СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по ФГОС на тему: "Бублик-рублик"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленное занятие проведено с детьми 6-7 лет (с нарушениями речи) в рамках реализации педагогического проекта

"От зёрнышка до каравая" (с использованием нестандартных методов и приёмов)

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по ФГОС на тему: "Бублик-рублик"»

Конспект

фронтального логопедического занятия с детьми подготовительной группы,

имеющими общее недоразвитие речи III уровня, ФФНр.


Автор: Ручко Светлана Михайловна,

учитель-логопед МБДОУ «Ясли-сад

комбинированного типа №6 г. Донецка»


Тема: Бублик-рублик

Цель: создание условий для развития познавательной, интеллектуальной и речевой активности детей, их творческих способностей с использованием нестандартных методов и приёмов.


Коррекционно-образовательные задачи:

  • обобщать представления детей о хлебе и хлебобулочных изделиях;

  • расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Хлеб»;

  • упражнять в подборе слов-признаков и действий к заданному объекту;

  • упражнять в умении задавать вопросы при отгадывании предмета;

  • закреплять умение образовывать относительные прилагательные от существительных; правильно употреблять падежные окончания существительных; совершенствовать навык согласования числительных «один», «два», «пять» с существительными и прилагательными;

  • закреплять навык звуко-слогового анализа слов;

  • знакомить детей с многозначным словом «поле», фразеологизмом «Дырка от бублика», с переносным значением слова «чёрствый»;

  • упражнять в расшифровке слов с помощью ключа к шифру, в печатании слов;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • стимулировать развитие творческого мышления и воображения;

  • развивать познавательную активность, умение рассуждать, доказывать;

  • способствовать формированию социально-коммуникативной компетентности и эмоциональному развитию детей;

  • способствовать профилактике плоскостопия, стимулировать работу коры головного мозга посредством самомассажа стоп, головы;

  • способствовать снятию напряжения лицевой мускулатуры, развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к хлебу, умение выслушивать ответы других детей.

  • учить соблюдать меры безопасности в условиях ведения военных действий на территории ДНР.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое,

социально-коммуникативное развитие.

Оборудование: бутафорный бублик, ключ к шифру на каждого ребёнка, мешочки, наполненные пшеницей и горохом, массажный коврик, «массажёр-паучок», мобильный телефон, ноутбук, бублики для угощения.

Предварительная работа: беседа о хлебе и процессе его выращивания, о разновидностях хлебобулочных изделий, их пользе для организма, о бережливом отношении к хлебу; рассматривание иллюстраций по теме.


Ход занятия:

Вводная часть.

  1. Организация детей. Создание положительного эмоционального настроя.

Самомассаж головы (с помощью специального «массажёра-паучка»).

  1. Самомассаж лица

        • Упражнение «Пальчиковый душ» (мягкие постукивание подушечками пальчиков по поверхности лба, щёк, подбородка)

  • Упражнение «Нарисуем ёлочку» («рисуем» двумя указательными пальчиками одновременно на лбу)

  • Упражнение «Нарисуем усы» («рисуем» двумя указательными пальчиками одновременно над верхней губой)

  • Упражнение «Весёлый клоун» (тянем уголки рта в стороны, растягивая губы в улыбку)

  • Упражнение «Блинчики» (похлопать себя по щекам ладошками)

  • Упражнение «Умоем личико» (имитация умывания)

























Основная часть

1.Игра «Да-нетка»

Учитель-логопед: Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, увидела на земле один предмет, завернула его в салфетку и принесла вам в детский сад. Хотите узнать, что это? Отгадайте его с помощью своих вопросов. (Дети задают логопеду вопросы).

  • Это живое? (Нет) Это сделано руками человека? (Да)

  • Это съедобное? (Да) Это сладкое? (Да)

  • Это квадратное? (Нет) Это твёрдое? (Нет)

  • Это круглое? (Да) Это из молока? (Нет). Это из муки? (Да).

  • Это булочка? (Нет). Это бублик? (Да)

(Дети отгадывают, что в салфетке лежит бублик).

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему бублик лежал на земле? (Дети высказывают свои предположения):

  • его нечаянно уронил какой-то ребёнок;

  • он выпал из кулька, сумки, кармана;

  • кто-то решил покормить бездомных животных, птиц;

  • его выбросили (не понравился вкус, он был не свежий, чёрствый) и т.д

Учитель-логопед: А можно ли выбрасывать хлеб и хлебные изделия? Почему нельзя? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Чем раньше был бублик? (Тестом). А тесто? (Мукой). А мука? (Зерном). А зерно? (Колоском). А где выросли колосья? (В поле). А что такое поле? (Это безлесая равнина).






































2.Д/игра «Какое поле?»

  • Если на поле растёт пшеница, то это, какое поле? -… пшеничное.

  • Если рожь - … ржаное поле, рис - …, кукуруза - …, гречиха - …

подсолнух – …, свёкла - …, арбузы - …, ячмень - …, просо - … .

  • А как называется большая ровная площадка для футбола? (Футбольное поле)

  • А ещё бывают другие поля:

  • ледовое поле (пространство льда);

  • лётное поле (площадка для взлёта самолётов);

  • поля у шляпы (края шляпы);

  • поле в тетради или книге (чистая полоса вдоль края листа);

  • поле зрения (пространство, охватываемое глазом)

  • минное поле (участок местности, на котором с определенной целью установлены мины). Надо соблюдать меры безопасности, чтобы не попасть на минное поле или не наткнуться на неразорвавшиеся боеприпасы. (Вглядываться в метки на деревьях, столбах, стойках; обращать внимание на брошенные повреждённые транспортные средства, натянутые провода, подозрительные объекты на деревьях и кустах)


  1. Упражнение «Волшебник Дробления»

Учитель-логопед: Дети, закройте глаза и представьте, что мы находимся на пшеничном поле. Вдруг над нами пролетел Волшебник Дробления, прикоснулся к пшеничному растению, и оно распалось на части. На какие?




















(Корень, стебель-соломина, листья, колос, усы, зёрнышки, оболочка-клетчатка, мука, витамины (А, В, С, Е, РР), белки, минеральные вещества)


4.Игра «С кем (чем) дружит?»

Учитель-логопед:

  • С чем «дружит» бублик, если я говорю о муке? (С макаронами, с пирогами, с батоном, с оладьями, с пиццей, с соломкой, с кексом т. д.)

  • С чем «дружит» бублик, если я говорю о первом звуке в слове «бублик»? (Дети называют слова со звуком [б]).

  • С чем «дружит» бублик, если я говорю о собаке? (Хвост бубликом)

  • С чем «дружит» бублик, если я говорю о пустоте? (Дырка от бублика)

  • С чем «дружит» бублик, если я говорю о круге? (С кольцом, баранкой, колесом, калачом, ватрушкой, пончиком, и т. д.)


5.Игра «Перекатыш»

Учитель-логопед: Давайте поиграем с бубликом. (Дети передают по кругу бутафорный бублик, проговаривая четверостишие и называя слова-признаки):

Ты катись, весёлый бублик,

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый бублик,

Тот и слово скажет нам.

  • Бублик какой? (Дети поочерёдно называют слова-признаки о бублике)


круглый

свежий румяный

мягкий

питательный

пахучий

полезный

тёплый поджаренный

большой горячий сладкий

пышный

красивый

вкусный душистый

аппетитный целый

хрустящий ароматный

ванильный





















  • А если бублик долго-долго лежит, каким он станет? (Твёрдым, сухим, чёрствым).

  • А бывает ли человек чёрствым? (Это тот человек, который не поможет другому в беде, не скажет доброе слово, не поддержит)

  • Бублик сладкий, а что такое «сладкий сон»? (Это когда человек крепко и спокойно спит, и ему снится что-то приятное).


6.Дыхательное упражнение «Ветерок».

Учитель-логопед: Сейчас нам надо смолоть зерно и запустить мельницу, для этого нужен ветер. Наберите воздух носом и выдохните через рот, произнося слова: «Ветер-ветер-ветерок» (Дети выполняют упражнение 2-3 раза)


7.Динамическое упражнение «Мельница» (Стоя)

Быстро вертится крыло, (Махи руками)

Мелет мельница зерно, (Круговые движения кулачками)

А из молотой муки (Имитация лепки пирожков)

Испечём мы пироги


8. Дидактическое упражнение «С чем пироги?»

Учитель-логопед: Если пирог с яблоками, это какой пирог? – яблочный.


  • с вишнями?

  • с абрикосами?

  • с крыжовником?

  • с творогом?

  • с клубникой?

  • с капустой?

  • с ягодами?

  • с фруктами?


9.Д/упражнение «Расшифруй слово»

Учитель-логопед: Ребята, Бублик принёс фотографию своего «друга». Но она откроется только тогда, когда вы расшифруете его название, которое

заколдовала злая колдунья Гингема. (Дети с помощью шифра разгадывают слово «пирожок», печатают его на дощечках)



  • Сколько гласных звуков в слове «пирожок»? (Дети последовательно называют гласные звуки).

  • Сколько согласных звуков в этом слове? (Дети последовательно называют согласные звуки).

  • Сколько слогов в этом слове? Как вы узнали? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

  • Какой слог ударный?


  1. Пальчиковое упражнение «Бублик»


Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел бублик погулять,

Рядом зубки поджидают

В прятки с бубликом играют:

«Хрусь-хрусь-хрусь!»

Ай-ай-ай! По столу разлился чай.


Имитация движений пальцами, кистью по ходу стихотворения























  1. Дидактическая игра «Сосчитай-ка»

(Раздаётся звонок по мобильному телефону. Логопед сообщает, что Петушок изсказки «Колосок» просит ребят помочь сосчитать хлебобулочные изделия, которые он испёк вместе с мышатами. Дети считают изображения хлебных изделий на слайдах).


















(Один свежий батон, два свежих батона, …; один румяный бублик, два румяных…)


  1. Ходьба по коррекционной дорожке.

Учитель-логопед: Ребята, пока мы с вами играли, пошёл дождик, и образовались «лужи». Вам нужно пройти через «лужи» по «кочкам» (Используются мешочки с горохом и пшеницей).


  1. Составление синквейна о бублике.

Учитель-логопед: Ребята, давайте расскажем о бублике с помощью схемы (Дети составляют синквейн с опорой на схему):


  1. _______________ Название предмета: бублик.



  1. Слова-признаки: круглый, румяный


  1. Слова-действия: лепить, выпекать, есть



  1. Твоё отношение к предмету: Я очень люблю бублик.





  1. Перефразированное название предмета, обобщение, синоним: продукт питания, хлебобулочное изделие.



Заключительная часть.

  1. Рефлексия занятия. Угощение детей бубликами.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!