«Методика преподавания ИЗО и ручного труда»
Конспект для детей с легкой умственной отсталостью по лепке «Уточка с утятами»
Тема: «Уточка с утятами»
Возраст: 4-5
Цель: Лепка предметов из пластилина круглой и овальной формы.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение лепить конструктивным способом. Формировать умение делить пластилин на неравные части (голова, туловище, лапки) приемом ощипывания. Закреплять приемы лепки: вытягивание отдельных частей из целого куска, прощипывание мелких деталей. Закреплять умение украшать вылепленный предмет стекой, подручным материалом. Совершенствовать умение передавать в лепке характерные особенности предмета-утки (голова и тело в форме овала, широкий клюв и лапки). Обогащать представления о домашних птицах, месте обитания и повадках. Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы» (утёнок, клюв, плавает, щиплет, перья).
Коррекционно-развивающие: Развивать умение анализировать (обследовать) объект перед изображением, соблюдая заданную последовательность и используя для выделения формы ощупывание перед лепкой. Развивать мелкую моторику рук (через пальчиковую гимнастику, практическую деятельность). Развивать память, мышление, внимание (через рассматривание иллюстраций, беседу).
Воспитательные: Воспитывать умение доводить работу до конца. Воспитывать умение адекватно оценивать собственную и коллективную работу.
Методы и приемы, используемые в внешним признакам деятельности педагога и воспитанников: беседа, упражнения, работа с иллюстративным материалом;
Предварительная работа с детьми Рассматривание иллюстраций; беседы о домашних птицах и их птенцах (утка-утёнок, курица-цыплёнок, гусыня - гусёнок, дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о домашних птицах. Чтение сказок: «Петушок и бобовое зернышко».
Оборудование для педагога Ноутбук, иллюстрации домашних птиц (гусь, утка, курица, петух); запись звука утки, видео плавающей утки. Лист зеленой бумаги, на которое наклеено голубое «озеро»; для детей Пластилин желтого цвета, дощечки, крупа гречки для глаз утят.
Ход занятия
Организационный момент
Во время свободной деятельности детей раздается звук крякающей утки.
Вос-ль: Ребята, что это за звук? На что он похож? Кто так может кричать?
Ответы детей : это утка.
Вос-ль: Покажите мне, пожалуйста, на доске где же здесь утка?; а каких птиц вы знаете?
Ответы детей : петуха, курицу, гуся.
Вос-ль: Чем покрыто тело у утки?
Ответы детей : перьями
Вос-ль: какой формы туловище у утки?
Ответы детей : овальное
Вос-ль: какая голова?
Ответы детей : овальная
Вос-ль: а что ещё есть у утки? Какой клюв? Почему такой клюв?
Ответы детей : для того, чтобы щипать травку.
Вос-ль: Какие лапки? Для чего на лапках перепонки?
Ответы детей : для того, чтобы плавать.
Вос-ль: А вы хотите посмотреть, как плавает утка?
Ответы детей : да
Основная часть.
Просматривание видео плавающей утки, педагог обращает внимание, как плавает утка, как перебирает лапками.
Вос-ль: Ребята, а нас тоже есть озеро, давайте посмотрим, у нас плавает уточка?
Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро, а на озере плавает одна уточка.
Вос-ль: только почему-то она одна, видно, детки спрятались в травке. Наша уточка грустная, потому, что утята потерялись. «Кря-кря-кря!», а утята не откликаются.
Вос-ль: Ребята, мама уточка мне сказала на ушко, что хочет вас попросить помочь ей. Как вы думаете, чем мы можем помочь?
Ответы детей (варианты) : …можно слепить.
Вос-ль: А может быть, мы попробуем, слепить для нашей уточки маленьких утят! Но сейчас я предлагаю немного поиграть, развеселить нашу уточку.
Физминутка:
Вышли уточки на луг (шагаем на месте)
Кря-Кря- Кря!
Пролетел веселый жук - ЖЖЖ!
(машем руками - крыльями,
Гуси шеи выгибают – ГА-ГА Га! (вытягиваем шею, голову вперед).
Клювом перья расправляют -(движения головой к правой и левой руке,
Ветер ветки раскачал (раскачивание рук вверху,
Шарик тоже зарычал – рррр! (руки перед собой, наклоняясь вперед,
Зашептал в воде камыш – Шшш! (раскачивание рук вверху,
И опять настала тишь – Шшш.
(присели, палец прижали к губам и молчим).
Вос-ль: Молодцы! А теперь мы пойдем помогать маме-уточке. Садитесь за столы и посмотрите, что лежит у нас на тарелочках.
Ответы детей : Пластилин желтого цвета.
Вос-ль: Давайте с вами начнём лепить утят, но сначала, что мы должны сделать?
Ответы детей : размять пластилин, руки.
Вос-ль: Предлагаю вам сделать разминку для пальчиков:
Есть у курицы цыпленок (большой палей касается всех пальцев поочередно)
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши! (все пальчики сжимаем и разжимаем).
Вос-ль: Предложить потрогать уточку и утенка, какое туловище, голова, проанализировать форму. Утята похожи на утку, только они меньше. Какое тело вылепим у утёнка?
Ответы детей : овальное
Вос-ль: Правильно, оно овальное, к хвостику оно сужается, хвостик небольшой, заостренный.
Вос-ль: А голова, какой формы?
Ответы детей : овальная, только меньше, чем туловище.
Вос-ль: клюв у утенка широкий и плоский, для чего ему такой клюв?
Ответы детей : он щиплет им травку.
Вос-ль: а какие лапки?
Ответы детей : широкие с перепонками.
Вос-ль: Ребята, с чего начнем работу?
Ответы детей : разделим пластилин на части, разные по величине.
Вос-ль: как будем лепить туловище?
Ответы детей : раскатать пластилин в шар, а потом пальцами вытянуть форму овала, и оттянуть небольшой хвостик.
Вос-ль: а чего не хватает у утенка?
Ответы детей : глаз, крыльев, перышек
Вос-ль: чем можно это сделать?
Ответы детей : стекой, крупой.
Дети заканчивают свои работы.
3. Рефлексия
-Вос-ль: А сейчас, ребята, пойдемте, покажем нашей уточке, кого мы с вами слепили и посадим всех утят на озеро. Посмотрите, какие красивые у нас получились утята! Уточка теперь не будет скучать, потому что у неё теперь столько утят! А давайте их посчитаем!
Ответы детей : их пять
Вос-ль: Ребята, мы сегодня помогли маме-утке? А как мы помогали? Что вам было сложно выполнить? А кому вы можете рассказать о домашних птицах? Вы сегодня молодцы, хорошо поработали! Предлагаю убрать свои рабочие места.