерства?
(ответы учеников)
Учитель: Давайте немного поиграем в парах, одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища, любым способом, но не причиняя боли
Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость.....
Учитель: вы видите, что не всегда всего можно добиваться силой. Надо уметь договариваться и принимать людей такими, какие они есть.
Преподаватель: а теперь давайте посмотрим ролик (ролик «Детская жестокость»). Преподаватель. Чтобы избежать подобных ситуаций буллинга, каждому стоит отвечать за свои поступки и не забывать об своих обязанностях. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.