СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.»

Урок по ИЗО в 7 классе.

Дата___________

Тема: Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

Цель: Освоение композиционных принципов создания объекта

графического дизайна.

Задачи:

1. Образовательные: показать значение синтеза слова и

изображения в полиграфии, знакомить с требованиями к композиции в

полиграфическом дизайне, учить приёмам композиционного построения

объекта графического дизайна.

2. Развивающие: развивать наблюдательность, конструкторские

способности.

3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, развивать

творческие способности для достижения образно-информационной

цельности, развивать познавательный интерес к графическому дизайну.

Зрительный ряд: образцы полиграфической продукции, презентация

«Полиграфический дизайн»

Оборудование: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, вырезки из газет

и журналов.

Основные понятия: полиграфическая композиция, полиграфический

дизайн.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку


II. Изучение нового материала

Мы живём в такое время, когда необходимо постоянно обмениваться

информацией. Информацию можно передавать разными способами. Одним

из самых распространённых является изображение.

Уже самые первые рисунки в древности несли информацию. С

возникновением письменности текст также становится средством передачи

информации. Если текст и изображение объединить, то их действие

усилится.

А где могут быть объединены изображение и текст?

Учащиеся:

Плакат, обложка книги, журналы, поздравительные открытки, афиши,

календари, упаковка товаров.

Учитель:

Все это – полиграфия, её дизайн разнообразен. В основе графического

дизайна лежит искусство композиции, которое определяет облик книг,

журналов, газет, плакатов и т.д.

Открывается первый слайд презентации (рисунок 1).

Как могут взаимодействовать текст и изображение? Проследим на

примере плаката. Плакат – это изобразительная композиция, она включает в

себя краткий, но активно воздействующий текст. Язык плаката точен,

выразителен, многообразен.

Открывается второй слайд презентации (группы плакатов) (рисунок 2).

Плакат по природе своей – реклама. В зависимости от того, что он

рекламирует, плакаты можно разделить на три группы.

1. Торговые плакаты имеют целью продвигать продажу товаров или

услуг. Сюда же можно причислить афиши зрелищ, театральные, кино

плакаты.

Рисунок 2 – Пример рекламного плаката


2. Социальные плакаты рекламируют общечеловеческие моральные

ценности, борются с общественными пороками, к этой группе относятся

плакаты по технике безопасности.

Рисунок 3 – Пример социального плаката


3. Политические плакаты ставят целью победу на выборах,

продвижение политической доктрины.

Рисунок 4 – Пример политического плаката


В картине создаётся иллюзия пространства. В плакате изображение

плоскостное, в нём вообще нет глубины, строится по композиционно-

смысловому принципу (что важнее, то крупнее и ближе не зависимо от того,

где оно находится). Объекты вместе с текстом композиционно соединяются в

единой плоскости. Изображение и текст соединяются по принципу образно-

смысловой значимости, что называется монтажом.

Открывается третий слайд презентации (рисунок 5-6).

Обычная композиция плаката проста: сверху располагается название

темы, в середине – изобразительный материал с пояснительными надписями

под каждым изображением или в нижней части плаката. Название темы

должно быть кратким, ясным и написанным крупным жирным шрифтом. Оно

может иметь форму призыва или цитаты. Композиция изобразительного

материала может быть симметричной и ассиметричной. Важно, чтобы все


композиционные средства способствовали последовательному раскрытию

тематического содержания плаката. Чаще всего изображения выполняют в

ясно читаемой линейной очерковой манере, но более желательны красочные

тоновые и цветные иллюстрации. Пояснительные надписи делают мелким

шрифтом. Текстовая и изобразительная части плаката должны представлять

собой неразрывное целое, воздействующее каждой своей частью и всем

композиционным строем.


А какого вида изображения используются художником в плакате.

Прежде всего, это рисунок: реалистический или условный, вплоть до

декоративной абстракции.

Фотография на поле плаката может быть отдельным элементом

(например, в виде прямоугольника), а может «вырастать» из фона.

В учебной работе этого эффекта можно добиться, вырезав

фотографию по контуру и вклеив её в эскиз плаката.

Фотография (часто это пейзаж) может служить фоном для

изобразительной детали и текста, тогда текст размещают на спокойной,

нейтральной части фотографии.

Всем известны открытки (поздравительные, пригласительные) – это

как бы мини-плакаты. В них также важно сочетание изображения и шрифта.

Текст открытки обычно краткий: 2-3 слова - «С Днём Победы!»,

«С 8 Марта!»). Конструкция открытки проста: наиболее распространены

открытки в виде листка или листка, сложенного пополам. Современные


открытки бывают с вырезанными окошками, с фигурным контуром,

необычно открывающимся и т.д.

Рисунок 8 – Пример поздравительной открытки


III. Физкультурная минутка.

«Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара (поднимать и опускать плечи)

Смотрим влево, (повернуть корпус влево)

Смотрим вправо, (повернуть корпус вправо)

Смотрим вверх, (поднять голову вверх)

Смотрим вниз (опустить голову)

Чуть присела на карниз (выполнять лёгкие полуприседания)

А с него свалилась вниз (резко присесть)


IV. Практическая работа

Создание эскиза плаката. Учащиеся должны соблюдать

композиционные принципы, правильно компоновать готовые элементы,

поэтому задания выполняют в технике коллажа, используя цветную бумагу и

вырезки из журналов. Изображение часто само подсказывает ребятам

тематику плаката.

Ещё одно задание – создание поздравительной открытки. Чтобы

сделать открытку необычной и привлекательной, учащимся нужно

придумать для неё оригинальную конструкцию.

В работе можно использовать разнообразные материалы: пух, мех,

вату, блестки и т.д.

Короткие фразы открытки можно вырезать из журналов, «набирая» из

отдельных букв, текст поздравления написать от руки.


V. Актуализация знаний

Перечислите известные объекты, относящиеся к области

графического дизайна. Что такое плакат? Как в плакате называют соединение

изображения и текста? Какие типы плаката вам известны? Как вы думаете,

какие темы плакатов будут особенно актуальны в наше время.


VI. Итог урока. Рефлексия

Мы посвятили наш урок композиционным основам макетирования в

графическом дизайне.

Какую цель ставили?

Удалось ли достичь цели?

Что получилось? Что не получилось? Почему?

Выставка работ учащихся. Обсуждение. Выставление оценок.













Урок по музыке в 7 классе.

Дата___________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Стон Русской земли. Молитва.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи урока:

образовательные

— знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

уметь

— определять рольбалетмейстера и дирижера в балетном спектакле,

приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

воспитательные

— воспитание патриотизма.

Развивающие

— развивать вокально-хоровые навыки при работе над песнями «Журавлиная песня», «Моя Россия».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Ход урока


Музыкальное приветствие:

- День добрый! День добрый! Слова эти мы повторим. День добрый! День добрый! - Всем друзьям говорим!


Актуализация ЗУНов.

Проведем разминку.(презентация)

Назовите простые жанры (песня, танец, марш)

Вспомните сложные жанры (опера, балет, симфония, концерт)

Что мы называем душой музыки? (мелодия)

Что такое скорость исполнения музыкального произведения? (темп)

Назовите русских композиторов. (Бородин, Глинка, Чайковский, ..)

Следующий вид работы — Найди лишнее:

«Руслан и Людмила», «Князь Игорь», «Щелкунчик», «Иван Сусанин»

«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизнь за царя», «Щелкунчик».

Ритм, динамика, вальс, мелодия.

Труба, флейта, виолончель, гобой.

К. Сен-Санс, П. И. Чайковский, М. И. Глинка, А. П. Бородин.


В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова А. С. Пушкина:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

 - Почему именно эти строки я взяла в качестве эпиграфа?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Обратите внимания на изображения, которые лежат у вас на партах.

Предложите тему сегодняшнего урока.


Постановка темы урока, целей, задач самими учащимися.

Что мы должны узнать на уроке? С какой целью будем вспоминать и расширять наши знания о таком жанре, как «балет».

 - Узнали ли персонажей балета П. И. Чайковского?

Действительно, создатель русского классического балета — П. И. Чайковский.

Он автор трех балетов — каких?

Некоторые фрагменты из этих балетов давно уже стали самостоятельными концертными номерами.

Давайте посмотрим такой фрагмент и попробуем вспомнить, что такое балет.

Видеофрагмент. - Танец маленьких лебедей.


Изучение новой темы — расширение и углубление понятий.

На экране — несколько вариантов определений «балета».

Балет — от итальянского «танцевать»

Балет — сложный жанр.

Балет — музыкально-театральный жанр, который возник из простого жанра «танец».

Балет — музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы.

По тематике балеты бывают разные:

лирический,

эпические

драматические

лирико-драматические

эпико-драматические

балет-поэма

балет-сказка

опера-балет.


Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»? (балет-сказка)

с каким понятием мы не встречались на уроках? (опера-балет)

Любой балет не может обойтись без:

балетмейстера, дирижера

Типы танцев в балете: характерные, классические.

Танец маленьких лебедей — это какой танец? Почему?

Кроме того, в современном балете выделяют танцы — ритмопластический, современный.

На экране — виды танцев:

па-де-де

па-де-труа

гран-па

адажио

Соедините стрелкой нужное определение танца.

танец вдвоем

танец втроем

большой танец

медленный танец главных героев

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин и танцовщиков известны во всем мире:

Анна Павлова

Галина Уланова

Раиса Стручкова

Майя Плисецкая

Вацлав Нижинский

Михаил Барышников

Рудольф Нуреев.

Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что и мы — их потомки — можем найти ответы на волнующие нас вопросы. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве».

В связи с изучением какой темы мы вспоминали данное произведение?


Вспомним действующих лиц:

Князь Игорь

Ярославна — его жена

хан Кончак

Современную интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

(1939 — 2010)

В своих учебниках вы видите только год рождения, так как в декабре 2010 году после продолжительной болезни композитор скончался. Каким он был, давайте посмотрим видеофрагмент и отметим.


Видеофрагмент о жизни композитора Тищенко Б.И.

Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление и отметим, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление.

Какой инструмент солирует?

Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

Голоса каких деревянных духовых инструментов присоединяются к звучанию малой флейты.

С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении — три?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?

Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.

Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Давайте сравним мнение самого композитора о своем произведении.

Видеофрагмент.

Композитор Б. И. Тищенко сделал свою интерпретацию произведения, причем не совпадающую с мнением композитора А. П. Бородина. Вы согласны?


Вокально-хоровая работа.

Но все-таки какую красивую мелодию создал Бородин, исполняющуюся до сих пор.

Исполнение мелодии «Улетай на крыльях ветра».

 - Новая песня, над которой мы начали работать на прошлом уроке имеет некоторое сходство с лиричности и протяжности. Какие особенности исполнения вы заметили?

Про себя поем 1 куплет. Потом вслух

Вспомним мелодию припева.

Обобщение темы, задач урока.

 - С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Какие образы поднимает в своем произведении Б. И. Тищенко.

Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности.  Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?

Мы знаем, что Россия для каждого из нас — тоже мать.

И закончить урок мне хочется песней «Моя Россия».

Споем только 3 куплет.


Домашнее задание.

- интересное по вариантам. - только в тетради записать правильные ответы в кроссворде.

Оценка деятельности учащихся.





















Урок по ИЗО в 8 классе.

Дата___________

Учитель: Бельтоева М.С.

Тема: Привет от Карабаса – Барабаса.

Задачи урока:

Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театральном искусстве.

Получать представления о синте­тической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника в театре.

Получать представление об исто­рии развития искусства театра кукол.

Оборудование: Карточки с заданиями, Набор для живописи, баночка с водой, бумага

Дидактическое обеспечение урока: Мультимедийные дидактические пособия: презентация,

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент и актуализация.

Стадия вызова. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала с опорой на предыдущий личный опыт.

Цель -создать эмоциональный творческий настрой, побудить к творческой деятельности;


Приветствие. Проверка готовности учащихся.

Послушайте стихотворение и скажите, какой будет тема нашего урока?

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра


Кто из вас уже догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Что мы изучали на прошлых уроках?

- Какие виды театра вы знаете?

- Какова роль художника в театре?


Ответ на приветствие

- О театре.

- Узнали о жанровом многообразии театрального искусства, что актёр — основа теат­рального искусства и носитель его спе­цифики.

-Театр оперы и балета, драматический театр, ТЮЗ (театр юного зрителя), театр оперетты, кукольный.

- Создание оформления на сцене, создание костюмов для спектакля, грима


II этап. Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Цель – способствовать самостоятельному пониманию:

Какую роль имеет художник в театре?

Беседа о кукольном театре.

- Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр.

Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

-Ребята, скажите, а вы знакомы с театром кукол?

-Существуют несколько видов театральных кукол, закрепим их название и приемы изготовления


«Работой с карточками»

Краткое сообщение учащегося

«История возникновения кукольного театра»


III этап. Сообщение темы урока

Цель – Подготовить к выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы–выполнить эскиз (перчатку )основу петрушечной куклы и костюм. Перчатка должна быть сшита на руку кукловода, не стесняя движений пальцев.

Вопрос: Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?

- Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно «актеров» - кукол.

Над созданием каждой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.

-Да, нужен.

Изготавливать декорации, изготавливать куклы, костюмы.


IY этап. Изучение нового материала

Цель – Подготовить к

выполнению первого этапа самостоятельной творческой работы – создание эскиза персонажа.

Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет.

Учитель: Давайте еще раз вспомним, какие виды театральных кукол существуют, и какие куклы здесь изображены?

(Слайды презентации)

Вопрос: Как художник создает куклу?

- Сегодня вы попробуете придумать свои театральные куклы

Верховые и напольные.

Перчаточные, марионетки, тростевые, теневые, куклы-великаны, куклы -автоматы.


Y этап. Практическая работа

Цель –формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия;

освоить навыки самостоятельной творческой работы

Вопрос: Что должен знать художник о персонаже?

- Перед тем как выполнить эскизы театральных кукол своих персонажей - проанализируйте их.

Кто он? Какой он? Каково его поведение, характер; и др.


Работа в группе.

Этапы работы

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы ( хорошо представить себе ее типаж – характер, фигуру, голову, костюм, движения рук и ног.)

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

Создание эскиза персонажа


VI этап. Итог урока. Рефлексия

Цель – краткое обобщение материала урока, самооценка

Продолжите предложение

Сегодня на уроке….

Самым полезным интересным для меня было…

Мне это необходимо…

У меня хорошо получилось…

- Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать выразительность образа

Показ работ с комментариями

Каждая группа оценивает работу друг друга



VIII этап. Домашнее задание для самостоятельного исследования

Побуждает к самостоятельной исследовательской деятельности.

Подготовить материалы для изготовления театральной куклы по эскизу





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!