- Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь поудобнее, мы начинаем! - Прочитайте девиз нашего урока.СЛАЙД «С книгой поведешься-ума наберешься». - Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла сегодня как девиз урока? Объясните пословицу. - Вы уже узнали много о детской литературе 11-18 веков, давайте проверим, помните ли вы изученные ранее произведения. СЛАЙД 1 задание в маршрутном листе - Тест «Проверь себя» на экране, ученики выбирают и соединяют автора и название произведения. Называют правильные ответы. Учащиеся вспоминают (обзорно) литературу XI–XVIII вв., прогнозируют характер детской литературы начала XIX в. – нравоучительные статьи Новикова, автобиографические книги – Аксакова и мемуары Болотова, Летописи, Поучение Вл.Мономаха, Букварь Истомина. 1.Беседа. Введение в тему. -Как вы думаете, в какой век мы теперь направляемся? -Правильно, в 19 век. Сегодня мы начинаем новый раздел. Нас ждет Третье путешествие в Москву начала 19 века. – Чего вы ждёте от встречи с этим веком? Работа с текстом «Путешествие третье». Наши знакомые герои Оля, Игорь и Николай Александрович снова на машине времени отправляются в путешествие. 2. Жужжащее чтение - самостоятельное чтение авторского текста (с. 88– 90). 3.Обсуждение прочитанного – В каком городе оказались путешественники? – Какой они увидели Москву? СЛАЙД – Почему путешественники отправились вслед за незнакомцем? СЛАЙД – Кто он? Что вы о нём знаете? Знакомо ли вам его лицо? (Рассматривание портрета И.А. Крылова). Найдите его на гравюре (с. 90). Что можно сказать об этом человеке? Какой него характер, судя по внешности? – Куда зашёл И.А. Крылов? Что такое книжная лавка? (книжный магазин) – Что думает Николай Александрович о басне? Найдите и прочитайте в тексте. – Какова точка зрения И.А. Крылова? Найдите и прочитайте. – Читали ли вы басни И.А. Крылова? Если да – какие? – Вопрос к читавшим басни: чью точку зрения (Николая Александровича или И.А.Крылова) на басню разделяете вы? – Поняли ли вы, что такое басня, из монолога писателя? – Выберите необходимую информацию и сформулируйте понятие. 4. Выполнение задания в тетради стр.37 – Работа в парах. (Т) Задание II. – Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей. – Этот прием называется иносказанием (запись на доске). СЛАЙД - Басни люди стали писать ещё в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времён, принадлежат баснописцу Эзопу, жившему около трех тысяч лет назад в Греции. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает поступки определённого человека. Т.е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь. ВЫКЛЮЧИТЬ ЭКРАН . В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И. А. Крылов. – Запомнилось ли вам что-нибудь из биографии Крылова? Что именно? – С какими по своей направленности текстами мы встретимся, читая басни? – Сохраняет ли поучительность литература начала XIX века? (да) – О какой особенной возможности басни поучать говорил И.А. Крылов? Сформулируйте тему урока. Какие цели мы ставим перед собой сегодня? 1. Работа с басней «Слон и Моська» до чтения басни. Антиципация. Беседа с учащимися: Стр.91 Басня «Слон и Моська» – Чему может научить басня с таким названием? (Предположения детей.) - Какие вопросы до чтения у вас возникли? -Кто такой слон? -Кто скрывается за словом Моська – человек или животное? -Какое это животное? -Что отражается в кличке собаки? -Какой вопрос по поводу названия этой басни вы бы задали автору? Попробуйте порассуждать. - На что обратили внимание и почему? -Посмотрите, как расположен текст басни. - Рассмотрите иллюстрацию к басне. Какое предположение можно сделать? 2.Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Чтение-слушание басни в исполнении Игоря Ильинского, мастера художественного слова. Актёрское чтение басни (аудиозапись) Учитель задаёт вопросы по первичному восприятию. -Интересно было слушать басню в исполнении актёра? -Чему может научить басня с таким названием? -Какой вопрос автору вы бы задали по содержанию текста? Самостоятельное чтение – каждый самостоятельно про себя прочитал. – Оправдались ли наши предположения? О чем говорится в басне? – Пользуясь записью в тетради (задание II.1), докажите, что это басня. Постановка вопросов к тексту и автору – диалог с автором через текст. Нахождение смысловых частей, постановка вопросов к ним. – Где происходит действие? – Какая история описывается? – Кто герои басни? – Опишите каждого из них (как выглядит, что делает, что говорит) Беседа по содержанию в целом. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. – Над кем из них смеётся автор – Где особенно сильно звучит авторская ирония? – Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение (мораль)? (нет) – Что чему противопоставляется в басне? 2) Подготовка к выразительному чтению (вычитывание басни). Анализ басни. Перечитывание текста. (Чтение басни вслух по строфам). Прочитайте первые 5 строк, расставьте паузы и подчеркните слова на которые по вашему мнению падает логическое ударение, подумайте какой будет темп чтения. -Проверяем. Кто готов?(Читает вслух и говорит, где поставил паузу и какие слова подчеркнул и почему) -Прочитаем эти строки ! Удалось? -Для чего по улицам водили слона? Найдите ответ в тексте (напоказ) Что это значит? (Показывали на улице людям, обратить внимание , для вида) -Почему именно слона водили по улицам на показ? (в диковинку) Что такое диковинка? (невидаль, редкость) - Кто пришёл посмотреть на слона зеваки? Кого называют зеваками? (группа любопытных, те кто слоняются по улицам без дела) - Откуда появилась Моська? (Отколе ни возьмись). Что этот значит ? (Внезапно откуда-то появиться) -Прочитайте следующие 3 строки и расставьте паузы, логические ударения, подумайте над интонацией, темпом чтения. - На какие слова будут падать логические ударения? Какая интонация усиливает действия Моськи? - А Какой будет темп?(быстрее к концу строфы) - Кто хочет показать свою работу? -Почему Крылов назвал собаку Моськой, а не Дружок? (кличка усиливает то, что собачка маленькая) - Почему Моська не боялась слона? (Он не мог ей причинить вреда) - Продолжим работу, постарайтесь самостоятельно найти следующую смысловую часть в которой появляется новый герой басни и поработайте самостоятельно. -Кто этот герой? (Шавка). Кем является Шавка? - Что она советует? Как нужно прочитать совет? Что Шавка советует? Найдите в тексте и прочитайте (перестать срамиться). Как понять смысл? (перестать позориться) -Кто готов поделиться работай? Слушаем. Удалось передать голосом слова Шавки? Кто ещё готов поделиться своей работой? -Подготовьте к выразительному чтению ответ Моськи. -Проверим вашу работу. Вспомните как читал эти строчки мастер художественного слова Ильинский. (Радостно, передать голосом высоту (визгливость). - Есть желающие? А кто ещё желает попробовать? -Зачем Моська напала на слона? (Стать забиякой). А кого называют так? (слайд) Дочитайте басню, поработайте над ударением, интонацией. Проверим. - Для чего Моська лаяла на слона? (Показаться сильной). -Кем оказалась Моська? (хвастунишкой) -Что высмеивает И.А.Крылов? Как называется этот недостаток? (хвастовство) - А может этот недостаток быть у человека, а у животного? - Есть ли прямо сформулированное поучение? (нет). А в каких словах заключается главная мысль, вывод? Такой вывод, наставление в басне называется МОРАЛЬ (на доске открывается слово МОРАЛЬ) - Скажите, а вы смогли увидеть как автор относится к своим героям? (нет отношения автора ) -Прочитайте всю басню соблюдая все выразительные средства. Оцените чтение. Выразительное чтение басни учащимися. – Сформулируйте поучение (выполнение задания в маршрутном листе). Работу выполняйте в парах. Учащиеся пытаются сформулировать мораль басни в прозе или в стихотворной форме. Выбор наиболее точного поучения. 3. Работа с текстом басни после чтения. 1) Беседа с учащимися: – Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни? да – Что осуждает Крылов этой басней? (хвастовство) Знакомство с писателем. Рассказ о нем. Беседа о личности. Работа с дополнительными материалами. - Давайте перелистаем страницы биографии Крылова. И нам помогут мои помощники-исследователи: 1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных. Иван Андреевич Крылов написал более 200 басен. Его басни знали люди всей планеты. Но он оставался скромным человеком. Великому баснописцу поставили памятник в Санкт-Петербурге, в Летнем саду. Он был сооружён на деньги, собранные по всей Руси. У памятника всегда цветы. 4) – Вернитесь к диалогу И.А. Крылова и Николая Александровича (с. 89 учебника). -Интересны ли вам басни Крылова? -Чем именно? -Так пригодны ли басни для детского чтения? - Чем басня отличается от других литературных жанров? -Хотели бы вы ещё прочитать басни Крылова? Почему? -Почему интересно читать? (Ещё раз дети смотрят на доску, где на карточках названия басен). Учитель обращает внимание детей на книжную выставку с баснями И.А.Крылова. Творческое задание – по группам. 1 группа – распределить роли и подготовьте выразительное чтение басни по ролям. 2 группа – если бы вам предложили задание назвать эту басню по-другому, какое название стало у басни? Почему? 3 группа – подготовьте пересказ басни «Слон и Моська». Сначала спрашиваю о другом названии басни, затем чтение по ролям и потом – пересказ. Потеряла ли басня в пересказе? Да, басня в стихотворной форме более выразительная. |