СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативный компонент как обязательный элемент в структуре индивидуального образовательного маршрута

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о структуре индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ в школе.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативный компонент как обязательный элемент в структуре индивидуального образовательного маршрута»

«Коммуникативный компонент как обязательный элемент в структуре индивидуального образовательного маршрута»

«Коммуникативный компонент как обязательный элемент в структуре индивидуального образовательного маршрута»

 В современной модели образования коммуникативная компетенция является базовой, поскольку через коммуникацию происходит усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм, принятых в обществе.   С ростом численности детей с ОВЗ в школе проблема развития коммуникативно-речевых компетенций стала актуальной. Речевые недостатки, несформированность когнитивных умений и проблемы эмоционально-личностного плана создают трудности для формирования коммуникативного поведения и таким образом затрудняют социализацию учащихся с ОВЗ в рамках коллективного характера учебной деятельности.

В современной модели образования коммуникативная компетенция является базовой, поскольку через коммуникацию происходит усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм, принятых в обществе.

С ростом численности детей с ОВЗ в школе проблема развития коммуникативно-речевых компетенций стала актуальной. Речевые недостатки, несформированность когнитивных умений и проблемы эмоционально-личностного плана создают трудности для формирования коммуникативного поведения и таким образом затрудняют социализацию учащихся с ОВЗ в рамках коллективного характера учебной деятельности.

 Проблема развития коммуникативно-речевых компетенций у детей с ОВЗ отражена прежде всего в индивидуальных образовательных маршрутах .  Это соответствует нормативной базе обучения детей с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с ОВЗ, где развитие коммуникативно речевых умений является необходимым условием успешной учебной деятельности и важным направлением социально-личностного развития ребенка.

Проблема развития коммуникативно-речевых компетенций у детей с ОВЗ отражена прежде всего в индивидуальных образовательных маршрутах .

Это соответствует нормативной базе обучения детей с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с ОВЗ, где развитие коммуникативно речевых умений является необходимым условием успешной учебной деятельности и важным направлением социально-личностного развития ребенка.

Структура индивидуального маршрута учащихся с ОВЗ Раздел 1. Установочные данные (общие сведения, психолого-педагогическая характеристика, цель, задачи и направления коррекционно-развивающего сопровождения).   Раздел 2. Создание «безбарьерной» образовательной и коррекционно-развивающей среды в соответствии с вариантом обучения (материально-технические, общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса).

Структура индивидуального маршрута учащихся с ОВЗ

  • Раздел 1. Установочные данные (общие сведения, психолого-педагогическая характеристика, цель, задачи и направления коррекционно-развивающего сопровождения).

  • Раздел 2. Создание «безбарьерной» образовательной и коррекционно-развивающей среды в соответствии с вариантом обучения (материально-технические, общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса).
Раздел 3. Коррекционно-развивающая и образовательная деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута (определение направлений коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, освоение предметных областей в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы)  Раздел 4. Определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий на момент разработки ИОМ
  • Раздел 3. Коррекционно-развивающая и образовательная деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута (определение направлений коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, освоение предметных областей в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы)

  • Раздел 4. Определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий на момент разработки ИОМ
Раздел 5. Взаимодействие с семьей обучающегося (цель, задачи, направления, ожидаемые результаты работы)  Раздел 6. Промежуточный и итоговый мониторинг (определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) / базовых учебных действий)
  • Раздел 5. Взаимодействие с семьей обучающегося (цель, задачи, направления, ожидаемые результаты работы)

  • Раздел 6. Промежуточный и итоговый мониторинг (определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) / базовых учебных действий)
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий Регулятивные Познавательны е Коммуникативные

Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий

Регулятивные

Познавательны е

Коммуникативные

  Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий   У детей с ОВЗ (категория ЗПР) недостаточный уровень развития коммуникативно речевые компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные УУД, являющиеся основой коммуникативно речевых компетенций, как умение слушать и слышать педагога и сверстников, умение работать вдвоем, умение сотрудничать при решении учебно-познавательных задач, умение работать в группе, умение принимать ответственность за результаты своих действий)

Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий

  • У детей с ОВЗ (категория ЗПР) недостаточный уровень развития коммуникативно речевые компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные УУД, являющиеся основой коммуникативно речевых компетенций, как умение слушать и слышать педагога и сверстников, умение работать вдвоем, умение сотрудничать при решении учебно-познавательных задач, умение работать в группе, умение принимать ответственность за результаты своих действий)
у детей с ОВЗ (категория УО) недостаточный уровень развития коммуникативно речевых компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности ив быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми, договариваться и др.)
  • у детей с ОВЗ (категория УО) недостаточный уровень развития коммуникативно речевых компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности ив быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми, договариваться и др.)
Основной целью развития коммуникативно-речевых компетенций детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является формирование такой системы психических , речевых и поведенческих характеристик, способствующих их эффективному и психологически комфортному общению в условиях образовательного процесса и самостоятельной жизни

Основной целью развития коммуникативно-речевых компетенций детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является формирование такой системы психических , речевых и поведенческих характеристик, способствующих их эффективному и психологически комфортному общению в условиях образовательного процесса и самостоятельной жизни

 Модули (направления) коррекционной работы по развитию коммуникативно-речевых компетенций: Речевой модуль (учитель-логопед); Поведенческий и ценностно смысловой модуль (социальный педагог); Когнитивный модуль (учитель-дефектолог); Эмоционально-личностный (педагог-психолог).  Подготовительный и основной период в коррекционном содержании некоторых модулей обеспечит развитие и формирование как базовых, так и процессуальных компетенций.

Модули (направления) коррекционной работы по развитию коммуникативно-речевых компетенций:

  • Речевой модуль (учитель-логопед);
  • Поведенческий и ценностно смысловой модуль (социальный педагог);
  • Когнитивный модуль (учитель-дефектолог);
  • Эмоционально-личностный (педагог-психолог).

Подготовительный и основной период в коррекционном содержании некоторых модулей обеспечит развитие и формирование как базовых, так и процессуальных компетенций.

Речевой модуль   Этапы коррекции средств коммуникации у детей с ОВЗ: Подготовительный период.  Цель – овладение основными синтаксическими единицами (словосочетанием и фразой различных типов). Основной период Цель – развитие устной и письменной связной речи.

Речевой модуль

Этапы коррекции средств коммуникации у детей с ОВЗ:

  • Подготовительный период.

Цель – овладение основными синтаксическими единицами (словосочетанием и фразой различных типов).

  • Основной период

Цель – развитие устной и письменной связной речи.

Поведенческий и ценностно-смысловой модуль   Этапы коррекции особенностей поведения детей с ОВЗ: Подготовительный этап  Цель - определение целей и задач работы индивидуально и в группе, стимулирование заинтересованности детей с ОВЗ.  Средства достижения: индивидуальные и групповые беседы, сюжетно ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации, работа с родителями. Основной этап  Цель: формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, закрепление приобретенных знаний и навыков поведения.

Поведенческий и ценностно-смысловой модуль

Этапы коррекции особенностей поведения детей с ОВЗ:

  • Подготовительный этап

Цель - определение целей и задач работы индивидуально и в группе, стимулирование заинтересованности детей с ОВЗ.

Средства достижения: индивидуальные и групповые беседы, сюжетно ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации, работа с родителями.

  • Основной этап

Цель: формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, закрепление приобретенных знаний и навыков поведения.

Когнитивный модуль   Этапы коррекции и развития когнитивных функций Подготовительный период  Цель – развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения коммуникативно речевыми компетенциями. Основной период  Цель 1 этапа - развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия.  Цель 2 этапа - формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Когнитивный модуль

Этапы коррекции и развития когнитивных функций

  • Подготовительный период

Цель – развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения коммуникативно речевыми компетенциями.

  • Основной период

Цель 1 этапа - развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия.

Цель 2 этапа - формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Эмоционально-личностный модуль   Этапы коррекции эмоционально-личностных качеств : Подготовительный период  Цель - преодоление негативных личностных качеств: замкнутости, обидчивости, агрессивности, излишней раздражительности и неуверенности в себе; усвоение эмоционального словаря. Основной период Цель - осознание и выражение как своего, так и чужого эмоционального состояния, преодоление незрелости социальных эмоций.

Эмоционально-личностный модуль

Этапы коррекции эмоционально-личностных качеств :

  • Подготовительный период

Цель - преодоление негативных личностных качеств: замкнутости, обидчивости, агрессивности, излишней раздражительности и неуверенности в себе; усвоение эмоционального словаря.

  • Основной период

Цель - осознание и выражение как своего, так и чужого эмоционального состояния, преодоление незрелости социальных эмоций.

Промежуточный и итоговый мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД)

Промежуточный и итоговый мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД)

Умение общаться - большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей с ОВЗ. Общение дает им не только знания, но и радость от контактов.

Умение общаться - большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей с ОВЗ. Общение дает им не только знания, но и радость от контактов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!