СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективное творческое дело как универсальное средство развития крепкого и сплочённого коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается опытт работы по сплочению детского коллектива, используя различные коллективные мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Коллективное творческое дело как универсальное средство развития крепкого и сплочённого коллектива»

Кулешова Людмила Григорьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ ОСОШ №6 имени В.А.Сулёва

хутора Объединённого

Егорлыкского района

Ростовской области


Коллективное творческое дело как универсальное средство развития крепкого и сплочённого коллектива.


В сегодняшнем обществе классный руководитель является фигурой, которая требует особого внимания. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Это и любовь к детям, к своей профессиональной деятельности и широкая эрудиция, высокий уровень общей культуры, нравственности, и профессиональное владение методами воспитания. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать еще и недюжинными воспитательными способностями. Ведь к нам приходят совсем еще маленькие дети, которых необходимо ввести в мир школьной жизни, создать условия для их развития, воспитать достойного человека.

На мой взгляд, классный руководитель в первую прежде всего должен:

- правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему;

- быть примером и образцом для подражания;

- вызывать в ребенке благородные чувства;

- вселять в человека уверенность, находить нужный стиль общения с каждым ребенком;

- вызывать к себе уважение со стороны воспитанника;

- приспосабливать педагогические воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, проявлять сострадание и стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке.

Многие педагоги не включают коллективное творческое дело (КТД) в свою работу, считая, что подготовка к нему отнимает слишком много времени, и затраты не оправдываются. А ведь коллективное творческое дело имеет большое воспитательное значение в процессе формирования личности ребенка и коллектива.

На самом деле КТД – увлекательнейшее мероприятие, захватывающее и взрослых и детей. Если систематически обращаться к практике КТД, то можно научить ребят быстро и качественно выполнять самую сложную работу, ставить цель и идти к ней, преодолевая любые трудности. Данный процесс на самом деле не является слишком трудоемким для педагога, ибо со временем ребята все могут делать сами.

Работа по формированию коллектива – одна из самых сложных для классного руководителя. Не всегда дети готовы доверять друг другу, не всегда готовы подставить плечо в трудную минуту. КТД - это универсальное средство развития крепкого и сплоченного коллектива, пренебрегать им в воспитательной работе нельзя.

Структурированность и планируемый результат подводят нас к мысли, что КТД имеет признаки воспитательной технологии. Освоить ее не сложно.

В первый класс приходят разные дети, все они разобщённые. Они ссорятся, бесконечно жалуются друг на друга даже по пустякам. Первейшая задача учителя сплотить всех этих детей в дружный коллектив, включить каждого ученика в систему коллективных отношений. И формируются эти коллективные отношения не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности.

В своей работе использую различные виды деятельности для сплочения детского коллектива. Это, например, игры, такие как «Угадай, чей голосок», «Живые звуки», «Поддержи добрым словом», «Волшебное дерево», «Чей самолётик дальше улетит» и другие. (Слайд 2). Считаю, что такого рода игры помогают первоклассникам не только ближе узнать друг друга, но и видеть, замечать в них хорошие качества, поступки.

Большое внимание уделяю также индивидуальной работе с ребёнком, через которую стараюсь воспитать в нём самокритичность, привычку к объективной оценке своих и чужих поступков.

Из опыта мы с вами знаем, как трудно бывает некоторым детям в коллективе. Оказавшись в неблагоприятных условиях, ребёнок обретает комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность. Поэтому важно вести большую работу по вопросам культуры общения, культуры поведения, соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, понимания общечеловеческих ценностей.

Хотелось бы остановиться ещё на одном виде коллективной работы - спектаклях, подготовленных ребятами (инсценирование сказок «Репка», «Теремок», слайд 4). Так как с точки зрения педагогической привлекательности, возможности театра универсальны. Они сочетают игровую природу и социальную направленность, обладают коррекционными возможностями. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи учащихся, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных постановках («Быть добру на Дону!»(слайд 5 – 6), инсценирование песни «Журавли»(слайд 7), участие в тетрализованном представлении «Масленица»(слайд 8)) ребята глубже познают окружающий мир. Театрализованная игра прививает устойчивый интерес к родной и мировой культурам, литературе и истории.

Воспитательное значение театрализованных игр огромно. Ребята познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. У них формируется и уважительное отношение друг к другу и к окружающим. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет, привлекает и радует.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, а также даёт возможность выходу эмоций, снимает стрессовое напряжение.

Таким образом, творчески организованная совместная деятельность классного руководителя и учеников позволяет создать благожелательную и тёплую атмосферу, в которой комфортно и уверенно чувствует себя каждый участник образовательного процесса

В классе проводится много мероприятий: праздников, конкурсов, коллективных творческих дел. Стараюсь, чтобы все они были содержательными, дающими информацию для ума и чувств детей. Продумывая их, определяю место и роль каждого ребёнка. Но уже с третьего класса дети сами подбирают материал к различным мероприятиям: песни, стихи, танцы. Вместе со мной ребята распределяют материал между всеми учениками и готовятся к выступлениям. Затем сама анализирую проведённое мероприятие и приучаю самих детей делать выводы на будущее.

Традицией стало проведение таких коллективных творческих дел, как:

«День рождение класса» (слайд9), праздник «Золотая осень»(слайд10-11), экскурсии (слайд12- 13), «День толерантности» (слайд14),«Азбука, прощай!» (слайд15),«Классный Новый год» (слайд16), «Мамин день», «Международный день 8 Марта» (слайды17- 18), «День Защитника Отечества»(слайд19), «День Победы» (слайд20), посещение школьного музея (слайд21), «День именинника» (слайды 22- 23), субботники (слайд 24); конкурсные программы: «А вам слабо?», «А ну-ка, девочки!», «Турнир рыцарей»; классные часы: «Классный коллектив», «Уважай Закон», «Нам жизнь дана на добрые дела», «Права и обязанности», «Честность прежде всего», «Игра на доверие», «Экология и энергосбережение», «День героев Отечества» и др.

Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов. Мой маленький, но уже достаточно сплочённый коллектив принимает участие во всех школьных праздниках («Мамин день», «8 Марта»(слайды26-27), «День Победы», «День Защитника Отечества».

Организация таких мероприятий закономерно заставляет ребёнка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе складываются разные ситуации, диктующие определённые поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения. Дети делают маленькие шаги к управлению самими собой.

Очень весом в деле формирования детского коллектива и вклад родителей.(Слайды 28-30)

- Родители – соорганизаторы мероприятий.

- Родители – члены команд в мероприятиях-соревнованиях и конкурсах.

- Родители – члены жюри.

- Родители – участники сценок, выступлений.

- Родители – соавторы презентаций и мероприятий.


Подводя итог своего выступления хотелось бы отметить, что после проведения серий КТД, ребята стали намного дружнее, они лучше узнали друг друга, стали сплочённее. В классе почти не стало конфликтных ситуаций. Мы пришли к выводу, что общим девизом нашего класса стали слова: «Один за всех и все за одного!».

Спасибо за внимание! (Слайд 31)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!