СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу. Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией, чувство долга перед Родиной, дисциплинированность.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»»

КЛАССНЫЙ ЧАС

в 3 классе

«СЫН ПОЛКА. ДЕТСТВО, ОПАЛЁННОЕ ВОЙНОЙ»

Цель:

В доступной и эмоциональной форме познакомить учащихся с жизнью сверстников в тяжелые годы Великой Отечественной войны, показать, что дети на ряду со взрослыми приближали Победу.

 

Задачи:

  • Активизировать интерес ребят к истории Великой Отечественной войны.

  • Познакомить ребят Тарасенко Алексеем Афанасьевичем, чьи детские годы пришлись на военное время.

  • Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, одержавшую победу над фашистской Германией, чувство долга перед Родиной, дисциплинированность.


Ход мероприятия

(Тихо звучит мелодия песни «Священная война»).


Вступительное слово учителя.

Добрый день.

У всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны немало детских лиц.

Мальчишки огненных лет…Они рано стали взрослыми. До войны они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Учились, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Но пришел грозный час. И наравне со взрослыми приняли они на свои детские плечи тяжесть испытаний и горя военных лет. Вместо школьной парты у них был окоп, вместо книг и учебников – оружие. Они видели рядом смерть и приходилось убивать самим. И дети не дрогнули, не согнулись, показали, какими огромными могут быть сила духа и мужество, когда в сердцах горят священная любовь к Родине и ненависть к врагам.

Ещё не достигнув совершеннолетия, ребята достигали таких высот мужества, что оказались достойными орденов и медалей. В Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждении ребят никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых, потому что их воинская доблесть стояла в одном строю с мужеством взрослых. Среди награжденных были даже дети 6-8 лет.


Ученик. Сын полка

Александр Фоменков

Он лежал головою на запад,

В грудь планеты уткнувшись лицом,

Будто к маме прильнуло поплакать

Детство наших с тобою отцов.

Под кинжальным огнём пулемётов

Стебли трав пеленали его.

До войны он мечтал стать пилотом,

Но войне дела нет до того.

Навалилась, ему не по росту,

Боль Хатыни… (Та боль на века!)

Это только читается просто:

Сын полка,

Сын полка,

Сын полка.


Сын полка! Разгружал он снаряды,

Он к подпольщикам в город ходил,

Он вчера был представлен к награде,

А сегодня … его фриц убил.


И когда степь остыла от боя,

Политрук похоронки писал…

Это мы его память чтим стоя, -

Полк-отец на колено припал.


Учитель.

Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и братьями. На переднем плане, как сыны полков. На боевых кораблях, как воспитанники Соловецкой школы юнг. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В подполье, как Володя Щербацевич, Марат Казей, Люся Герасименко, Валя Котик и Тарасенко Алёша, рядовой боец 890-го автобатальона – наш земляк, который у нас сегодня в гостях.


Слово родителей.

1943 год. Наши войска с ожесточенными боями продвигаются на Запад. 21-я артиллерийская дивизия прорыва вела бои в Белоруссии.

Октябрь. Здесь это время дождей. Непролазная грязь. Слякоть. Сырой промозглый ветер пронизывает до мозга костей.

Автомашина с прицепом – будкой, следовавшая в расположение своей части, застряла на фронтовой дороге. В будке находились майор Л.А. Луговец, капитан Г.И. Беличенко и младший лейтенант В.Н. Стешин. Последний курил, присев у распахнутой двери. Вдруг у двери, как из-под земли, возник мальчик. Копна светло-русых, давно немытых волос заменяла ему шапку. Одет он был в насквозь промокшую, с чужого плеча фуфайку.  В руке мальчик держал ящичек. Подняв испитое личико и с умоляющими серовато-синими огромными глазами, он обратился к курившему трубку Стешину.

 - Дяденька, дай закурить!

 - Откуда ты здесь, мальчик?

 - Оттуда, - неопределенно махнул тот в сторону болота и леса.

 - Разве ты умеешь курить?

 - Да, умею!

 - И ругаться можешь?

 - Еще как!

В знак подтверждения своих слов мальчик выдал все, что знал, и сплюнул сквозь зубы.

 - А что ты еще умеешь?

 - Умею солдат стричь! Вот у меня и инструмент есть! Немецкий!

В глазах мальчика замелькали радостные искорки тайной надежды.

 - Так ты, может, поедешь с нами?  - предложил Стешин.

Забыв о куреве мальчик радостно воскликнул: - Поеду! И не заставляя себя долго ждать, проворно забрался в будку.

Дорогой он рассказал о себе. Зовут Алеша, фамилия – Тарасенко, одиннадцать лет. Во время фашистской оккупации потерял своих родителей и теперь вынужден скитаться по прифронтовой полосе.

В батальоне Алешу выкупали, подстригли, переодели. Он оказался на редкость смышленым мальчишкой.

Так прошло несколько дней. Наступило время отправлять Алешу в тыл. Несколько раз пытались с ним поговорить на эту тему. Однажды вечером собрались в землянке, где жил Стешин. Все стали убеждать мальчика поехать в тыл. Но он так умолял, так плакал недетскими горючими слезами, приговаривая, что он все равно убежит на фронт мстить за мамку и папку, за родных и близких, за свое сожженное немцами село!

Мальчика успокоили и дали еще подумать. Все ушли. Вскоре Стешин и Алеша легли спать.  Но, чутко солдатский сон. Сквозь дрему услышал лейтенант, что в землянке что-то тихонько зашуршало и послышались вкрадчивые шаги. Включив фонарик, Стешин увидел у двери одетого Алешу. И сразу же все понял – мальчик решил сбежать.

 - Ты куда это направился, а? – строго спросил Стешин.

И тут Алеша обхватил шею лейтенанта своими ручонками и зашелся в рыданиях.

 - Дядя Вася! Товарищ лейтенант! Не отправляйте меня в тыл! Возьмите меня с собой.

Стешин успокоил мальчика и уложил спать. Так Алеша Тарасенко стал сыном полка. На фронте он стриг солдат и офицеров, исполнял обязанности вестового и ординарца.


Слово ветерана. Я прошел с дивизией как рядовой боец 890-го автобатальона дорогами Первого и Второго Прибалтийских, Ленинградского фронтов – до самой Победы. Участвовал в операции по окружению Курляндской группировки фашистских войск и был награжден медалью «За победу над Германией» в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

В августе 1945 года был направлен в 3-ю Московскую школу военно-музыкальных воспитанников, которую окончил в 1949 году. Отслужил срочную службу, позже окончил Каунасскую спецшколу милиции, затем Омскую школу милиции. Работал старшим следователем, начальником следственного отделения. В настоящее время проживаю в городе Липецке. Прошу задавать ваши вопросы.

ВОПРОСЫ ДЕТЕЙ.

Ученик. "Баллада о сыне полка" Екатерина Кирилова

Спасти страну свою от горя

Для каждого - и честь и долг!

Освободить селенье боем

Сумел лихой казачий полк.

Горели избы и деревья,

И одевалась в чёрный цвет

Старушка - русская деревня,

Согнувшись от тяжёлых бед.


Отряд бойцов из леса вышел,

На помощь жителям спеша,

В развалинах на пепелище

Лежали люди... не дыша.

Никто не выжил в пекле этом -

Войны ужасен страшный лик...

И только слышен голос где-то -

Ребёнка одинокий крик.


Сражённая рукою немца

Убитая лежала мать...

И некому отдать младенца

И решено с собою взять…

Ему придумывали сказки

И, собираясь в дальний путь,

Кроватку сделали из каски,

С краёв сдавив её чуть-чуть.


В ребёнке каждый видел сына

И по-отцовски опекал,

Чтоб вырос из него мужчина,

Чтоб он Россию защищал!

Бывали трудные моменты -

Огонь, предгрозовая тишь…

Все фронтовые километры

С отрядом вместе был малыш.


Вот зацвели кругом тюльпаны -

Стал ярче даже солнца свет…

Нёс знаменосец мальчугана,

Как символ воинских побед!

Спасти страну свою от горя

Для каждого - и долг и честь!

Мы помним мужество героев,

В России подвигов не счесть!

Попурри из песен военных лет.


Подведение итогов. 

(Тихо звучит мелодия песни Я.Френкеля «Журавли»)

Учитель. Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень со взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Восемь – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…

В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

Минута молчания. Звучит метроном.

И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Слово ветерана. Главное, что я увидел сегодня, это ваши взволнованные глаза, ваше желание поделиться своими впечатлениями об услышанном, выразить свое отношение к подвигам юных героев. Надеюсь, что вы ощутили, как много мужества и духовной стойкости потребовала от человека война, какое огромное горе она принесла миру. И испытали чувство великой благодарности к миллионам советских людей, отдавших свою жизнь за наше счастливое будущее.

Звучит песня «День Победы».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!