Конспект занятия «Снежная королева» с применением сказкотерапии.
Актуальность: для развития внимания учащихся ключевую роль играет зрительное восприятие изображений, предметов и способность выбирать различные ракурсы одного и того же рисунка. Наиболее интересно об этом можно рассказать на примере сюжета сказки «Снежная королева» и потренироваться с помощью двойственных изображений, настраивая взгляд на различные ракурсы.
Цель: натренировать зрительное восприятие с целью развития переключения внимания.
Задачи:
-расширение знаний о понятиях сочувствия и дружбы;
-обогащение словарного запаса детей;
- развитие внимания;
- развитие четкой речи, памяти в мини-викторине по сказке;
- формирование коммуникативных навыков.
Дидактический материал:
- елочка, наряженная цветными карточками с вопросами по викторине;
- текст сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» с иллюстрациями;
- куклы для кукольного театра «Кай», «Герда», «Заяц»;
- сценарий в ролях с возможностью последующей импровизации;
- ширма для импровизированной постановки «Кай и Герда»;
- карточки с двойственными изображениями и перевертышами;
- образцы для вырезания масок, цветной картон, пайетки, карандаши, клей ПВА.
Ход занятия:
Пословицы о дружбе.
Передавая эстафетную розочку, вспоминаем русские пословицы о дружбе и неприязни: «Нет друга, так ищи, а нашел, береги», «Друзья познаются в беде», «Правду говорить, друга не нажить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба от недружбы близко живет». Вспоминаем примеры из реальной жизни(интерактивный метод).
Чтение начала сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева».
ПЕДАГОГ:
История первая, в которой говорится о зеркале и его осколках.
Так вот, жил-был тролль, злой-презлой. Как-то раз он смастерил зеркало, обладавшее удивительным свойством. Все доброе и прекрасное, отражаясь в нем, почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Лучшие из людей казались уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать. Когда человеку в голову приходила добрая благочестивая мысль, зеркало тотчас строило рожу, а тролль хохотал, радуясь своей забавной выдумке. Все ученики тролля - а у него была своя школа - рассказывали, что свершилось чудо. Они повсюду носились с зеркалом, и в конце концов не осталось ни одной страны и ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. И вот они захотели добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами. Чем выше поднимались они, тем больше гримасничало и кривлялось зеркало; им трудно было удержать его: они летели все выше и выше; но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук и полетело на землю, там оно разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы, несметное множество осколков наделали гораздо больше вреда, чем само зеркало. Некоторые из них, величиной с песчинку, разлетелись по белу свету и, случалось, попадали людям в глаза; они оставались там, а люди с той поры видели все шиворот-навыворот или замечали во всем только дурные стороны: дело в том, что каждый крошечный осколок обладал той же силой, что и зеркало. Некоторым людям осколки попали прямо в сердце, - это было ужаснее всего - сердце превращалось в кусок льда. Попадались и такие большие осколки, что их можно было вставить в оконную раму, но сквозь эти окна не стоило смотреть на своих друзей. Иные осколки были вставлены в очки, но стоило людям надеть их, чтобы хорошенько все рассмотреть и вынести справедливое суждение, как приключалась беда. А злой тролль хохотал до колик в животе, словно его щекотали. И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же, что было дальше!
История вторая. Мальчик и девочка.
В большом городе, где столько людей и домов, что не всем удается разбить маленький садик и где поэтому очень многим приходится довольствоваться комнатными цветами, жили двое бедных детей, у которых садик был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Родители их жили по соседству, под самой крышей - в мансардах двух смежных домов. Кровли домов почти соприкасались, а под выступами проходил водосточный желоб, - вот как раз туда и выходили окошки обеих комнатушек. Стоило только перешагнуть желобок, и можно было сразу попасть через окошко к соседям. У родителей под окнами было по большому деревянному ящику, в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались. Вот и додумались родители поставить ящики поперек желобка; они тянулись от одного окна к другому, словно две цветочные грядки. Родители часто позволяли детям ходить друг к другу и сидеть на скамеечке под розами. Как весело они там играли! Но зимой дети были лишены этого удовольствия. Окна часто совсем замерзали, но малыши нагревали на печке медные монетки и прикладывали их к замерзшим стеклам, - лед быстро оттаивал, и получалось чудесное окошко, такое круглое, круглое - в нем показывался веселый, ласковый глазок, это мальчик и девочка смотрели из своих окон. Его звали Кай, а ее - Герда. Летом они могли одним прыжком очутиться друг у друга, а зимой приходилось сначала спуститься на много ступенек вниз, а потом подняться на столько же ступенек вверх! А на дворе бушевала метель. На другой день был славный мороз, но потом началась оттепель, а там пришла весна. Светило солнце, проглядывала первая зелень, ласточки вили гнезда под крышей, окна были распахнуты настежь, и дети снова сидели в своем крошечном садике у водосточного желоба высоко над землей. Взявшись за руки, дети пели, целовали розы, смотрели на ясные солнечные блики и разговаривали с ними. Как прекрасны были эти летние дни, как хорошо было сидеть рядом под кустами благоухающих роз, - казалось, они никогда не перестанут цвести. Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками, - разных зверей и птиц. И вдруг - как раз на башенных часах пробило пять - Кай вскрикнул:
- Меня кольнуло прямо в сердце! А теперь что-то попало в глаз! Девочка обвила ручонками его шею. Кай мигал глазами; нет, ничего не было видно.
- Наверное, выскочило, - сказал он; но в том-то и дело, что не выскочило. Это был как раз крошечный осколок дьявольского зеркала; ведь мы, конечно, помним об этом ужасном стекле, отражаясь в котором все великое и доброе казалось ничтожным и гадким, а злое и дурное выступало еще резче, и каждый недостаток сразу бросался в глаза. Крошечный осколок попал Каю прямо в сердце. Теперь оно должно было превратиться в кусок льда. Боль прошла, но осколок остался.
- Что ты хнычешь? - спросил Кай. - Какая ты сейчас некрасивая! Ведь мне совсем не больно! . . . Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!
И вдруг он толкнул ногой ящик и сорвал обе розы. Кай!
- Что ты делаешь? - закричала девочка.
Увидев, как она испугалась, Кай сломал еще одну ветку и убежал от милой маленькой Герды в свое окно. Приносила ли ему после того девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для младенцев; всякий раз, когда бабушка что-нибудь рассказывала, он перебивал ее и придирался к словам; а иногда на него такое находило, что он передразнивал ее походку, надевал очки и подражал ее голосу. Получалось очень похоже, и люди покатывались со смеху. Вскоре мальчик научился передразнивать всех соседей. Он так ловко выставлял напоказ все их странности и недостатки.
ПЕДАГОГ: Мы видим, как изменился Кай, как только он стал видеть все по-другому. Попробуем разыграть сценку, в которой Кай видит только плохое, а Герда видит только хорошее.
Импровизированная постановка «Кай и Герда».
Выбор ролей учащимися: Кай, Герда, заяц. Остальные –зрители.
Прочтение педагогом сценария и воспроизведение учащимися в ролях по памяти с дальнейшей импровизацией.
ПЕДАГОГ: Слушаем, запоминаем, чтобы повторить в ролях:
КАЙ: Герда, ты видела этого страшного зайца во дворе? Вид у него глупый, всегда открыт рот и ноги, как у клоуна, и кепка задом наперед.
ГЕРДА: А мне он понравился, веселый такой, улыбчивый, добрый, наверное.
КАЙ: Что же в нем доброго, скачет по двору, ищет чего бы украсть.
ГЕРДА: Зачем ты такое говоришь? Может быть, он подружиться хочет с ребятами или он превращенный волшебник и может исполнить желание. Какое желание ты бы загадал?
КАЙ: Я бы загадал…
ГЕРДА: А я бы загадала…
Тренинг «Волшебный микрофон». (интерактивный метод). Краткий пересказ сказки «Снежная королева» учащимися поочередно с использованием иллюстраций. В роли микрофона используем розочку.
Мини-викторина по сказке «Снежная королева». Вопросы на разноцветных блестящих карточках размещены на новогодней елочке.
- Кого можно было назвать настоящим другом Герды в сказке;
- Из чего была сделана карета, которую подарили Герде?
- Каких птиц держала на привязи маленькая разбойница?
- На чем написала лапландка письмо для финки?
- Какой предмет использовала колдунья, чтобы Герда забыла о Кае?
- Какой цветок на шляпке колдуньи помог Герде вспомнить о Кае?
- Какая птица в сказке была говорящая?
- Что оставила маленькая разбойница себе на память о Герде?
- Почему Кай стал видеть плохое во всем, что попадалось ему на глаза?
- Какое слово хотел сложить из льдинок Кай, чтобы получить коньки в подарок от Снежной королевы?
- Какой северный зверь доставил Герду в Лапландию?
- Из чего были сделаны чертоги Снежной королевы?
Тренинг на восприятие двойственных картинок и перевертышей.
Белка и лебедь
Индеец и эскимос
Три лица
Практическое занятие.
Изготовление новогодней маски из цветного картона по образцам и украшение пайетками.
Литература:
Андерсен Г. Х. Снежная королева. – М:, Изд. «Детская литература»., 1978.
Жукова О. Тренируем память и внимание. – М:, Изд. АСТ, 2018.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб:, Речь, 2011.
Луговая Т. М. Русские пословицы и поговорки. –М.; Изд. Дом «Диалог». 1998 – 558 с.
Огненко Н. Волшебная сила сказки. – Спб: Изд. «Речь», 2008.