«Коммуникативный компонент как обязательный элемент в структуре индивидуального образовательного маршрута»
В современной модели образования коммуникативная компетенция является базовой, поскольку через коммуникацию происходит усвоение человеком языка, знаний об окружающем мире, культурных и нравственных ценностей, норм, принятых в обществе.
С ростом численности детей с ОВЗ в школе проблема развития коммуникативно-речевых компетенций стала актуальной. Речевые недостатки, несформированность когнитивных умений и проблемы эмоционально-личностного плана создают трудности для формирования коммуникативного поведения и таким образом затрудняют социализацию учащихся с ОВЗ в рамках коллективного характера учебной деятельности.
Проблема развития коммуникативно-речевых компетенций у детей с ОВЗ отражена прежде всего в индивидуальных образовательных маршрутах .
Это соответствует нормативной базе обучения детей с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с ОВЗ, где развитие коммуникативно речевых умений является необходимым условием успешной учебной деятельности и важным направлением социально-личностного развития ребенка.
Структура индивидуального маршрута учащихся с ОВЗ
- Раздел 1. Установочные данные (общие сведения, психолого-педагогическая характеристика, цель, задачи и направления коррекционно-развивающего сопровождения).
- Раздел 2. Создание «безбарьерной» образовательной и коррекционно-развивающей среды в соответствии с вариантом обучения (материально-технические, общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса).
- Раздел 3. Коррекционно-развивающая и образовательная деятельность по реализации индивидуального образовательного маршрута (определение направлений коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, освоение предметных областей в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы)
- Раздел 4. Определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий на момент разработки ИОМ
- Раздел 5. Взаимодействие с семьей обучающегося (цель, задачи, направления, ожидаемые результаты работы)
- Раздел 6. Промежуточный и итоговый мониторинг (определение уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) / базовых учебных действий)
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий
Регулятивные
Познавательны е
Коммуникативные
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) /базовых учебных действий
- У детей с ОВЗ (категория ЗПР) недостаточный уровень развития коммуникативно речевые компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные УУД, являющиеся основой коммуникативно речевых компетенций, как умение слушать и слышать педагога и сверстников, умение работать вдвоем, умение сотрудничать при решении учебно-познавательных задач, умение работать в группе, умение принимать ответственность за результаты своих действий)
- у детей с ОВЗ (категория УО) недостаточный уровень развития коммуникативно речевых компетенций (не сформированы или частично сформированы коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности ив быту, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми, договариваться и др.)
Основной целью развития коммуникативно-речевых компетенций детей с ОВЗ в общеобразовательной школе является формирование такой системы психических , речевых и поведенческих характеристик, способствующих их эффективному и психологически комфортному общению в условиях образовательного процесса и самостоятельной жизни
Модули (направления) коррекционной работы по развитию коммуникативно-речевых компетенций:
- Речевой модуль (учитель-логопед);
- Поведенческий и ценностно смысловой модуль (социальный педагог);
- Когнитивный модуль (учитель-дефектолог);
- Эмоционально-личностный (педагог-психолог).
Подготовительный и основной период в коррекционном содержании некоторых модулей обеспечит развитие и формирование как базовых, так и процессуальных компетенций.
Речевой модуль
Этапы коррекции средств коммуникации у детей с ОВЗ:
Цель – овладение основными синтаксическими единицами (словосочетанием и фразой различных типов).
Цель – развитие устной и письменной связной речи.
Поведенческий и ценностно-смысловой модуль
Этапы коррекции особенностей поведения детей с ОВЗ:
Цель - определение целей и задач работы индивидуально и в группе, стимулирование заинтересованности детей с ОВЗ.
Средства достижения: индивидуальные и групповые беседы, сюжетно ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации, работа с родителями.
Цель: формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков, закрепление приобретенных знаний и навыков поведения.
Когнитивный модуль
Этапы коррекции и развития когнитивных функций
Цель – развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладения коммуникативно речевыми компетенциями.
Цель 1 этапа - развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия.
Цель 2 этапа - формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
Эмоционально-личностный модуль
Этапы коррекции эмоционально-личностных качеств :
Цель - преодоление негативных личностных качеств: замкнутости, обидчивости, агрессивности, излишней раздражительности и неуверенности в себе; усвоение эмоционального словаря.
Цель - осознание и выражение как своего, так и чужого эмоционального состояния, преодоление незрелости социальных эмоций.
Промежуточный и итоговый мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД)
Умение общаться - большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей с ОВЗ. Общение дает им не только знания, но и радость от контактов.