Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тармакульская Средняя школа
Классный час на тему
«Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»
Учитель: Туктарова О.Л.
2023
Классный час «Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»
Что такое отходы? На какие группы они делятся? Какова важность раздельного сбора мусора?
Актуальность проблемы:
Доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.
Цель: формирование сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;
Тип занятия: ролевая игра.
Методы: поисковый; проблемный; исследовательский.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.
1. Организационный момент.
Из присутствующих на занятии путем жеребьевки выбираются две группы - «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями».
Игра проходит в четыре тура:
«Золотые россыпи помоек».
«Очумелые ручки обывателя».
«Устами младенца».
«Аварийная ситуация».
Итоги игры подводятся учителем.
II. Постановка проблемы.
В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это, не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.
Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:
- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
- увеличение количества упаковки;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.
Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель; вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).
В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.
Тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.
1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20% эффекта потепления климата).
Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.
2. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.
Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более
4 %. Сказывается недостаточная экологическая культура населения. Люди не сортируют отходы и каждый человек, выкидывая пакет с мусором в контейнер, не считает мусор своим. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более-менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора.
С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Однако продолжающий выделяться там биогаз результат разложения органических веществ – создает взрыво- и пожаро-опасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность.
Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа и пр.), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) - почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.
Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку.
К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др.
При этом должны учитываться:
- преобладающее направление ветров в районе свалки;
- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
- водопроницаемость грунтов;
- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);
- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.
Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными
остатками. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».
III. Игра «Мусорный ветер».
1 тур. «Золотые россыпи помоек».
Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. (См. Приложение 1.)
2 тур. «Очумелые ручки обывателя».
Команды меняются табличками, и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это могут быть, например, «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.
3 тур. «Устами младенца».
«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.
(См. Приложение 2.)
4 тур. «Аварийная ситуация».
«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы. (См. Приложение 3.)
Подведение итогов игры.
Приложение 1
Тест «Золотые россыпи помоек»
(курсивом выделены верные ответы)
1. Большую часть Мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса;
б) стекло;
в) металл.
2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
а) Производство упаковочных материалов;
б) переработка мусора;
в) производство автомобилей.
3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать;
б) собрать в одном месте;
в) раскрошить.
4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
а) компостировать;
б) сжечь при специальных условиях;
в) переплавить.
5. Первоочередная забота при выборе места свалки:
а) защита поверхности земли и грунтовых вод;
б) ограждение места свалки;
в) укомплектование соответствующей техникой.
6. Появление несанкционированных свалок влечет за собой:
а) загрязнение почвы;
б) уродство ландшафта;
в) изменение климатических условий (температура, влажность).
7. Вредные выбросы оказывают влияние:
а) только на те регионы, где появилось загрязнение;
б) на близлежащие регионы;
в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».
8. Самая страшная «добавка» к воде:
а) бытовой мусор;
б) пестициды;
в) минеральные удобрения.
9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
а) газы;
б) жидкости;
в) твердые вещества.
10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение;
б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;
в) рециркуляция (повторное использование отходов).
11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
а) загрязнением;
б) экологическим кризисом;
в) интродукцией.
12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
а) теплоэнергетика;
б) нефте- и газопереработка;
в) автотранспорт.
13. Гарбология - это:
а) наука о доме, местопребывании;
б) наука, изучающая почву;
в) мусороведение.
14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет;
б) 50 лет;
в) 10 «0» лет и более.
15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:
а) 1-2 года;
б) 5-8 лет;
в) 20 и более лет.
Приложение 2
Тест «Устами младенца»
I. 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Ответ: пластмасса.)
II. 1. Ее изобрели китайцы.
у нас ее получают из дерева.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут.
(Ответ: бумага.)
III. 1. Его делают из песка.
Чаще всего оно прозрачное.
Когда падает, оно разбивается.
Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Ответ: стекло.)
IV. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится
старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже
вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Из этого можно сделать что-то новое.
Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Ответ: металлолом.)
V. 1. Это то, без чего мы уже не можем жить.
Этим мы пользуемся каждый день.
Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.
С помощью этого вещи становятся чище.
(Ответ: синтетические моющие средства).
Приложение 3
Тест «Аварийная ситуация»
1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)
2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные nункmы приема.)
Литература:
Величковский, Б. Т Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие / Б. Т. Величковский, В. И. Кирпичев, И. Т. Суравегина. - М.: Новая школа, 1997.
Высоцкая М.В. Мусор: что с ним делать?// Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2011. – с. 15-30
Мансурова, С. Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум / С. Е. Мансурова, Г. Н. Кокуева. - М. : Владос, 2001.
Миркин, Б. М Город без отходов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова // Биология в школе. - 2005. - № 3.
Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» / В. А. Самкова // Биология в школе. - 2000.- № 5, 7.
10