СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Душевность и бездушность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Душевность и бездушность"

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Душевность и бездушность"»

Душевность и бездушие. 04.04.24

Цель: формировать представления воспитанников об общечеловеческой ценности ««доброта».

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «душевность» и «бездушие».

  2. Формировать осознанное стремление быть добрым.

  3. Развивать способности осмысливать и оценивать различные ситуации.

  4. Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Оборудование: словарь, презентация, пословица «Бойся равнодушных людей»; два сердца: черное, красное, два «лица»: сердитое и веселое, солнышко с лучиками, дерево душевности.

Ход занятия

  1. Организационно-мотивационный этап.

Чтение стихотворения.

– В жизни по – разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженное солнце достать

И подарить его людям.

– О чем это стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О бездушии и душевности)

– Сегодня мы с вами поговорим о душевности и бездушии. Это очень важная тема, которая необходима всем нам.

Беседа.

– Что такое душевность? А бездушие?

– А теперь послушайте, как трактуется значение в словаре Ожегова (словарь, слайд).

Душевность – полный искреннего дружелюбия, доброты. Дружелюбно расположен к кому – то.

Бездушие – без сочувственного, живого отношения к кому – либо, равнодушный к людям, бессердечный. Лишенный живого чувства.

  1. Операционально-исполнительский этап.

Чтение и анализ рассказа.

– Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Плохо».

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.


– Еще раз скажите, как называется этот рассказ? (Плохо)

– О чем говорится в рассказе?

– И что же плохого сделали мальчики? Ведь они не напускали пса, они никого не били. (Но они ничего и не делали, они остались равнодушны. А равнодушие – это бездушие)

Беседа.

– Какого человека можно назвать душевным и бездушным?

Игра «Сопоставь».

– Давайте подберем синонимы к этим словам. Ребята называют с доски слова, а воспитатель соединяет их с понятиями.

Доброта – человечность

Благодарность – признательность

Сочувствие – сострадание

Высокомерие – надменность

Пренебрежение – презрение

Эгоизм – самолюбие

– Какие эти качества можно отнести к душевному человеку, а какие к бездушному? Почему?

Игра «Похлопай». Выполняется стоя.

– Сейчас мы с вами поиграем в игру. Если речь идет о душевности, вы хлопаете, а если о бездушии – топаете.

  • Покормить птиц зимой

  • Сломать ветку на дереве

  • Поймать бабочку

  • Покормить бездомных котов

  • Помочь пожилому человеку донести тяжелые сумки

  • Изрисовать в подъезде стены

  • Подклеить старые книжки в библиотеке

  • Побить младшего брата или сестру за непослушание

  • Уступить место пожилому человеку в транспорте

  • Тянуть кошку за хвост

Работа с пословицей

– Прочитайте пословицу на доске. «Бойся равнодушных людей».

– Прочитайте пословицу.

– Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?

Игра в презентации «Раздели персонажей»

В презентации различные персонажи мультиков и сказок. Дети разделяют их на бездушных и душевных.

Гимнастика для глаз.

Дети смотрят влево-вправо, вверх-вниз, в левый угол, в правый угол, закрывают глаза, открывают.

Работа со смайликами

– Взгляните, рядом с пословицей вы видите смайлики. Чем они отличаются (разные эмоции: один недовольный, другой веселый).

– Как вы думаете, какое из двух лиц относится к бездушному человеку? (недовольное)

– Почему?

– А какое к душевному?

– Почему?

Беседа.

– Давайте назовем качества бездушного человека (злой, завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, равнодушный).

– Хорошо ли живется такому человеку среди людей? Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека? (черное)

– Естественно, орган не может быть черного цвета. Но если говорить в метафорическом смысле, то когда говорят, что у человека черное сердце – это значит, что он бездушный.

– К какому из смайликов мы прикрепим черное сердце?

– А к какому красное? А почему именно красное сердце мы прикрепили к душевному человеку?

 как вы думаете, чего больше на земле, зла или добра?

– А можно ли победить зло? Как?

Дети выбегают к доске и снимают перевернутые таблички и зачитывают их

  • не ссориться

  • улыбаться тем, с кем общаешься

  • помогать там, где нужна помощь

  • понимать другого

  • сочувствовать

– Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек – в речку, река – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

– Как вы думаете, для чего я прикрепила на доске солнышко? (Добрый человек любит природу и сохраняет ее, любит людей и помогает им. А доброта и помощь – согревают нас как солнышко. Доброта нужна для того, чтобы всем нам легче было жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило людям радость.

– Часто ваши ссоры начинаются из-за пустяка. Случайно толкнули, задели друг друга и начинаете драться или ругаться, а ведь можно все обсудить мирным путем. Что лучше, мириться или драться?

Обсуждение фраз в презентации.

  • «Мое тело – моя территория, чужое тело – чужая территория. Я не имею права вторгаться на чужую территорию».

  • «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа».

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

– Народная мудрость гласит «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил дерево и вырастил ребенка». Совершать добрые поступки – это значит приносить пользу окружающим, делать людей и себя счастливыми. Душевность – это одно из главных качеств человека. Совершая добрые дела, человек становится лучше, благороднее.

– У вас на столах есть листы. Напишите на них те добрые поступки, которые вы когда-либо совершали. Давайте приклеим их на дерево душевности.

– Я думаю, что после нашего занятия вы «пересмотрите» все свои поступки, переоцените их и по-другому будете относиться друг к другу. Я очень верю в это и надеюсь, что так и будет.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!