Классный час на тему: «Заповедники России».
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.
Цель:
1.Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации охраняемых природных территорий.
2. Формировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях.
Ход урока.
Охранять природу —
Значит охранять Родину.
М.М.Пришвин
I. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
Учитель: Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли.
II. Формулирование проблемы.
Учитель: Какой возник вопрос?
Дети: Почему им угрожает опасность?
В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными.
- Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову?
Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам. - Что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске). - Зачем люди создают заповедники? Какие виды заповедников вы знаете? - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? III. «Открытие новых знаний».
1. Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? Историческая справка.
Экологические проблемы встали перед человеком наиболее остро во второй половине XX века, когда его разрушительная деятельность приобрела глобальные масштабы. Сегодня происходит осознание человечеством того, что сохранение природы - условие его выживания на Земле. Однако, история охраны природы уходит своими корнями еще в доисторические времена.
Практически у всех народностей в древности существовали священные леса и рощи, где, по поверьям, обитали боги леса. Например, у бурятов такие священные леса были неприкосновенными, заповедными, и строго охранялись от всякого рода разрушения, загрязнения и осквернения. Здесь не полагалось рубить деревья, ломать веточки, нарушать дерн, косить траву. В неположенное время буряты в эти рощи боялись заходить.
Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец XI - начало XII века) В период царствования царя Алексея Михайловича Романова, к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала "Кунцевская местность" - заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот.
Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру 1. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 - от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Петербурга, в Поволжье и на Южном Урале. Для охраны лесов Петр 1 создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания (вплоть до смертной казни). Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Первый в России заповедник, Баргузинский, был создан 11 января 1916 г. в Бурятии. Сейчас в России 11 января считается Днем заповедников и национальных парков (показ плаката Этнокалендаря). В России этот День стал отмечаться в 1997 г., как ответ на инициативу международных общественных организаций: Центра охраны дикой природы, основанного в ноябре 1992 г., и Всемирного фонда дикой природы, действующего с 1961 г.
2. Работа в группах.
- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 101 заповедник, но мы сможем посетить только некоторые из них.
Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа, вопросы).
Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике.
3. Выступление.
Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации. Баргузинский заповедник, Кологривский лес, Утриш, Государственный природный заповедник, Государственный природный заповедник «Гыданский».
4. Обобщение выступлений.
Учитель: Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?
– Сохранение живых организмов.
– Охрана окружающей среды.
– Предупреждение развития разрушительных процессов.
IV. Итог урока.
- Скажите, ребята, зачем нам нужны заповедники?
- Правильно! Заповедники нужны для того, чтобы сохранить красоту природы, богатство её животного и растительного мира. Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении и восстановлении численности отдельных видов животных и растений.
Только благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных, например зубра, горала, кулана, бухарского оленя, тигра.
Заповедники дали возможность восстановить до промысловой численности уже исчезавших охотничьих животных: соболя, речного бобра.
У Михаила Дудина есть хорошие слова:
Учащийся класса читает стихотворение:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…
- Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?
- Нашей зелёной планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить.