СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокола России

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Колокола России»

Предмет

Музыка

Дата проведения

03.03.2023

Класс

5

Учитель

Попова Татьяна Александровна

Тема урока, № урока

Урок 14 «Колокольнось на Руси»

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

раскрыть значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа на примере произведений отечественных композиторов.

Задачи урока

Обучающие

  • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов

  • установить присутствие "колокольной тематики" в литературе, живописи и музыке, обратить внимание на элементы выразительности, которыми пользовались авторы для создания своих произведений

  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли

  • закрепить полученные знания и подготовить к подробному разговору о колокольных звонах в композиторской музыке.


Развивающие

  • развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с текстом, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы;

  • развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитывающие

  • способствовать патриотическому воспитанию детей;

  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли;

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства; пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.

Планируемые результаты

Предметные

  • пробуждать интерес к православной культуре, духовному наследию русского народа, изучать новые музыкальные понятия, учить различать основные виды колокольного звона; расширять представление детей о назначении колоколов;

  • эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Метапредметные

познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;

  • структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

регулятивные УУД:

  • умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.


Личностные

  • развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Основные термины и понятия

Благовест, трезвон, перезвон, набат.

Межпредметные связи

Литература – Е. Шкловский « Колокола России».

ИЗО – И. Левитан « Вечерний звон»,К. Ф. Юон « Купола и ласточки», В.Д.Поленов «Московский дворик»

Ресурсы урока:

ТСО (компьютер, телевизор, проектор), презентация, видеофрагменты, раздаточный материал.

Методы обучения

Объяснение, рассказ, дискуссия, чтение, иллюстрация

Приемы работы

Работа с текстом, составление вопросов по тексту; работа с маршрутным листом.

Технологии

Информационно-коммуникационная технология; обучение в сотрудничестве;

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Работа в группах

Структура урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний.

5. Физминутка

5) Практическая работа на выявление знаний

6) Применение изученного материала

7) Закрепление изученного материала

8) Вокально- хоровая деятельность

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению






План урока

Этапы урока задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

  1. Организационный этап.

Задачи этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Дети заходят в класс под музыкальное сопровождение

Приветствие. Психологический настрой обучающихся на работу.

Здравствуйте,- учитель, рады видеть вас.

Организуют рабочее пространство.

-Обращают внимание на свою посадку.


-Настраиваются на активную творческую

работу в классе.

Обращают внимание на учителя. Внимательно слушают его.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи этапа:

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.


Предлагаю посмотреть видео сюжет.

Ребята, кто понял, о чем эта пеня?


Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…
Дм. Белухин “Колокола” 

-Какие чувства вызвали строки у вас стихотворение Дм. Белухина? 


Ребята, а скажите вам приходилось когда-нибудь слышать звучание колоколов?

В православной Руси с особой любовью относились к колоколам и колокольному звону. Невозможно представить Русь без храмов и колоколов. Родился человек, колокол возвестил, умер человек, колокол тоже возвестил. В колокольном звоне отражается русская душа. Русская жизнь. Ведь нигде колокола были тесно связаны со всем укладом жизни.

Ребята, вы догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?

( учитель озвучивает тему урока)

Конечно, уникальному явлению – колокольному звону.

Попытайтесь сформулировать тему урока.

Ребята у вас на столе лежат маршрутные листы, в течение урока внимательно слушайте учителя и своих одноклассников, заполняйте ваши листы и в конце урока их нужно будет сдать.


В маршрутных листа прошу записать тему урока.


- Исходя из темы, которую мы обозначили, что бы вы хотели узнать, открыть на нашем уроке? ( Корзина идей)

1. Узнать историю появления колоколов, о материалах, из которых они были изготовлены и при каких событиях в жизни они звучали

2. Повторить виды колокольных звонов.

3. Узнать какие композиторы использовали в своем творчестве колокольные звоны.

4. Отображалась ли эта тема в других видах искусства?

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают









Рассуждают, дают свои сформулированные ответы

(чувства восхищения, любви, гордости)




в храме, в церкви, на переменах.






Формулируют тему уроку.








Записывают тему урока в маршрутных листах





Определяют цели и задачи урока.

3. Актуализация знаний.

 Предлагаю вам провести небольшое исследование, которое позволит нам побольше узнать о колокольном звоне и о колоколах. Каждая группа получает небольшой текст. Прошу вас, его прочитать. Обратите внимание, у каждой команды, в тексте есть выделенный абзац. Вам нужно придумать по два проверочного вопроса для команд. Время на подготовку 1 минута.

Текст:

Слово «колокол» в греческом языке («калео») трактовалось как зов, в латинском («kalare») оно означало созывать, оглашать. По одной из наиболее распространённых гипотез русское слово «колокол» произошло от немецкого «Glocke» – звонок, колокол. Первое упоминание о русских колоколах содержится в третьей Новгородской летописи и датируется 1066 г.

Обычай звонить в колокола пришёл на Русь с Запада. Одни исследователи считают, что в распространении колоколов на русской земле сыграли западные славяне, другие – балтийские немцы. Православная церковь не сразу ввела этот музыкальный инструмент в практику богослужения. В Древней Руси колокола имели практические функции. Они отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей,

„метельным“ звоном давали знак заблудившемуся путнику. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Огромные церковные колокола именовались Божьим гласом. Уже к середине XVI в. русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены. В Московском Кремле колокола такой «весовой категории» звучали по будням. Колокола весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили по памятным дням, до 800-1000 пудов – именовались воскресными и звонили в воскресенье, от 1000 пудов и выше – праздничными, возвещавшими о больших радостных событиях.

Колокола и колокольчики с древнейших времён являются символом очищения, предохранения и заклинания против злых сил. Колокольный звон широко использовался в качестве апотропея (от греч. «предотвращающий беду»), то есть своеобразного оберега. В народе бытует мнение, что колокольный звон отгоняет нечисть. Время, когда звонили колокола, воспринималось как благоприятное для начала важных дел и хозяйственных работ, а также для многих ритуалов и магических актов, большая часть которых касалась самого человека, его здоровья, а также сфер его деятельности – скотоводства, пчеловодства и садоводства.


Прошу задавать ваши вопросы.


Вернемся к нашей корзине идей, посмотрите на какие вопросы мы уже с вами нашли ответы.







Работают с текстом, составляют вопросы










































Отвечают на вопросы учителя, рассуждают



4. Первичное усвоения новых знаний.

Ребята, а вы хотите подробнее подробно узнать о колоколах, как их изготавливают?

Я хочу вам показать один видеосюжет, смотрим внимательно и по мере просмотра заполняем свои маршрутные листы.

(Просмотр видео)

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопросы в ваших маршрутных листах:

Когда на Руси появился первый колокол?

Что такое било?

Что такое «Малиновый звон?»

Молодцы все справились с заданием.






Просмотр видеоматериала




Отвечают на вопросы учителя, рассуждают


5.Физминутка

1 ряд - большие колокола - «Бом-бом»- покачивают туловище;

2 ряд - средние колокола - «Бим- бом»- движение руками;

3ряд - малые колокола – «Тили- бом» - потрясти кистями рук.


Выполняют движения


6.Практическая работа на выявление знаний

( работа в группах)

Задачи этапа: организовать выполнение учащимися работы в группах; обеспечить самопроверку по эталону, самооценку.



Колокола всегда звонят одинаково? 


От чего зависит звук колокола?


Как вы думаете, характер звучания при бедствии и на празднике будет одинаковый?


Да, существует несколько видов колокольных звонов



Сейчас каждая команда выполнит свое задание.

У 1 и 2 команд вас на столах лежат пазлы, вам их нужно собрать правильно. В них зашифрованы виды колокольных звонов.

У 3 команды уже есть названия колокольных звонов, вам нужно подобрать к ним правильный.

Молодцы, все ответы верны, все справились с заданиями.

Ребята как называют человека , который звонит в колокола?

А как называется башня, в которой находятся колокола?

Мы вновь обращаемся к нашей «Корзине идей», что мы еще узнали на этом этапе работы нашего урока?

Колокола звонят по разному быстро, медленно, громко, тихо


От ситуации, в которой они звонят.


Разный. При пожаре они звонят быстро и тревожно, а на празднике по-другому





Составляют правильное название звонов

Определяют соответствие


Отвечают на вопросы учителя, рассуждают


6. Применение изученного материала.

Задачи этапа применить полученные знания на произведения искусств

Колокольный звон «отрада души русской», нашел свое отражение в разных видах искусств: литературе, живописи конечно в музыке.

 Вот как звучат звоны на картинах русских художников!

Константин Федорович Юон « Купола и ласточки»





Поленов Василий Дмитриевич (1844—1927) «Московский дворик»

И. Левитан « Вечерний звон»

 Какие цветовые тона использовали художники - яркие или приглушенные?

А какие в картинах можно услышать звуки природы?

А как вы думаете, какой звон можно отнести к представленным картинам?

Какое настроение передают картины?

А теперь давайте послушаем удивительное стихотворение «Колокол», которое нам приготовила Симонова Майя

Слышу вас, колокола, 
Над землёю. 
Против горя , против зла 
Вы со мною 
Сколько веры и тепла! 
Сколько силы! 
До чего же вам мила 
Мать-Россия! 

Вам и роща дорога, 
И былинка, 
И дорога на века 
И тропинка, 
И могучий богатырь, 
И старушка, 

Златоглавый монастырь 
И церквушка, 
Вы слышны и мудрецу, 
И ребёнку. 
Вы летите ко дворцу 
И в избёнку 

Вот, гудя, ударит бас: 
Слушай! Слушай! 
Словно с неба Божий глас - 
Прямо в души. 
Всё призывней, всё сильней, 
Всё набатней, 

Всё соборней для людей, 
Всё понятней. 
Собирает он народ 
Воедино 
И на подвиги зовёт
Исполина 

А вослед ему звучат 
Говорливо 
Колокольчиков-внучат 
Переливы


Позабудутся на миг
Боль да горе.

Озарится светом лик
В каждом взоре.
Раскрываются сердца.
Люди-братья.
Словно не было конца
И распятья,

Словно не было потерь
И печали -
Снова радуйся и верь,
Как в начале
И для жизни собирай
Снова силы,

И сражайся и страдай
Для России.
Голоса колоколов,
Словно пламя,
Как свидетели веков
Всё вы с нами,

То ль сомнения вас жгли,
То ли беды –
Всё равно вы с нами шли
До победы.
Никогда ваш гул и стон
Не остынет –

Потому что боль жива
В вашем сердце, 
Потому что знали вы 
Слёзы жизни 
И страдали для любви,
Для отчизны.

Так взлетайте вновь и вновь
В купол синий,
Чтоб всегда жила любовь
Над Россией.


Созвучно это стихотворение к представленным картинам?

-Какова основная тема этих произведений? 



Ребята, давайте вернемся к « Корзине идей», посмотрите, какой вопрос у нас еще остался не рассмотренным?



















Отвечают на вопрос учителя, рассуждают

(тишины, покоя, над гладью реки тихо и с легкой светлой грустью )




















































Отвечают на вопрос

(Красота русской природы; любовь к Родине)


Как раскрывалась тема колокольных звонов в музыке русских композиторов.




Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка.

А можете ли вы вспомнить вот сейчас, какое мы произведение слушали уже на наших уроках, в котором бы мы слышали звучание колокольного звона.

(прослушивание 1 музыкального фрагмента С. Прокофьев

«Вставайте люди русские»)

Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня.

Какой настрой передает композитор в этом музыкальном фрагменте?

Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту.

Слышим мы здесь колокола?

Послушайте еще один музыкальный фрагмент , это М.И. Глинки его знаменитое творение, опера «Иван Сусанин», знаменитый хор «Славься!», народ празднует победу над поляками.

( Слушать хор «Славься!» финал оперы)

Как звучала музыка, и что подчеркивало её величие?

Для русских людей колокола – это образ Родины, ее голос.

Не был исключением и – великий русский композитор, пианист и дирижер С. Рахманинов

Композитор Рахманинов выразил любовь к Родине в своих произведениях. В одном из своих произведений он воплотил  в музыке образ  одного из главного праздника Русской Православной церкви – Воскресение Христа (Пасхи). Сейчас мы послушаем фрагмент из произведение Сергея Васильевича Рахманинова 4-ую часть сюиты  «Светлый праздник» для двух фортепиано. 

(Слушание музыкального фрагмент)

Какой характер у музыкального фрагмента?

А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении?

Давайте подведем небольшой итог. Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа на примере произведений различных искусств? 


Что же вдохновляет художников, поэтов, композиторов на создание таких  замечательных произведений искусства?



Отвечают на вопрос

(призыв к защите родной земли, в которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество)













Музыка звучала торжественно, мощно, и в последних тактах присоединился ликующий колокольный звон.








Торжественная, яркая, создается ощущение праздника.






Прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно




Любовь к отчизне, мужество русского народа.


7. Закрепление изученного материала


Сейчас я хочу узнать, какие знания вы сегодня получили на уроке, мы с вами сейчас поиграем в игру «Похлопай — потопай» или «Да — нет», я вам буду говорить утверждения, если вы с ними согласны то вы будете хлопать, если же нет, то топать.

Вопросы:

1. Необходимой принадлежностью православных храмов являются колокола.

2. Башня с колоколами на здании церкви или у церкви называется музей.

3. Музыкант, который умеет звонить в колокола, называют дирижёр.

4. Колокола играли огромную роль в жизни людей на Руси.

5. Набат колокольный звон, который предупреждал людей об опасности.

6. Благовест, этот церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале богослужения.

Фронтальный опрос.

7. 8.Вокально–хоровая работа.

Задача этапа:

Развивать вокально-хоровые навыки.

Ребята а вот мы с вами на уроках много исполняли различных песен, а есть песни в нашем репертуаре, созвучные нашей теме?


Давайте ее исполним.

Совместная деятельность: хоровое исполнение песни


Распевание.


Выразительно исполняют песню.

9. 9. Рефлексия учебной деятельности

Задача этапа: подведение итогов работы на уроке.

Наш урок подходит к логическому завершению и я вам сейчас предлагаю подвести итог нашего занятия,

посмотрите наша « Корзина идей» опустела, мы все цели и задачи нашего урока достигли и выполнили?

А теперь продолжите незаконченное предложение:

Я сегодня узнал на уроке…….

Мне понравилось………….

Колокольный звон бывает………..

Композиторы, которые использовали колокольный звон в своих произведениях…….

Я сегодня после школы расскажу родителям о………

У вас на столах лежат колокольчики, если вы сегодня получили хорошие знания на уроке, и у вас хорошее впечатление от урока, то я порошу вас взять эти колокольчики в руки и поднять над головой.

Если же вам вы что то не поняли или вам не понравился урок вы не берете в руки колокольчик.

Молодцы Все справились с работой

(выставление оценок)


Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока, делают выводы.

Ответы детей демонстрируют уровень усвоения материала, владение терминологией, анализируют свою деятельность














10. Домашнее задание

1.Выучить названия колокольных звонов.

2.Подготовить интересные сообщение о колоколах.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!