СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект мастер-класса "Работа с текстом и информацией на уроке литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект мастер-класса  "Работа с текстом и информацией на уроке литературного чтения" для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект мастер-класса "Работа с текстом и информацией на уроке литературного чтения"»

Мастер – класс

«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов первой квалификационной категории Поворозная Т.М.

Место работы: МБОУ «Куретская СОШ»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                             Ход мастер – класса:

  1. Орг. момент

Добрый день,  уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций.  Я желаю нам успехов.

2 .Мотивация к мастер-классу.

-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно со сказки. Вы любите сказки?

Итак, давайте вспомним сказку «Кораблик» Владимира  Григорьевича  Сутеева. (Слайд2)

Но прошу Вас слушать внимательно.

1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

2. Пришли на речку.

3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и

Жучок.

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы

годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

5. Стали думать. Думали-думали и придумали.

6. Пошел Цыпленок и принес листочек.

7. Мышонок — ореховую скорлупку.

8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.

9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой

привязали — и построили кораблик!

10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик

уже далеко уплыл… И не догонишь!

Восстановите по картинкам сказку. (Слайд 3)

-Определите,  какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им   нужно научиться?

( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером,  применяли знания в новой ситуации, использовали в работе  нужные предметы, распределили  роли,  договорились друг с другом , …..)

-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту:  необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой,  умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».

3.Работа по теме.

-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом, информацией  на уроках литературного чтения.

Посмотрите на слайд и составьте из предложенных букв фамилию писателя (СЛАДКОВ). (4 слайд)

-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Ивановича Сладкова. (Слайд5)

Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения? Что мы сегодня будем с вами читать?

(ответы: сказка, рассказ, стих-ие). (слайд 6)

-Давайте обратимся к тексту. Мы будем читать его с остановками.

Прочитайте. (слайд7)

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда.

-Давайте прочитаем первое утверждение. Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт).

-Подберите синонимы к слову РАДОСТЬ? (восторг, умиление ликование, веселье, жизнерадостность) А антонимы? (горе, страдание, боль, мука, грусть)

  • Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?

  • Кто нам дарит радость?

Назовите слова - ассоциации к слову «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ». (торт, конфеты, подарки, друзья, гости, праздник, танцы, игры)


-Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы)

-Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. (слайд8)

Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод...

-Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что у клестят беда.

-Давайте узнаем, а что же родители?  (Слайд 9)

А родители хоть бы что!

Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!

(Слайд10)

- Найдте в тексте только факты, информацию.

-Какие эмоции, ощущения, переживания возникли при чтении текста?

-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова. (слайд11)

Это я так про клестят думаю.

-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (он любит природу, животных) (ответы)


А что по-вашему произойдёт дальше?


-Продолжим чтение текста. (слайд12)


Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.


Не так и плохо живётся клестятам зимой.


-А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (Слайд 13)

Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме.

Продолжим читать рассказ. (слайд14)


Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.


-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись? Почему?

-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.

А у клестят − беда. (слайд 15)

-Можем ли мы теперь согласиться, что у клестят беда, после всего что мы узнали из текста? А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)

А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать). Удалось автору достичь этой цели?

-Но это еще не конец рассказа. Давайте вернемся к тексту. (Слайд 16)


Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.

А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения − всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!


-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы)

Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.

-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия? Вы бы как озаглавили его? Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».

  • Слайд 17.18

  • Сделайте вывод: Что же нужно для счастья детям?

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде.

Я желаю вам творческих успехов и дарю небольшие буклеты, которые помогут вам в работе.


-Спасибо за внимание.













А


Б


В


Г


Д

1



+




2


Питается еловыми семенами

3


Тепло, сытно

4



+




5


Сытно, много еды

6


Законы не писаны

7




+


8


Високосный год - в феврале на один день больше

9


+


+




10


Еловой кашей

11


+


+


+


+


12


Отважные клесты Клестам закон не писан












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!