СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс материалов для успешной автоматизации звука [р] дома

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс материалов для успешной автоматизации звука [р] дома, упражнения, речевой материал

Просмотр содержимого документа
«Комплекс материалов для успешной автоматизации звука [р] дома»

Комплекс материалов для успешной автоматизации звука [р] дома


Задание 1. Дыхательная гимнастика – выполнять ежедневно по 5-6 раз. Перед выполнение проветрить помещение. Если появляется легкое головокружение, недомогание, сразу завершите упражнение.

Упражнение: Скрепите пальцы рук на животе. Медленно вдыхая, втяните живот и надавите на него руками. Выдох — расслабьте живот.


Задание 2. Артикуляционная гимнастика – выполнять ежедневно перед зеркалом каждое упражнение на 3-4 раза

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно ускорять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.


Задание 3. Чтение слогов – выполнять ежедневно, слушать своё произношение, повторять один и тот же слог до тех пор, пока не получится произнести чётко и правильно, лишь затем переходить к следующему слогу.

Слоги: АР, ОР, ИР, УР, ЫР, ЮР, ЕР, РА, РО, РУ, РИ, РЫ, РЭ, РА


Примечание: все задания выполнять строго в указанной последовательности!


Начинают автоматизацию со слов, где Р встречается в конце слова, или с несложных сочетаний: мир, пир, шар, сор, бор, дар, пар, жар, кара, ссора, пора, лира, базар, ковер, ступор, жонглер, помидор, командир, пассажир, офицер, монтер. После можно переходить на чтение слов с буквой Р посередине: зоркий, форточка, пятерка, паровоз, куртка, тормоз, ларец, скворец, шприц, парта, норка, шторка, артикул, мороз.


Осуществляется переход к словам, где звук стоит в начале: рак, ракета, рок, роковой, расту, Рита, росток, раковина, рукавица, рубль, рубашка, ручей, ружье, рука, рысь, рыба, рояль, рожица. Сложнее произносить звук, когда он стоит после согласных: прыгать, прутик, грузди, драниц, красота, враг, град, друг, правило, здравствуйте, брусника, сравнение. Заканчивать работу нужно словами, где буква встречается дважды: фарфор, шаровары, разговор, раскрывать, рассмотреть, кругозор, сортировать, мрамор, проверка, прорубь, параллелограмм, распороть.



Словосочетания:

красная рубашка;

морская ракушка;

красная брусника;

морозная морошка;

крупная трата;

врачебный секрет;

неровная дорога;

железнодорожный транспорт;

морская рыба;

старшая сестра.


Можно составлять их из словосочетаний, придуманных ранее: глажу красную рубашку; вижу железнодорожный транспорт; произошла крупная трата; крупная морская рыба; в огороде красная брусника и т. д.


Ар – ар – ар,   ор – ор – ор,  ур – ур – ур,   ыр – ыр – ыр,  эр – эр – эр,    ир – ир – ир,    яр – яр – яр,   юр – юр – юр,  ер – ер – ер, ёр – ёр – ёр,

Ар – яр,     ор – ёр,     ур – юр,     ыр – ир,      эр- ер ,

Ар-ур-ыр,  ир – ор – ур, эр – ур – ыр, ор – ар – ур, эр – ур – ор.

Ар-яр-ар, ор-ёр-ор, ур-юр-ур, ыр-ир-ыр, эр-ер-эр.

 

бра-бры-бро-бру     вра-вры-вро-вру     гра-гры-гро-гру

кра-кры-кро-кру     пра-пры-про-пру    фра-фры-фро-фру

хра-хры-хро-хру     тра-тры-тро-тру     тры-тро-тру-тра  

тро-тру-тра-тры      тру-тра-тры-тро     дра-дры-дро-дру  

дры-дро-дру-дра     дро-дру-дра-дры    дру-дра-дры-дро

 

ра-ры-рэ-ро-ру

ры-рэ-ро-ру-ра

рэ-ро-ру-ра-ры

ро-ру-ра-ры-рэ

ру-ра-ры-рэ-ро

 

Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звук [Р].

ра-ра-ра — у лисы нора

ро-ро-ро — новое ведро

РУ-РУ-РУ — ягод наберу

ры-ры-ры — летят комары

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ра-ра-ра – Рае нравится жара.

Ра-ра-ра – Кате спать пора

ра-ра-ра — у лисы нора

Ра-ра-ра - у мышки есть нора.

Ро-ро-ро - в городе метро.
Ро-ро-ро - у Ромы новое ведро.
Ро-ро-ро - у Розы старое перо.
Ру-ру-ру - заяц ободрал кору.
Ру-ру-ру - коза грызёт кору.
Ру-ру-ру - ягод наберу.
Ры-ры-ры - Рома видит рыб.
Ры-ры-ры - застучали топоры.
Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ры-ры-ры - не заметили жары.
 

Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.

Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.

Гра, гра, гра — у нас новая игра.

Кра, кра, кра — очень вкусная икра.

Бро, бро, бро — охраняет пёс добр

 

Тра, тра, тра — погуляли до утра.

Тра, тра, тра — мы сидели у костра.

 Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.

Тры, тры, тры — зажигаются костры.

 

Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.

Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.

Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.

Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.

Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры

Бры, бры, бры — дружные бобры

РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан

РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета

РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза

РО-РО-РО- мороз, творог, вор РУ-РУ-РУ-  руль, Русь, руки, рукав

 РУ-РУ-РУ-  парус, кукуруза, шнур

 РЫ-РЫ-РЫ-  рыба, рыбак ,рынок,рысь

РЫ-РЫ-РЫ-  корыто, перышко, бурый


АР - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук.

ОР - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.

УР - бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

ЫР - сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырча­тый.
яр -  ярко, ярче, доярка

ЁР-  ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёр­ный.
юр - юрта, юркий.

ЕР - верх, герб, серп, верба, верно, мерка, ферма, шерсть, Герман, первый, беркут, термос, персик, усердный, пи­онер, офицер. 
ир - мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир, бирка, ширма, мирный.

АР - арба, арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман,
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан

УР - пурга, огурцы, шнурки.

ИР - кирка, кирпич.

ЕР - веер, ветер, вечер, катер, мастер, черта, верхом, вершок, червяк, чердак, чернела, вернуть, держать, вертеть, терпеть, перчатки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!