Классный час: «Ты и твои товарищи»
Задачи: Создать условия для свободного общения в классном коллективе;
Вызвать у детей желание чуткого и доброжелательного отношения друг к другу и окружающим;
Прививать ребятам такие качества, как милосердие, чуткость и доброта.
Оборудование:
На доске написаны правила вежливости:
«Вежливость проявляется в отношении к людям»
«Будь вежлив со своими товарищами»
« Не давай ни прозвищ, ни кличек»
Ход занятия
-Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь на нашем занятии. Давайте вместе прочтём те правила, которые написаны на доске. ( Чтение и обсуждение)
-Сегодня наш разговор я хочу начать с пословицы: «Друга ищи, найдёшь – береги!»
-Ребята, а у вас у всех есть друзья? По каким поступкам вы можете судить о них, что это настоящие друзья? А что в вашем понятии быть вежливым? (Ответы детей)
-Да, действительно, вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять ни кому неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.
-Иногда ребята ведут себя грубо с родителями, с товарищами, со старшими. Им кажется, что они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости. Вежливое отношение к окружающим – закон нашей жизни!
Один за всех – и все за одного.
(Предлагаю этот девиз произнести хором)
-С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. Надо быть всегда вежливыми со своими товарищами. Разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова». А сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Дополните мои предложения:
Когда услышит…(добрый день)
От слова тёплого…(спасибо)
-Ребята, таких волшебных слов очень и очень много, и всем вам нужно чаще употреблять их в своей речи. А какие вы ещё знаете «волшебные слова»?
(Ответы детей).
-А умеете ли вы ими пользоваться, мы сейчас проверим. (Проводится игра
«Вежливые ребята». Игра заключается в том, что детям нужно вставлять «волшебные слова» в рассказ учителя.)
Рассказ
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. На остановке в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…(пожалуйста!)» Женщина вежливо поблагодарила Вову:.. «Спасибо!» Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть было не упал и сильно толкнул какого-то мальчика. Мальчик хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал…(«Извините, пожалуйста»)
-Ребята, вы отлично пользуетесь « волшебными словами». Никогда не забывайте здороваться при встрече и прощаться при расставании.
-А сейчас давайте послушаем стихотворение
С. Я. Маршак «Четыре глаза»
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы.
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему:
«Зачем тебе 4 глаза?»
Саша, Саша – водолаз
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену,
-Нет, - говорит он, - никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
-Очки носить не стыдно,
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно.
Над теми, кто надел очки
Смеются толь дурачки.
-Ребята, а почему Саша заплакал? (Т. к. было оскорблено его человеческое достоинство). Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей. Воспитанный человек не станет сам и не позволит другим унижать и оскорблять своего больного товарища.
-Учёные и врачи попытались ответить на вопрос: влияет ли грубость, оскорбления на здоровье людей. Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьёзные последствия. Когда ребёнку приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью. Это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми и недоверчивыми.
-Ребята, а какие качества вы цените в друзьях?
-За что обижаетесь на товарищей?
-С кем из одноклассников приятно вместе работать и играть?
-Иногда бывает так: во время перемены вы затеваете игру, но постепенно игра превращается в борьбу. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить тех, кто слабее. Послушайте стихотворение.
Е. Ильина «Игра»
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
-Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями, мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота!
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица,
И пусть тот. Кто злится – стыдится!
-Все вы, ребята, в играх своих должны оставаться друзьями. Хвастать силой и драться со слабыми – не достойно воспитанного человека!
Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу.
Принятие правил дружбы:
Будь вежлив, внимателен, доброжелателен.
Будь отзывчив.
Помогай слабым.
Будь добрым, вежливым.
Будь скромным. (Скромный человек не хвастает своими поступками.)
Итог занятия: Если вы будете не только помнить эти правила, но и соблюдать их, то вы будете хорошими товарищами. А как говорится, «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде». Ребята, давайте закончим наш классный час песней «Если с другом вышел в путь»