КЛАССНЫЙ ЧАС «ПУТЬ К СЕБЕ».
Стасенко О.В. учитель математики
КГУ «КенаральскаяСШ»
отдела образования акимата
Федоровского района
Добрый день. Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: «Каков путь к себе?» Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. «Вот и всё», - говорят врачи. «Нет, - качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как ! научиться понимать самого-себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас особен, индивидуален и неповторим.
Ну что ж, попробуем вместе фиксировать этапы нашего пути к себе.
Итак, чтобы совершить первый шаг на пути к себе, я предлагаю вам психоло- | гическую игру.
Игра
Перед вами коробка с отверстиями с разных сторон. Внутри неё - предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать только то, что вы видите, не называя самого предмета. Я приглашаю трёх желающих к столу... (Описания учащихся.)
Совпадают ли ваши мнения?
Поменяйтесь местами и посмотрите снова... (Описанияучащихся.)
Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один? (Рассуждения учащихся.)
Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке? (Высказывания учащихся.)
Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.
Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом».
Итак, первый этап движения на пути к себе - получить представление других о себе (Я - ГЛАЗАМИ ДРУГИХ).
А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею перед вами три зала: №1, № 2, № 3 (классный руководитель показывает картины, изображающие жизнь как наслаждение, жизнь как общение и жизнь как поиск её смысла, но никак это не комментирует и названия залов не называет). Пусть каждый из вас выберет тот зал, в который ему хотелось бы войти. Те, кто выбрал первый зал, пересядьте за первый стол и т.д. Выразите общее мнение: почему вам хотелось войти именно сюда? (Идёт обсуждение.)
А теперь давайте узнаем, в какой зал вам захотелось войти. Идеи зала:
1. Жизнь как наслаждение.
2. Жизнь как общение с другими людьми.
3. Жизнь как поиск смысла жизни.
В такие ли вы залы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в вашем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить своё решение (повторный выбор).
Что побудило вас к новому выбору? Давайте попробуем провести аналогию с человеком.
А. Экзюпери говорил: «...Не всегда первое впечатление бывает верным». Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях». Вы согласны с этим? (Обсуждение.)
Да, и я продолжу ваши мысли. Позвольте мне рассказать одну небольшую историю:
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная и порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой старушки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Я думаю, вы согласитесь, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.
Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе - научиться делать выбор (Я И МОЙ ВЫБОР).
Совершая выбор, мы так или иначе оцениваем предмет, ситуацию, человека. И делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.
Игра «ТОРГИ»
Следующий этап нашей работы условно назовём модным сегодня словом «Торги». «Торги» - это игра, и для участия в ней приглашаются три пары. В каждой паре один участник - покупатель, другой - продавец, владелец предмета, название которого написано на карточке (это может быть: коробка швейцарского шоколада; кошка, живущая в доме четыре года; дедушкина медаль). Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем который являетесь вы (работа в парах, разыгрывается ситуация торгов).
Вывод: есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены. Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
__________________________ ________ Сердца, не занятые нами,
Рождественский Роберт Иванович
Известный поэт-лирик и публицист родился 20 июня 1932 года в семье военнослужащего в селе Косиха Алтайского края. Характерными отличиями творчества Рождественского являются современность и актуальность поднимаемых поэтом тем и проблем, которые он выносит перед самим собой и нами. Умер Роберт Рождественский 20 марта 1994.
|
Не мешкая, займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет, нас разя...
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя. Иногда нужно уметь сказать «нет» сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самим собой.
Если надо за правду - бей!
Если влюбишься - не робей!
Если заперта дверь - стучи!
Если трусы молчат - кричи!
Если ветер в лицо - не гнись!
Если радость на сердце - пой!
Но всегда будь самим собой.
Роберт Рождественский I
Третий этап на пути к себе - ценностное самоопределение
(Я И МОИ ЦЕННОСТИ).
Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя? (Рассуждения
детей.) Поставим здесь многоточие. Дорога к самому себе - это дорога в целую
жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим,
* потому что вы - Человек,
х потому что вы можете выбирать,
х потому что вы можете помочь кому-то,
х потому что вы - это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями. Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, Hj чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её добрыми пожеланиями друг другу. Я приглашаю вас всех в круг.
Игра «ПАУТИНКА»
Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание...
Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите она ещё хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.