СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект контрольно-измерительных материалов по правовому обеспечению проф. деятельности

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности (ОП.10) предназначен для обучающихся по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Комплект контрольно-измерительных материалов по правовому обеспечению проф. деятельности»


Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)



УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела по учебно-производственной работе

_____________ Н.В.Ларионова

«_____» ______________ 2017

14 кегль

строчные



комплект контрольно-измерительных МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНОЙ дисциплины

оП.10. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Для специальности 34.02.01. Сестринское дело

Базовый уровень



Вельск 2017




Комплект контрольно-измерительных материалов учебной дисциплины ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 34.02.01 Сестринское дело


Организация-разработчик: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области

«Вельский индустриально- экономический колледж»


            1. Разработчик: Давидьян Екатерина Игоревна, преподаватель










  1. Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании предметной (цикловой) комиссии

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

протокол № от «____» ________________2017 г.

Председатель __________________ И.А. Поплавская































СОДЕРЖАНИЕ



1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств


2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке


3. Оценка освоения учебной дисциплины………………….


3.1. Формы и методы оценивания…………………


3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины


4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………………………………….


5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины……………………………….




  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины Правовое обеспечение профессиональной деятельности обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 34.02.01 «Сестринское дело Базовый уровень следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

У 1 использовать необходимые нормативно-правовые документы;

У 2 защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

У 3 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;


З 1 основные положения Конституции Российской Федерации;

З 2 права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

З 3 понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;

З 4 законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;

З 5 организационно-правовые формы юридических лиц;

З 6 правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

З 7 права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

З 8 порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

З 9 правила оплаты труда;

З 10 роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

З 11 право социальной защиты граждан;

З 12понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

З 13виды административных правонарушений и административной ответственности;

З 14 нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.


ОК 1 принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессией, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10 бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11 быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12 организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13 вести здоровый образ жизни, заниматься физической культуры и спортом для укрепления здоровья, достижение жизненных и профессиональных целей.

ОК 14 исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).



Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет


2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:


Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

У 1 использовать необходимые нормативно-правовые документы;


Обоснованность выбора нормативно-правовых документов, их актуальность и значимость.


Анализ документов, домашняя работа, тесты, индивидуальная работа, подготовка сообщений, презентаций, проектов, контрольные работы (зачеты)

У 2 защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;


Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.


Выполнение творческих работ, домашняя работа, контрольные работы (зачеты), индивидуальные задания (составление планов работы)

У 3 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;


Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.

Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.

Практические занятия, домашняя работа, контрольные работы (зачеты), индивидуальные задания (ведение словарей, справочников, подготовка сообщений, презентаций, проектов).


З 1 основные положения Конституции Российской Федерации;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


Тесты, устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 2 права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


Контрольные работы (зачеты), домашние задания.


З 3 понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

Словарные диктанты, устный опрос,

 индивидуальные задания.


З 4 законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

Анализ документов, устный опрос, подготовка сообщений, тестирование.


З 5 организационно-правовые формы юридических лиц;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

Практические занятия, индивидуальные задания.


З 6 правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 7 права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


Практические занятия, индивидуальные задания.


З 8 порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.



устный опрос.

З 9 правила оплаты труда;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 10 роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 11 право социальной защиты граждан;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 12 понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


Устный опрос, практические занятия, индивидуальные задания.


З 13 виды административных правонарушений и административной ответственности;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


Словарные диктанты, устный опрос,

 индивидуальные задания.


З14 нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


устный опрос, письменные проверочные работы.



ОК 1 принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессией, проявлять к ней устойчивый интерес.


Анализ ситуации на рынке труда.

Быстрая адаптация к внутриорганизационным условиям работы.

Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности.

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 2 организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Соответствие организации

рабочего места выполняемой деятельности.

Соответствие выбранного

способа решения профессиональной задачи поставленным целям и производственным возможностям.

Наблюдение в процессе учебной деятельности

за участием

во внеучебной

деятельности.

ОК 3 принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Самоанализ коррекции результатов собственной деятельности.

Ответственность за свой труд.


ОК 4 осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.


Оптимальный выбор

источника информации в

соответствии с

поставленной задачей.

Оперативность поиска

информации.

Соответствие найденной

информации

поставленной задаче.

Эффективное использование информации

Наблюдение за

выполнением

практических

работ,

за участием

во внеучебной

деятельности.

ОК 5 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Целесообразность использования специализированных компьютерных программ в профессиональной деятельности.

Работа с различными прикладными программами.

Наблюдение за

выполнением

практических

работ,

за участием

во внеучебной

деятельности.

ОК 6 работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Эффективное решение

профессиональных задач

группой студентов.

Бесконфликтные отношения на теоретических и

практических занятиях,

на практике.

Соблюдение норм профессиональной этики в процессе обучения.

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 7 брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


Осознание полноты ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения заданий

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 8 самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.


Эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 9 ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Рациональность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности

Наблюдение за

выполнением

практических

работ,

за участием

во внеучебной

деятельности.

ОК 10 бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


Толерантность во взаимодействии со всеми потребителями медицинских

услуг, с коллегами(вне

зависимости от социальных, культурных и религиозных различий).

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 11 быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


Готовность соблюдения правил и норм поведения в обществе и бережное отношения к природе

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 12 организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


Рациональность организации рабочего места с соблюдением необходимых требований и правил безопасности

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 13 вести здоровый образ жизни, заниматься физической культуры и спортом для укрепления здоровья, достижение жизненных и профессиональных целей.


Систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний

Оценка практических действий на учебной практике

ОК 14 исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Уровень физической подготовки.

Стремление к здоровому

образу жизни.

Активная гражданская

позиция будущего военнослужащего.

Занятия в спортивных

секциях.

Наблюдение за

выполнением

практических

работ,

за участием

во внеучебной

деятельности.






3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине Правовое обеспечение профессиональной деятельности, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

(технология оценки З и У по дисциплине прописывается в соответствии со спецификой дисциплины. Если экзамен проводится поэтапно или предусмотрена рейтинговая система оценки, то это подробно описывается)









Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)


Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, З

Форма контроля

Проверяемые

ОК, У, З

Раздел 1. История законодательства



Зачет


З 1, З2, З3,

ОК 4, ОК 9, ОК 10

Тема 1.1 Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников


З 1, З2, З3,

ОК 4, ОК 9, ОК 10



Раздел 2. Основы законодательства об охране здоровья граждан



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 8, ОК 9, ОК 12, ОК 13

Тема 2.1 Охрана здоровья граждан в Российской Федерации

Устный опрос

Практическая работа №6

Тестирование

Самостоятельная работа


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2,ОК 8, ОК 9, ОК 12



Тема 2.2 Организация медицинского страхования граждан.

У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 2 ОК 13, ОК 9, ОК 13


Раздел 3.Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 11

Тема 3.1 Права и обязанности лечебных учреждений и граждан при оказании медицинской помощи

Устный опрос

Практическая работа №9

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 11



Раздел 4. Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности



Зачет


З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 7, ОК 9, ОК 11

Тема 4.1 Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности


З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 7, ОК 9, ОК 11



Раздел 5. Основы законодательства в обеспечении социальной защиты населения



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 2, ОК 4, ОК 6,ОК 9, ОК 11, ОК 12

Тема 5.1 Основные законы и правовые акты по организации социальной защиты.

Устный опрос

Практическая работа №12

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 2, ОК 4, ОК 6,ОК 9, ОК 11, ОК 12



Раздел 6. Подготовка средних медицинских работников



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 12, ОК 13

Тема 6.1 Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.

Устный опрос

Практическая работа №14

Тестирование


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 12, ОК 13



Раздел 7. Законодательные основы предпринимательской деятельности в здравоохранении



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 12

Тема 7.1 Предпринимательство в здравоохранении и его законодательное обеспечение.

Устный опрос

Практическая работа №16

Тестирование


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 12



Раздел 8.Ответственность медицинских работников учреждений и пациентов



Зачет


У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ОК 14

Тема 8.1 Виды ответственности медицинских работников учреждений и пациентов

Устный опрос

Практическая работа №18

Тестирование

Самостоятельная работа

У1, У2, У3

З 1, З2, З3, З4, З5, З6, З7, З8, З9, З10,З11, З12, З13,З14

ОК 1, ОК 2, ОК 3,ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ОК 13, ОК 14






3.2. Устный опрос. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины


3.2.1. Вопросы для контроля усвоения материала Раздела 8.Ответственность медицинских работников учреждений и пациентов.

Тема 8.1 Виды ответственности медицинских работников учреждений и пациентов

1.С чем связаны нарушения в процессе оказания лечебной помощи?

2.Какие виды ответственности медицинских работников существуют?

3.Отличительнле понятие «медицинской этики»  и «медицинской деонтологии».

4. Моральный вред. Что это?


3.2.2. Время на выполнение: 30 мин.


3.2.3. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З 1 основные положения Конституции Российской Федерации;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


5

З 2 права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


5

З 3 понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

5

З 4 законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

5

З 5 организационно-правовые формы юридических лиц;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота

5

З 6 правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


5

З 7 права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


5

З 8 порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.



5

З 9 правила оплаты труда;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


5

З 10 роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


5

З 11 право социальной защиты граждан;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


5

З 12 понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;


Способность взаимодействия с обучающимися, преподавателями и работниками в ходе освоения образовательной программы учебной дисциплины.


5

З 13 виды административных правонарушений и административной ответственности;


Правильность выбора документов при решении производственной задачи.


5

З14 нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.


Использование информационных материалов: профессиональная направленность, доступность, полнота.


5



При оценке ответа студента надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 
1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного; 

3) языковое оформление ответа.


Отметка "5" ставится, если студент: 

1) полно излагает изученный ма­териал, даёт правильное определенное языковых понятий; 
2) обнаружива­ет понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учеб­нику, но и самостоятельно составленные; 
3) излагает материал последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.



Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понима­ние основных положений данной темы, но: 

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке пра­вил; 

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суж­дения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошиб­ки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспо­рядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие не­достатки в подготовке студента, которые являются серьёзным препятстви­ем к успешному овладению последующим материалом.



Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовремен­ный ответ (когда на проверку подготовки студенту отводится определен­ное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащего­ся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на прак­тике.



3.3. Практическая работа №6


3.3.1. Раздел 2. Основы законодательства об охране здоровья граждан.

Тема 2.2 Организация медицинского страхования граждан.

Основное содержание темы


Источники правового регулирования отношений по страхованию


Общие положения о страховании закреплены в Гражданском кодексе РФ (глава 48 "Страхование") и Законе РФ "Об организации страхового дела в РФ " от 27 ноября 1992г.

Однако в ст. 970 ГК РФ предусмотрено, что правила страхования, установленные главой 48, применяются к специальным видам страхования (например, медицинскому, морскому страхованию, страхованию банковских вкладов, страхованию пенсий и т.д.) постольку, постольку законами об этих видах страхования не установлено иное.

Поэтому, на втором уровне иерархии страхового законодательства находятся Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и специализированные законы об отдельных видах страхования, в частности: Закон РФ от 28 июня 1991г. "О медицинском страховании граждан в РФ", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и т.д.


На третьем уровне находятся подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие медицинское страхование:


- Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 6 февраля 1998 г. "О мерах по стабилизации финансирования системы обязательного медицинского страхования",

- Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования", Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.).


-нормативные акты федеральных министерств и ведомств (например, Департамента страхового надзора Минфина России), регулирующие внутреннюю деятельность страховщиков и надзор над ними.


Понятие и виды страхования


Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).


Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или третьим лицам (застрахованному лицу, выгодоприобретателю).

Виды страхования.


1. По объекту страхования: личное и имущественное страхование.


Личное страхование (Ст. 934 ГК) - страхование, при котором риск связан с личностью застрахованного, т.е. его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. 


Личное страхование включает в себя также: страхование от несчастных случаев и болезней (страхование здоровья), медицинское страхование. При наступлении страхового случая при личном страховании страховая выплата производится в виде страхового обеспечения.

Имущественное (Ст. 929 ГК) – страхование, в котором объектом страховых отношений выступает имущественный интерес, связанный с владением, пользованием и распоряжением имуществом. К имущественному интересу относится: 1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; 2) риск гражданской ответственности – это риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (страхование профессиональной ответственности врача); 3)предпринимательский риск – это риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. При наступлении страхового случая при имущественном страховании страховая выплата производится в виде страхового возмещения.

Интересы, страхование которых не допускается: противоправные интересы, убытки от участия в играх, лотереях и пари, расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.


2.  По форме проведения: обязательное и добровольное. 


Обязательное страхование - осуществляется в силу закона, что означает следующее: закон на определенных лиц возлагает обязанность заключать в качестве страхователей договор страхования (например, обязательное медицинское страхование, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и т.д.).


Добровольное – страхование, при котором права и обязанности сторон возникают только в результате свободного волеизъявления страхователя и страховщика.

 3. По срокам страхования:



а) Краткосрочное страхование (до года)


б) Среднесрочное страхование (от года до пяти лет)


в) Долгосрочное страхование (называют еще накопительным страхованием). К нему относят страхование жизни и пенсий. Длительность такого страхования, как правило, от 6 до 15 лет.


Медицинское страхование


Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.


Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) является составной частью государственного социального страхования. ОМС обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. 


Равные возможности в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи населению реализуются в пределах базовой Федеральной и Территориальных программ. 

Федеральная (базовая) программа ОМС утверждена постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.) и является частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, в которой перечислены виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.


На основе федеральной программы высшие органы управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые учитывают потребности местного населения, но не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.


Медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами, которые утверждаются также на федеральном и территориальном уровнях в зависимости от бюджета фондов и определяют конкретные количественные показатели койко-дней, лекарственного обеспечения и т.д. на каждый вид заболевания.


Добровольное медицинское страхование (далее – ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.


Страхователем при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью или предприятия, представляющие интересы граждан.

Правовой статус субъектов ОМС


Субъектами ОМС являются те физические и юридические лица, которые принимают участие в отношениях по ОМС:


  1. пациент, 

  2. страхователь, 

  3. страховая медицинская организация, 

  4. фонды медицинского страхования,

  5. медицинское учреждение.


Пациентом являются

  • граждане РФ

  • лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане Российской Федерации

  • иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации (имеют такие же права и обязанности в области ОМС, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное)


Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 (которым утверждено Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации).


Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан.


Граждане РФ в системе ОМС страхования имеют право на:


  • выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования; 

  • получение медицинской помощи на всей территории РФ, в том числе за пределами постоянного места жительства; 

  • получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.


Страхователи

1.Для неработающего населения - государство на уровне субъектов РФ и местная администрация. При недостатке в местном бюджете средств для уплаты взносов на ОМС за неработающих граждан выделяются дотации в порядке, установленным Правительством РФ.

 2.Для работающего населения - предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели.

3. лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных (творческих) профессий.


В случае реорганизации или ликвидации страхователя в период действия договора ОМС права и обязанности по договору переходят к его правопреемнику.


Страховые медицинские организации - это юридические лица, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование (утв. постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 11 октября 1993г. №1018).


Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации. Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. N 251.


Страховая медицинская организация вправе одновременно проводить обязательное и добровольное медицинское страхование, но не вправе осуществлять иные виды страховой деятельности. На право заниматься каждым видом медицинского страхования выдается отдельная лицензия.

Основной задачей страховой медицинской организации, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи и осуществления контроля за ее объемом и качеством.


Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения.


Страховая медицинская организация имеет право:


-свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;


-участвовать в аккредитации медицинских учреждений;


-устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;


-принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;


-предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.


Страховая медицинская организация обязана:


-осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе. Страховая медицинская организация не имеет права отказать страхователю в заключении договора ОМС, который соответствует действующим условиям страхования.

-заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;


-заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими и иными учреждениями;

-с момента заключения договора медицинского страхования выдавать страхователю или застрахованному страховые медицинские полисы;


-осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;


-контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;

-защищать интересы застрахованных.


Фонды ОМС


- это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Основными задачами деятельности фондов являются финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, фонды аккумулируют средства для ОМС и контролируют их расходование.


Сегодня в России созданы Федеральный фонд ОМС и 88 территориальных фондов ОМС и 1100 их филиалов. Указания Федерального фонда обязательны для территориальных.

Медицинские учреждения


Это аккредитованные и имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности ЛПУ, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.


Договоры в системе ОМС


Все отношения субъектов ОМС оформляются следующими договорами:


  1. Между территориальным фондом ОМС или его филиалом и страховщиком о финансировании ОМС,

  2. Между страховщиком (страховой медицинской организацией) и медицинским учреждением заключается договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию. В соответствии с этим договором медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования. 


Договор должен содержать: наименования сторон, численность застрахованных; виды медицинских услуг; стоимость работ и порядок расчетов; порядок контроля качества медицинской помощи и использование страховых средств; ответственность сторон.

  1. Между страхователем (плательщиком взносов) и страховщиком (страховой медицинской организацией) – договор ОМС (об организации и финансировании медицинской помощи определенного объема и качества по программе ОМС). Минимальный срок действия договора не может быть меньше года.


Существенными условиями договора ОМС являются: 


наименования сторон, 


срок действия, 


численность застрахованных,


размер и порядок внесения страховых взносов, 


перечень медицинских услуг в соответствии с договором ОМС, 


права и обязанности сторон.


Договор считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса.


Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор ОМС, получает страховой медицинский полис, который действителен на территории всей РФ.

 Основные источники информации


Нормативно-правовые акты:


  1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. 

  2. Гражданский кодекс РФ, часть 2 от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (глава 48 "Страхование")

  3. Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ " от 27 ноября 1992г.

  4. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

  5. Закон РФ от 28 июня 1991г. "О медицинском страховании граждан в РФ"

  6. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год" (с изм. и доп. от 30 декабря 2005 г.)


Дополнительная литература:


  1. Акопов В.И. Медицинское право. Москва - Ростов-на-Дону, 2004г. С.26-33.


Внеаудиторная самостоятельная работа


  1. Изучение и анализ нормативно-правовых актов.

  2. Решение ситуационных задач с использованием нормативно-правовых актов.

  3. Чтение и конспектирование дополнительной литературы, необходимой для подготовки к практическому занятию.

  4. Составление в письменной форме юридических и иных документов по теме практического занятия.


 Текущий контроль


Примеры ситуационных задач


Ситуационная задача № 1


Условие задачи


Страховая медицинская организация А заключила договор ОМС с организацией В - работодателем застрахованных 1 января 2006 года. Договор содержит следующие условия: наименования сторон, срок действия, размер и порядок внесения страховых взносов, права и обязанности сторон. Первый взнос по договору был получен только 7 февраля 2006 года. Страховая медицинская организация А отказалась оплачивать медицинскую помощь, которую получали работники организации В период с 1 января по 6 февраля.


Вопросы к задаче


    1. Правомерен ли отказ Страховой медицинской организации А в оплате медицинской помощи?

    2. С какого момента начинает действовать договор ОМС?

    3. Все ли существенные условия содержит договор ОМС между Страховой медицинской организации А и организацией В?

    4. Являются ли стороной по договору застрахованные работники организации В?


Ситуационная задача № 2


Условие задачи


Гражданка А. получила полис обязательного медицинского страхования в г. Москве. Во время проживания у родственников в Московской области заболела ОРЗ и решила обратиться к терапевту в местную поликлинику. В поликлинике терапевт отказал ей в приеме на том основании, что полис получен в г.Москве, а не в Московской области, и порекомендовал обратиться за медицинской помощью по месту постоянного жительства.

 Вопросы к задаче


  1. Правомерны ли действия терапевта? Если нет, то какие положения, и какого закона он нарушил? 

  2. К кому в поликлинике необходимо обратиться гражданке А. с жалобой на действия терапевта?

  3. Кто должен представлять интересы гражданки А. в описанном случае?


Тестовые задания

В соответствии с Законом о медицинском страховании граждане РФ имеют право предъявить иск

А) страхователю;

Б) страховой медицинской организации;

В) территориальному фонду обязательного медицинского страхования;

Г) лечебному учреждению.

В соответствии с Законом о медицинском страховании страховая медицинская организация имеет право

А) участвовать в аккредитации медицинских учреждений;

Б) устанавливать размер страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию;

В) принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги;

Г) предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому работнику на материальное возмещение физического или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.

В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая медицинская организация

А) вправе частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг;

Б) обязана произвести оплату услуг медицинских учреждений в порядке и сроки, предусмотренные договором между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией.

Виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно перечислены в

А) Постановлении Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год";

Б) В главе 48 "Страхование" Гражданского кодекса РФ;

В) Законе РФ от 28 июня 1991г. "О медицинском страховании граждан в РФ".

При медицинском страховании страховым случаем является

А) факт заболевания застрахованного;

Б) обращение застрахованного в медицинское учреждение за медицинской помощью;

В) обращение застрахованного в суд с иском о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

3.3.2. Время на выполнение: 90 мин.


3.3.3. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У 1 использовать необходимые нормативно-правовые документы;


Обоснованность выбора нормативно-правовых документов, их актуальность и значимость.


5

У 2 защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;


Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи.


5

У 3 анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;


Правильность выбора форм и методов анализа (оценки) ситуации.

Результативность анализа: наличие, качество, полнота, профессиональность, правомерность.

5


Критерии оценки решения задач


5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу


4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций;  неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу;


3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов


2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала;  неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу.

Критерии оценки тестовых заданий


91%-100% отлично

81%-90% хорошо

71%-80% удовлетворительно

0%-70% неудовлетворительно




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!