« Когда мы едины – мы не победимы»
Познавательный патриотический час, посвященный Дню народного единства
Лыбань Надежда Игнатьевна,
педагог дополнительного образования
Цель: Знакомство с историей праздника Дня народного единства
Задачи:
1. Познакомить с народными героями войны 1612 года;
2. Развивать интерес к истории России;
3. Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование:
- Компьютер, экран
- презентация народных героев Минина и Пожарского
Аудитория: 11 – 12 лет
Литература: 1. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель,2006,-169с.
2. Билибихина Н.А., Калитвенцева Л.А.. Волгоград: Учитель, 2007. – 129
Ход мероприятия
Ведущий:День народного единства - это государственный праздник нашей страны, был утвержден 4 декабря 2004 года. Наше Отечество, так мы называем нашу Россию, потому что здесь жили наши прадеды, деды, отцы. Любовь к родной земле, к отчему дому – естественна для человека как сама жизнь.
Русская земля в разные времена и эпохи подвергалась вражеским нападениям. Всегда иноземцам привлекали наши природные богатства, наши земли. Страшно, когда вот так, варварски, обрубаются корни, которыми в разные времена предыдущие поколения вросли в родную землю. Но еще страшнее, когда выхолащивается душа народа, когда забвению предаются его культура, обычаи, нравы. Как бы не старались чужеземцы, но ни кто и никогда не мог победить нашу Русь.
Сегодня мы поговорим о тех временах, о тех исторических событиях, когда польско – литовские захватчики хотели поработить Русь. Власть захватили поляки и целый год по предательству верхушки бояр, которые стояли у власти, у престола царствовал самозванец Лжедмитрий 1. Русь была на грани разорения. Как вы думаете, почему? Ответ прост, не была единства народа, единства сила, единства русского духа. А когда нету хорошего хозяина, начинаются беспорядки, хаос, все выходит из – под контроля и тогда, иноверцам легче всего захватить наши земли, а народ превратить в рабов. Но во все времена, когда Родине угрожала опасность, находились героические люди. И когда патриарх Гермоген, призвал народ на борьбу с польскими захватчиками, люди откликнулись. И что же это были за герои, обратимся к биографическим справкам.
1 учащийся: Минин Кузьма Захарьевич. Биография этого народного героя почти неизвестна до 1611 года. Историки того времени, предположительно полагали, что родился он в 1570 году в Балахне неподалеку от Нижнего Новгорода, в состоятельной семье. Он мало чем отличался от простых людей. В молодости юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей. Среди людей, Кузьма пользовался авторитетом и в 1611 году еговыбрали слободским старостой. Призыв патриарха запали в душу молодого патриота. Главная мотивация его гражданского подвига была православная вера. По его словам, к нему во сне не раз являлся преподобный Сергий Радонежский, чтобы поднимали ополчение на борьбу с захватчиками.
Минин хорошо разбирался в психологии людей. Он говорил о поруганных святынях, об угрозе быть рабами, призывал действовать сообща и народ признал его предводителем и хорошим хозяйственником. Минин жестоко требовал отдавать третью часть доходов на ополчение. И красноречивый и пламенный призыв был услышан жителями. В 1612 году Кузьма Минин вел жестокие под Москвой, успешно вел баталии, интервенты были уничтожены. Без сомнения Кузьма Минин – это русский национальный герой своего времени.
2 учащийся: Князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Государственный военный деятель, являлся потомком Юрия Долгорукова, родился 1 ноября 1578 года, В семье князей Стародубских. Дмитрий Пожарский оказался талантливым полководцем, сторонник Василия Шуйского в борьбе с Лжедмитрием 2. В 1612 году руководил боевыми действиями против польских отрядов вместе с Кузьмой Мининым. Люди знали, что бедствие на Русскую землю пришло не напрасно, а это следствие греха. Три дня с постом и молитвой обращался народ к Господу и Пречистой Богородице за помощью. Именно 4 декабря была произнесена совместная слезная молитва, народ сплотился и с иконой в руках пошли на врага, потери были большие, но враг отступил. Минин и Пожарский вышли на историческую арену в один из самых трагических периодов русской истории. Они стали символом самоотверженного служения Отечеству. 1. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель,2006,-169с.
2. Билибихина Н.А., Калитвенцева Л.А.. Волгоград: Учитель, 2007. – 129
3 учащийся: Памятник Минину и Пожарскому был установлен на Красной площади в 1812 году, он стал памятником победы русского оружия не только в войне 1612 года, но и Отечественной войне 1812 года, автор памятника Иван Петрович Мартос. Памятник установлен на постаменте из светлого мрамора, горельефы, которые расположены внизу памятника рассказывают о войне того времени: люди собирают пожертвования для ополчения, а воины гонят захватчиков из Москвы. Тут же Иван Петрович изобразил и детей своих, когда в 1812 году
полчища Наполеона и вторглись в Россию, сыновья Мартоса с его отеческого благословения пошли на войну и храбро сражались.
Ведущий: История не только просвещает, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее.
4 декабря – этот день знаменателен тем, что единство и солидарность русского народа подчеркивают силу и мощь нашего государства. В настоящее время россияне в каждодневном труде, в творчестве объединяют свои усилия и устремления, для того, чтобы наша Родина стала крепче, дружнее, могучее. «Когда мы едины – мы непобедимы!»- гласит народная мудрость и наш народ верит в завтрашний день. Россия была и будет великой державой, благодаря каждому из нас, благодаря тем, кто зовет нас к новым вершинам благополучия, кто защищает и защищал наши Земли.
Литература:
1. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель,2006.-169с.
2. Билибихина Н.А., Калитвенцева Л.А. Патриотическое воспитание школьников. Волгоград: Учитель, 2007. – 129
3. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание. Волгоград: Учитель,2001 – 162 с.