Конспект
фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы,
имеющими общее недоразвитие речи III уровня, ФФНр.
Автор: Ручко Светлана Михайловна,
учитель-логопед МБДОУ «Ясли-сад
комбинированного типа №6 г. Донецка»
Тема: Бублик-рублик
Цель: создание условий для развития познавательной, интеллектуальной и речевой активности детей, их творческих способностей с использованием нестандартных методов и приёмов.
Коррекционно-образовательные задачи:
обобщать представления детей о хлебе и хлебобулочных изделиях;
расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Хлеб»;
упражнять в подборе слов-признаков и действий к заданному объекту;
упражнять в умении задавать вопросы при отгадывании предмета;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных; правильно употреблять падежные окончания существительных; совершенствовать навык согласования числительных «один», «два», «пять» с существительными и прилагательными;
закреплять навык звуко-слогового анализа слов;
знакомить детей с многозначным словом «поле», фразеологизмом «Дырка от бублика», с переносным значением слова «чёрствый»;
упражнять в расшифровке слов с помощью ключа к шифру, в печатании слов;
Коррекционно-развивающие задачи:
стимулировать развитие творческого мышления и воображения;
развивать познавательную активность, умение рассуждать, доказывать;
способствовать формированию социально-коммуникативной компетентности и эмоциональному развитию детей;
способствовать профилактике плоскостопия, стимулировать работу коры головного мозга посредством самомассажа стоп, головы;
способствовать снятию напряжения лицевой мускулатуры, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к хлебу, умение выслушивать ответы других детей.
учить соблюдать меры безопасности в условиях ведения военных действий на территории ДНР.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое,
социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: бутафорный бублик, ключ к шифру на каждого ребёнка, мешочки, наполненные пшеницей и горохом, массажный коврик, «массажёр-паучок», мобильный телефон, ноутбук, бублики для угощения.
Предварительная работа: беседа о хлебе и процессе его выращивания, о разновидностях хлебобулочных изделий, их пользе для организма, о бережливом отношении к хлебу; рассматривание иллюстраций по теме.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организация детей. Создание положительного эмоционального настроя.
Самомассаж головы (с помощью специального «массажёра-паучка»).
Самомассаж лица
Упражнение «Пальчиковый душ» (мягкие постукивание подушечками пальчиков по поверхности лба, щёк, подбородка)
Упражнение «Нарисуем ёлочку» («рисуем» двумя указательными пальчиками одновременно на лбу)
Упражнение «Нарисуем усы» («рисуем» двумя указательными пальчиками одновременно над верхней губой)
Упражнение «Весёлый клоун» (тянем уголки рта в стороны, растягивая губы в улыбку)
Упражнение «Блинчики» (похлопать себя по щекам ладошками)
Упражнение «Умоем личико» (имитация умывания)
Основная часть
1.Игра «Да-нетка»
Учитель-логопед: Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, увидела на земле один предмет, завернула его в салфетку и принесла вам в детский сад. Хотите узнать, что это? Отгадайте его с помощью своих вопросов. (Дети задают логопеду вопросы).
Это живое? (Нет) Это сделано руками человека? (Да)
Это съедобное? (Да) Это сладкое? (Да)
Это квадратное? (Нет) Это твёрдое? (Нет)
Это круглое? (Да) Это из молока? (Нет). Это из муки? (Да).
Это булочка? (Нет). Это бублик? (Да)
(Дети отгадывают, что в салфетке лежит бублик).
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему бублик лежал на земле? (Дети высказывают свои предположения):
его нечаянно уронил какой-то ребёнок;
он выпал из кулька, сумки, кармана;
кто-то решил покормить бездомных животных, птиц;
его выбросили (не понравился вкус, он был не свежий, чёрствый) и т.д
Учитель-логопед: А можно ли выбрасывать хлеб и хлебные изделия? Почему нельзя? (Ответы детей).
Учитель-логопед: Чем раньше был бублик? (Тестом). А тесто? (Мукой). А мука? (Зерном). А зерно? (Колоском). А где выросли колосья? (В поле). А что такое поле? (Это безлесая равнина).
2.Д/игра «Какое поле?»
Если на поле растёт пшеница, то это, какое поле? -… пшеничное.
Если рожь - … ржаное поле, рис - …, кукуруза - …, гречиха - …
подсолнух – …, свёкла - …, арбузы - …, ячмень - …, просо - … .
А как называется большая ровная площадка для футбола? (Футбольное поле)
А ещё бывают другие поля:
ледовое поле (пространство льда);
лётное поле (площадка для взлёта самолётов);
поля у шляпы (края шляпы);
поле в тетради или книге (чистая полоса вдоль края листа);
поле зрения (пространство, охватываемое глазом)
минное поле (участок местности, на котором с определенной целью установлены мины). Надо соблюдать меры безопасности, чтобы не попасть на минное поле или не наткнуться на неразорвавшиеся боеприпасы. (Вглядываться в метки на деревьях, столбах, стойках; обращать внимание на брошенные повреждённые транспортные средства, натянутые провода, подозрительные объекты на деревьях и кустах)
Упражнение «Волшебник Дробления»
Учитель-логопед: Дети, закройте глаза и представьте, что мы находимся на пшеничном поле. Вдруг над нами пролетел Волшебник Дробления, прикоснулся к пшеничному растению, и оно распалось на части. На какие?
(Корень, стебель-соломина, листья, колос, усы, зёрнышки, оболочка-клетчатка, мука, витамины (А, В, С, Е, РР), белки, минеральные вещества)
4.Игра «С кем (чем) дружит?»
Учитель-логопед:
С чем «дружит» бублик, если я говорю о муке? (С макаронами, с пирогами, с батоном, с оладьями, с пиццей, с соломкой, с кексом т. д.)
С чем «дружит» бублик, если я говорю о первом звуке в слове «бублик»? (Дети называют слова со звуком [б]).
С чем «дружит» бублик, если я говорю о собаке? (Хвост бубликом)
С чем «дружит» бублик, если я говорю о пустоте? (Дырка от бублика)
С чем «дружит» бублик, если я говорю о круге? (С кольцом, баранкой, колесом, калачом, ватрушкой, пончиком, и т. д.)
5.Игра «Перекатыш»
Учитель-логопед: Давайте поиграем с бубликом. (Дети передают по кругу бутафорный бублик, проговаривая четверостишие и называя слова-признаки):
Ты катись, весёлый бублик,
Быстро-быстро по рукам,
У кого весёлый бублик,
Тот и слово скажет нам.
круглый свежий румяный мягкий питательный пахучий полезный | тёплый поджаренный большой горячий сладкий пышный красивый | вкусный душистый аппетитный целый хрустящий ароматный ванильный |
А если бублик долго-долго лежит, каким он станет? (Твёрдым, сухим, чёрствым).
А бывает ли человек чёрствым? (Это тот человек, который не поможет другому в беде, не скажет доброе слово, не поддержит)
Бублик сладкий, а что такое «сладкий сон»? (Это когда человек крепко и спокойно спит, и ему снится что-то приятное).
6.Дыхательное упражнение «Ветерок».
Учитель-логопед: Сейчас нам надо смолоть зерно и запустить мельницу, для этого нужен ветер. Наберите воздух носом и выдохните через рот, произнося слова: «Ветер-ветер-ветерок» (Дети выполняют упражнение 2-3 раза)
7.Динамическое упражнение «Мельница» (Стоя)
Быстро вертится крыло, (Махи руками)
Мелет мельница зерно, (Круговые движения кулачками)
А из молотой муки (Имитация лепки пирожков)
Испечём мы пироги
8. Дидактическое упражнение «С чем пироги?»
Учитель-логопед: Если пирог с яблоками, это какой пирог? – яблочный.
с вишнями? с абрикосами? с крыжовником? с творогом? | с клубникой? с капустой? с ягодами? с фруктами? |
9.Д/упражнение «Расшифруй слово»
Учитель-логопед: Ребята, Бублик принёс фотографию своего «друга». Но она откроется только тогда, когда вы расшифруете его название, которое
заколдовала злая колдунья Гингема. (Дети с помощью шифра разгадывают слово «пирожок», печатают его на дощечках)
Сколько гласных звуков в слове «пирожок»? (Дети последовательно называют гласные звуки).
Сколько согласных звуков в этом слове? (Дети последовательно называют согласные звуки).
Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Какой слог ударный?
Пальчиковое упражнение «Бублик»
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел бублик погулять, Рядом зубки поджидают В прятки с бубликом играют: «Хрусь-хрусь-хрусь!» Ай-ай-ай! По столу разлился чай. | Имитация движений пальцами, кистью по ходу стихотворения |
Дидактическая игра «Сосчитай-ка»
(Раздаётся звонок по мобильному телефону. Логопед сообщает, что Петушок изсказки «Колосок» просит ребят помочь сосчитать хлебобулочные изделия, которые он испёк вместе с мышатами. Дети считают изображения хлебных изделий на слайдах).
(Один свежий батон, два свежих батона, …; один румяный бублик, два румяных…)
Ходьба по коррекционной дорожке.
Учитель-логопед: Ребята, пока мы с вами играли, пошёл дождик, и образовались «лужи». Вам нужно пройти через «лужи» по «кочкам» (Используются мешочки с горохом и пшеницей).
Составление синквейна о бублике.
Учитель-логопед: Ребята, давайте расскажем о бублике с помощью схемы (Дети составляют синквейн с опорой на схему):
_______________ Название предмета: бублик.
Слова-признаки: круглый, румяный
Слова-действия: лепить, выпекать, есть
Твоё отношение к предмету: Я очень люблю бублик.
Перефразированное название предмета, обобщение, синоним: продукт питания, хлебобулочное изделие.
Заключительная часть.
Рефлексия занятия. Угощение детей бубликами.