СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Композиторы эпохи барокко и рококо

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпохой барокко называют примерно 150 лет с начала XVII до середины XVIII века. Этот период сыграл важнейшую роль в развитии музыки. Появились настоящие оркестры, родилась опера, получили развитие многие музыкальные термины и концепции, которые живы и по сей день. 

Просмотр содержимого документа
«Композиторы эпохи барокко и рококо»

Композиторы эпохи Барокко и Рококо

Композиторы эпохи

Барокко и Рококо

Эпохой барокко называют примерно 150 лет с начала XVII до середины XVIII века. Этот период сыграл важнейшую роль в развитии музыки. Появились настоящие оркестры, родилась опера, получили развитие многие музыкальные термины и концепции, которые живы и по сей день .  Concerto grosso эпоха Барокко

Эпохой барокко называют примерно 150 лет с начала XVII до середины XVIII века. Этот период сыграл важнейшую роль в развитии музыки. Появились настоящие оркестры, родилась опера, получили развитие многие музыкальные термины и концепции, которые живы и по сей день . 

Concerto grosso эпоха Барокко

Барокко Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIII в. Название стиля происходит от португальского -

Барокко

Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца

XVI до середины XVIII в.

Название стиля происходит от португальского - "жемчужина неправильной формы"; в значении "причудливый", "странный",  "склонный к излишествам“,"изменчивый"

В барочной музыке, как и в музыке Ренессанса, были широко распространены полифония и контрапункт, но использовались эти приемы совершенно иначе. Вместо переплетенных мелодий в барочной музыке появился солирующий голос или инструмент в сопровождении басового голоса. Монтеверди назвал новую технику, появившуюся в конце XVI века, secondo prattica (второй формой) в отличие от primo prattico (первой формы) Ренессанса. Басовый голос многоголосного сочинения получил название basso continuo (непрерывный бас). В basso continuo имелись свои аккорды, которые обозначались цифрами. Сочетание сольного пения с аккомпанементом basso continuo стали называть «монодией» (от греческого слова, обозначающего пение в одиночку).

В барочной музыке, как и в музыке Ренессанса, были широко распространены полифония и контрапункт, но использовались эти приемы совершенно иначе. Вместо переплетенных мелодий в барочной музыке появился солирующий голос или инструмент в сопровождении басового голоса. Монтеверди назвал новую технику, появившуюся в конце XVI века, secondo prattica (второй формой) в отличие от primo prattico (первой формы) Ренессанса. Басовый голос многоголосного сочинения получил название basso continuo (непрерывный бас). В basso continuo имелись свои аккорды, которые обозначались цифрами. Сочетание сольного пения с аккомпанементом basso continuo стали называть «монодией» (от греческого слова, обозначающего пение в одиночку).

Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность.

Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил.

Основные черты барокко - парадность, торжественность, динамичность.

Особенности музыки  барокко   Неожиданные переходы Контрасты и противопоставления Технически трудные, виртуозные пассажи Одновременное звучание множества инструментов Использование танцевальных ритмов прелюдия

Особенности музыки барокко

  • Неожиданные переходы
  • Контрасты и противопоставления
  • Технически трудные, виртуозные пассажи
  • Одновременное звучание множества инструментов
  • Использование танцевальных ритмов

прелюдия

В эпоху барокко музыку часто писали певцы и музыканты-виртуозы, поэтому она была очень сложна для исполнения. В барочной музыке широко использовались «украшения» — часто они были импровизацией исполнителя.  Музыкальные инструменты стали играть более важную роль. Традиция пения a cappella («в церковной манере»), то есть без инструментального аккомпанемента, начала постепенно уходить в прошлое.

В эпоху барокко музыку часто писали певцы и музыканты-виртуозы, поэтому она была очень сложна для исполнения. В барочной музыке широко использовались «украшения» — часто они были импровизацией исполнителя.

Музыкальные инструменты стали играть более важную роль. Традиция пения a cappella («в церковной манере»), то есть без инструментального аккомпанемента, начала постепенно уходить в прошлое.

В результате развития монодии появилась опера. Такой метод пения позволял слушателям четко слышать текст, исполняемый певцом-солистом в сопровождении музыкальных инструментов. Солисты получили возможность драматически интерпретировать музыку. Считается, что опера появилась благодаря флорентийской камерате — кружку любителей музыки, поэтов, ученых-гуманистов и профессиональных музыкантов в конце XVI века . Музыканты при дворе Медичи , Антонио Доменико Габбиани (1652-1726). 

В результате развития монодии появилась опера. Такой метод пения позволял слушателям четко слышать текст, исполняемый певцом-солистом в сопровождении музыкальных инструментов. Солисты получили возможность драматически интерпретировать музыку. Считается, что опера появилась благодаря флорентийской камерате — кружку любителей музыки, поэтов, ученых-гуманистов и профессиональных музыкантов в конце XVI века .

Музыканты при дворе Медичи , Антонио Доменико Габбиани (1652-1726). 

Якопо Пери Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты, автор произведения, которое считается первой оперой, и старейшей сохранившейся оперы «Эвридика». Родился: 20 августа 1561 г., Рим, Италия Умер: 12 августа 1633 г. (71 год), Флоренция, Италия

Якопо Пери

Итальянский композитор и певец, участник Флорентийской камераты, автор произведения, которое считается первой оперой, и старейшей сохранившейся оперы «Эвридика».

Родился: 20 августа 1561 г., Рим, Италия

Умер: 12 августа 1633 г.

(71 год), Флоренция, Италия

Клаудио Монтеверди Итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Наиболее известные сочинения Монтеверди - поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня. Родился: 15 мая 1567 г., Кремона, Италия Умер: 29 ноября 1643 г. (76 лет), Венеция

Клаудио Монтеверди

Итальянский композитор, один из крупнейших в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Наиболее известные сочинения Монтеверди - поздние мадригалы, Плач Ариадны, опера «Орфей» и Вечерня.

Родился: 15 мая 1567 г., Кремона, Италия

Умер: 29 ноября 1643 г. (76 лет), Венеция

Эпоха барокко дала нам не только оперу, но и оркестр. В этот период активно развивались музыкальные инструменты. Многие известные композиторы и музыканты этого времени работали при королевских дворах Европы и в аристократических семействах. При дворах существовали небольшие музыкальные ансамбли, исполнявшие новые сочинения. Эпоха барокко — период расцвета камерной музыки. Особую популярность приобретали различные музыкальные инструменты, в первую очередь скрипка. Но для исполнения опер небольших ансамблей было мало. Так появились оркестры.

Эпоха барокко дала нам не только оперу, но и оркестр. В этот период активно развивались музыкальные инструменты. Многие известные композиторы и музыканты этого времени работали при королевских дворах Европы и в аристократических семействах. При дворах существовали небольшие музыкальные ансамбли, исполнявшие новые сочинения. Эпоха барокко — период расцвета камерной музыки. Особую популярность приобретали различные музыкальные инструменты, в первую очередь скрипка. Но для исполнения опер небольших ансамблей было мало. Так появились оркестры.

Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.

Орган – ведущий инструмент эпохи барокко.

Главным жанром органной музыки стала фуга.

Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.

Берлинский кафедральный собор

Берлинский кафедральный собор

Джироламо  Фрескобальди     Итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко. Родился: 13 сентября 1583 г., Феррара, Италия Умер: 1 марта 1643 г. (59 лет), Рим, Италия

Джироламо 

Фрескобальди  

Итальянский композитор, органист и клавесинист.

Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.

Родился: 13 сентября 1583 г., Феррара, Италия

Умер: 1 марта 1643 г.

(59 лет), Рим, Италия

Дитрих Букстехуде Немецкий композитор и органист, по происхождению датчанин. Крупный представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее известных композиторов эпохи барокко. Родился: 1637 г., Хельсингборг, Сконе, Датско-норвежская уния Умер: 9 мая 1707 г. (70 лет), Вольный и ганзейский город Любек, Священная Римская империя

Дитрих Букстехуде

Немецкий композитор и органист, по происхождению датчанин. Крупный представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее известных композиторов эпохи барокко.

Родился: 1637 г., Хельсингборг, Сконе, Датско-норвежская уния

Умер: 9 мая 1707 г.

(70 лет), Вольный и ганзейский город Любек, Священная Римская империя

Иоганн Пахельбель Немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки. Родился: 1 сентября 1653 г., Нюрнберг, Священная Римская империя Умер: 3 марта 1706 г. (52 года), Нюрнберг, Священная Римская империя

Иоганн Пахельбель

Немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля - одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки.

Родился: 1 сентября 1653 г., Нюрнберг, Священная Римская империя

Умер: 3 марта 1706 г. (52 года), Нюрнберг, Священная Римская империя

Георг Бём Немецкий композитор и органист. Известен своим вкладом в развитие формы хоральной партиты и влиянием на творчество Иоганна Себастьяна Баха в молодости. Представитель северонемецкой органной школы. Родился: 2 сентября 1661 г., Хоэнкирхен, Тюрингия Умер: 18 мая 1733 г. (71 год), Люнебург

Георг Бём

Немецкий композитор и органист. Известен своим вкладом в развитие формы хоральной партиты и влиянием на творчество Иоганна Себастьяна Баха в молодости. Представитель северонемецкой органной школы.

Родился: 2 сентября 1661 г., Хоэнкирхен, Тюрингия

Умер: 18 мая 1733 г.

(71 год), Люнебург

Георг   Филипп   Телеман Немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен также под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии. Родился: 14 марта 1681 г., Магдебург, Германия Умер: 25 июня 1767 г. (86 лет), Гамбург

Георг   Филипп   Телеман

Немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен также под анаграмматическим псевдонимом Меланте. Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии.

Родился: 14 марта 1681 г., Магдебург, Германия

Умер: 25 июня 1767 г.

(86 лет), Гамбург

Иоганн   Себастьян   Бах  – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии.  21 марта 1685 – 28 июля 1750 гг.

Иоганн   Себастьян   Бах  – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. 

21 марта 1685 – 28 июля 1750 гг.

Георг Фридрих  Гендель Немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Гендель родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти. 23 февраля 1685 - 14 апреля 1759 гг.

Георг Фридрих

Гендель

Немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Гендель родился в Германии в один год с Иоганном Себастьяном Бахом и Доменико Скарлатти.

23 февраля 1685 - 14 апреля 1759 гг.

Гендель представляет «Музыку на воде» королю Георгу I

Гендель представляет «Музыку на воде»

королю Георгу I

Генри Пёрселл Английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Писал практически во всех жанрах/формах современной ему музыки - автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер, музыки к драматическим спектаклям, пьес для инструментального консорта, хоровых антемов, приветственных и траурных од, светских и духовных песен Родился:10 сентября 1659 г., Вестминстер, Лондон Умер: 21 ноября 1695 г.  (36 лет), Вестминстер, Лондон

Генри Пёрселл

Английский композитор, крупнейший представитель раннего английского барокко. Писал практически во всех жанрах/формах современной ему музыки - автор знаменитой оперы «Дидона и Эней», нескольких семи-опер, музыки к драматическим спектаклям, пьес для инструментального консорта, хоровых антемов, приветственных и траурных од, светских и духовных песен

Родился:10 сентября 1659 г., Вестминстер, Лондон

Умер: 21 ноября 1695 г.

(36 лет), Вестминстер, Лондон

Арканджело Корелли  (1653–1713) 17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — выдающийся итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.   Корелли создал классические образцы главных инструментальных жанров барокко — sonata da camera и da chiesa (светских и церковных трио-сонат), сонат для скрипки и  concerti grossi. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. 

Арканджело Корелли

(1653–1713)

17 февраля 1653, Фузиньяно, Равенна — 8 января 1713, Рим) — выдающийся итальянский скрипач и композитор, считающийся создателем художественной игры на скрипке.

  Корелли создал классические образцы главных инструментальных жанров барокко — sonata da camera и da chiesa (светских и церковных трио-сонат), сонат для скрипки и  concerti grossi. Корелли содействовал развитию формы скрипичного концерта. 

Антонио Вивальди    1678 – 1741   вивальди

Антонио Вивальди 1678 – 1741

вивальди

Анто́нио Лючио Вива́льди Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди - мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 90 опер.  Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов  «Времена года».

Анто́нио Лючио Вива́льди

Итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди - мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор 90 опер.

Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов

«Времена года».

Рококо - стиль, который появился во Франции первой половины XVIII века. Принято считать, что он стал апогеем барокко. Стиль рококо в музыке выделяется за счет своей яркости, грациозности и утонченности. В других сферах он себя проявляется излишней, порой, загруженностью интерьеров и архитектурных строений

Рококо - стиль, который появился во Франции первой половины XVIII века. Принято считать, что он стал апогеем барокко. Стиль рококо в музыке выделяется за счет своей яркости, грациозности и утонченности. В других сферах он себя проявляется излишней, порой, загруженностью интерьеров и архитектурных строений

Стиль рококо в музыке предполагает акцентирование внимания на галантность персонажей, на необычные пейзажи. Используется не только клавесин, но и скрипка, флейта и гобой.

Стиль рококо в музыке предполагает акцентирование внимания на галантность персонажей, на необычные пейзажи. Используется не только клавесин, но и скрипка, флейта и гобой.

Музыка была составлена по сюитному принципу, которое с течением времени пополнялось все более мельчайшими и значимыми деталями и украшениями. Например, появились

Музыка была составлена по сюитному принципу, которое с течением времени пополнялось все более мельчайшими и значимыми деталями и украшениями. Например, появились "вставные" танцы (паспье, бурре, менуэт, павана).

 Источниками вдохновения музыкантов и художников данной эпохи стали давние мифы. Идеализация пастушеской жизни. Стиль рококо в музыке получил наибольшее распространение и популярность в Баварии и во Франции.

Источниками вдохновения музыкантов и художников данной эпохи стали давние мифы. Идеализация пастушеской жизни. Стиль рококо в музыке получил наибольшее распространение и популярность в Баварии и во Франции.

Концерт во дворце  Иоганн Георг Платцер

Концерт во дворце Иоганн Георг Платцер

Алессандро Скарлатти Итальянский композитор эпохи барокко. Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти; отец композиторов Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти. Наставник Эмануила Асторга. Родился: 2 мая 1660 г., Палермо, Сицилия Умер: 24 октября 1725 г. (65 лет), Неаполь, Италия Дети: Доменико Скарлатти, Пьетро Филиппо Скарлатти

Алессандро Скарлатти

Итальянский композитор эпохи барокко. Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы. Брат композитора Франческо Скарлатти; отец композиторов Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти. Наставник Эмануила Асторга.

Родился: 2 мая 1660 г., Палермо, Сицилия

Умер: 24 октября 1725 г. (65 лет), Неаполь, Италия

Дети: Доменико Скарлатти, Пьетро Филиппо Скарлатти

Доменико Скарлатти  знаменитый итальянский композитор, клавесинист-виртуоз, дирижер XVIII века. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко. Родился: 26 октября 1685 г., Неаполь, Италия Умер: 23 июля 1757 г. (71 год), Мадрид, Испанская империя Наибольший вклад Франсуа  Куперен  совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре. Музыка Куперена словно сплетена из кружев. Обилие мелизмов, эмоциональная окраска и отточенные миниатюрные формы делают произведения Франсуа Куперена безошибочно узнаваемыми. Клавесинные произведения маэстро пришлись по душе королю и всему двору.

Доменико Скарлатти

знаменитый итальянский композитор, клавесинист-виртуоз, дирижер XVIII века. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Родился: 26 октября

1685 г., Неаполь, Италия

Умер: 23 июля 1757 г.

(71 год), Мадрид, Испанская империя

Наибольший вклад Франсуа  Куперен  совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре. Музыка Куперена словно сплетена из кружев. Обилие мелизмов, эмоциональная окраска и отточенные миниатюрные формы делают произведения Франсуа Куперена безошибочно узнаваемыми. Клавесинные произведения маэстро пришлись по душе королю и всему двору.

Франсуа Куперен Французский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее значительных представителей известной французской династии Куперенов, насчитывавшей несколько поколений музыкантов. Родился: 10 ноября 1668 г., Париж, Франция Умер: 11 сентября 1733 г. (64 года), Париж, Франция

Франсуа Куперен

Французский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее значительных представителей известной французской династии Куперенов, насчитывавшей несколько поколений музыкантов.

Родился: 10 ноября 1668 г., Париж, Франция

Умер: 11 сентября 1733 г.

(64 года), Париж, Франция

Наибольший вклад Франсуа  Куперен  совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре. Музыка Куперена словно сплетена из кружев. Обилие мелизмов, эмоциональная окраска и отточенные миниатюрные формы делают произведения Франсуа Куперена безошибочно узнаваемыми. Клавесинные произведения маэстро пришлись по душе королю и всему двору.

Наибольший вклад Франсуа  Куперен  совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре. Музыка Куперена словно сплетена из кружев. Обилие мелизмов, эмоциональная окраска и отточенные миниатюрные формы делают произведения Франсуа Куперена безошибочно узнаваемыми. Клавесинные произведения маэстро пришлись по душе королю и всему двору.

Глубокий след оставил Франсуа Куперен в истории французского камерного ансамбля. Во времена Люлли и Куперена место лучшего инструментального ансамбля Франции делили между собою оркестр Версальской оперы и Королевская капелла. Версальской оперы

Глубокий след оставил Франсуа Куперен в истории французского камерного ансамбля. Во времена Люлли и Куперена место лучшего инструментального ансамбля Франции делили между собою оркестр Версальской оперы и Королевская капелла.

Версальской оперы

Клавесин  (фр.  clavecin ) был одним из предшественников фортепиано. Имеет другие названия: клавицимбал, клавичембало, чембало (позднелат. clavicymbalum, итал. clavicembalo, cembalo).  Струны  клавесина  приводились в движение щипком при помощи стерженька из птичьего пера (позже — кожаного плектра), который при нажатии клавиши зацеплялся за струну.

Клавесин  (фр.  clavecin ) был одним из предшественников фортепиано. Имеет другие названия: клавицимбал, клавичембало, чембало (позднелат. clavicymbalum, итал. clavicembalo, cembalo).

Струны  клавесина  приводились в движение щипком при помощи стерженька из птичьего пера (позже — кожаного плектра), который при нажатии клавиши зацеплялся за струну.

Клавесин эпохи рококо

Клавесин эпохи рококо


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!