СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вирус сквернословия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вирус сквернословия»»

Классный час

"Вирус сквернословия»

Классный руководитель:

Писарева С.П.

Луганск

Классный час "Вирус сквернословия"

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о вредных привычках;

  • воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;

  • побуждать к нравственному самосовершенствованию;

  • формировать навыки здорового образа жизни;

  • формировать культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения;

  • развивать умение работать в группах.

                                                                                         

Оборудование:

  • анкета «Вирус сквернословия».

Ход классного часа

    Речь - это показатель ума.

                                                                                                                            Сенека.

Учитель. Читает отрывок стихотворения В. Матусовского. (наш земляк)

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 


Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно. 


Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Мы сегодня проведем классный час на тему: «Вирус сквернословия».

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие.          Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

Проводя этот классный час,  мы поднимем  самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Эту тему мы выбрали не случайно. В последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли  из-за недостаточности словарного запаса,   поэтому  чтобы узнать, зачем мы произносим эти матерные, бранные слова провели анонимное  анкетирование «Твое отношение к сквернословию».

 

В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один  правильный ответ (Приложение 1).

Учитель. Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Обсуждение результатов анкетирования.

А теперь, начнем наш классный час: «Вирус сквернословия»,  я хочу вкратце ознакомить вас с значением слова сквернословия, т.е.  поговорим с вами о вреде  сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные  матом.

Что такое сквернословие?  

Сквернословие (по толковому языку русского языка С. Ожегова) - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая  («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производных от них слов.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и   хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

И я попрошу  участвовать  в диалоге о сквернословии, об истории возникновения сквернословия,  о сквернословии и здоровья, о научном  исследовании  о сквернословии  - учащихся нашей группы:

  • сообщение: «История   возникновения сквернословия»  (Мителлаева Настя)

  • сообщение «Сквернословие и здоровье» (Киселева Катя);

  • сообщение «Научные исследования ученых о вреде сквернословия» (Ананьев Макар).

История возникновения сквернословия.

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф. Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение.  Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания,  и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин  отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м  веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных  мыслеобразов  человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают  гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые  матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная скабрезная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если скабрезности становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается. 

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими  уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Учитель. А  сейчас  ответьте на вопрос, готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?  Каким образом?

  • развивать устную, литературную речь;

  • читать много классическую литературу;

  • развивать культуру речи. Особенно нашу родную, русскую литературу;

  • вести здоровой образ жизни, беречь здоровье.

         

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!   Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня  нами, классный час  принесет  положительный  результат  и  те  привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

Учитель.

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра.

Жизнь- это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви».

Ах, как нам добрые слова нужны! 
Не раз мы в этом с вами убеждались с вами, 
А может, не слова - дела важны? 
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас. 
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час, 
Когда они другим не обходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык. 
Как красив и чудесен его благостный лик... 
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись". 
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим, 
И мой мир без него не богат, а убогий. 
И для каждого он частица себя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас Современным казаться? 
Одеваться по моде и вслепую влюбляться? 
Или взрослым хамить и детей обижать? 
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет! Это только лишь казаться 
Современным быть - это уметь говорить, 
Это красиво выражаться.


Приложение 1

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"


1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.


2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости;

б) из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.


3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

б) редко;

в) никогда не использую.


4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.


5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость;

б) храбрость;

в) мне иногда станет легче.


6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

б) невоспитанность;

в) низкая культура.


7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.


8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней;

б) от девушек;

в) от взрослых.


9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а) не хочу, потому что, это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

в) пусть используют, когда надо.


10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

а) больше читать классических произведений;

б) развивать культуру своей речи;

в) я употреблял, и буду употреблять эти слова.







ЛИТЕРАТУРА


1. Эмото Масару «Любовь и вода» – М.: София, 2008.

2. Лекция о сквернословии. Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

4. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

5. Газета "Школьный психолог" №20/2008


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!