Мастер – класс
«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов первой квалификационной категории Поворозная Т.М.
Место работы: МБОУ «Куретская СОШ»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса:
Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций. Я желаю нам успехов.
2 .Мотивация к мастер-классу.
-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно со сказки. Вы любите сказки?
Итак, давайте вспомним сказку «Кораблик» Владимира Григорьевича Сутеева. (Слайд2)
Но прошу Вас слушать внимательно.
1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
2. Пришли на речку.
3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и
Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы
годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
5. Стали думать. Думали-думали и придумали.
6. Пошел Цыпленок и принес листочек.
7. Мышонок — ореховую скорлупку.
8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой
привязали — и построили кораблик!
10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик
уже далеко уплыл… И не догонишь!
Восстановите по картинкам сказку. (Слайд 3)
-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
3.Работа по теме.
-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией на уроках литературного чтения.
Посмотрите на слайд и составьте из предложенных букв фамилию писателя (СЛАДКОВ). (4 слайд)
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Ивановича Сладкова. (Слайд5)
Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие). (слайд 6)
-Давайте обратимся к тексту. Мы будем читать его с остановками.
Прочитайте. (слайд7)
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.
-Давайте прочитаем первое утверждение. Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).
-Подберите синонимы к слову РАДОСТЬ? (восторг, умиление ликование, веселье, жизнерадостность) А антонимы? (горе, страдание, боль, мука, грусть)
Назовите слова - ассоциации к слову «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ». (торт, конфеты, подарки, друзья, гости, праздник, танцы, игры)
-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)
-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. (слайд8)
Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.
У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...
-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что у клестят беда.
-Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд 9)
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
(Слайд10)
- Найдте в тексте только факты, информацию.
-Какие эмоции, ощущения, переживания возникли при чтении текста?
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова. (слайд11)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (он любит природу, животных) (ответы)
А что по-вашему произойдёт дальше?
-Продолжим чтение текста. (слайд12)
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Не так и плохо живётся клестятам зимой.
-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (Слайд 13)
Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.
Продолжим читать рассказ. (слайд14)
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? Почему?
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда. (слайд 15)
-Можем ли мы теперь согласиться, что у клестят беда, после всего что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Давайте вернемся к тексту. (Слайд 16)
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы)
Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде.
Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.
-Спасибо за внимание.
| А | Б | В | Г | Д |
1 | | + | | | |
2 | Питается еловыми семенами |
3 | Тепло, сытно |
4 | | + | | | |
5 | Сытно, много еды |
6 | Законы не писаны |
7 | | | | + | |
8 | Високосный год - в феврале на один день больше |
9 | + | + | | | |
10 | Еловой кашей |
11 | + | + | + | + | |
12 | Отважные клесты Клестам закон не писан |