СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по глобусу и карте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: познакомить детей с глобусом и картой – моделями земного шара. Дать элементарные представления о том, что существуют разные материки земли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по глобусу и карте»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад №12 «Улыбка» г. Якутска


Конспект НОД в старшей группе

«Путешествие по глобусу и карте»


Подготовила: Воспитатель Грищенко Олеся Александровна


Цель: познакомить детей с глобусом и картой – моделями земного шара. Дать элементарные представления о том, что существуют разные материки земли.


Задачи:

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с разными типами моделей земного шара: картой, глобусом.

  • Познакомить детей с названиями материков - континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.

  • Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному.

  • Познакомить детей с понятием экватор и для чего он нужен.


Развивающие задачи:

  • Расширить словарный запас у детей: “глобус, материки, карта, экватор, равнины”, названия материков;

  • Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях.

  • Развивать абстрактное мышление.

  • Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.

  • Развивать моторику рук.

  • Развивать память, внимание, мышление, речь (обращать внимание на то, что ответ должен быть развернутым).

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.

  • Воспитывать активность, умение работать в команде, находить выход из проблемных ситуаций.

  • Вызвать у детей положительный настрой и интерес к дальнейшему познанию мира, обогатить новыми яркими впечатлениями.

  • Воспитывать интерес к географии, любовь к путешествиям, уверенность в своих силах

  • Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.


Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноубук, глобусы разных размеров, географическая карты, карта России, карта Якутии, флажки, доска магнитная.

Предварительная работа: Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; дидактические игры «Четвертый лишний»; «Найди место на карте»; «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов –карт: групповой комнаты, раздевалки и т. д. Распечатка материалов к занятию. Подборка музыкальных отрывков, видео фрагмента «Планета Земля».


Ход занятия.

Орг. момент.


В: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Я пришла к вам в гости не одна, а с путешественницей Дашей.

Д: Здравствуйте, ребята. Я так рада вас видеть! Как у вас настроение?

Ответы детей:

В: Давайте поделимся со всеми своим отличным настроением.

Этюд приветствие.

Здравствуй небо голубое.
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои Друзья! (Обращаются к гостям) Слайд 2.

Д: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)  Предлагаю, отправится вам сегодня в путешествие.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В: Ребята, мы с вами знаем, что живем на огромной и красивой планете.

Как она называется? (земля)

Если мы сделаем с вами, большой круг сможем обхватить землю? (нет)

А я могу обхватить землю двумя руками и даже дома шар земной вместился.

Д: (достает глобус маленький)

Здесь уместились все материки,

Четыре необъятных океана.

Вы узнали что это? (глобус)

А что такое глобус(макет земли)

Какие же вы умные ребята!


Д: Глобус – это уменьшенная модель Земли, он позволяет представить форму нашей планеты.. На нем есть все, что есть на Земле, только очень маленькое, показаны материки, острова, моря и океаны, реки. (Показывает на глобусе) Глобусы бывают большие и маленькие.

Наша земля – очень большой шар. Давайте рассмотрим его.

- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)

- Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Ответы детей:

- Чем темнее цвет, тем глубже в этом в этом месте море или океан.

- Какие еще цвета есть на глобусе? Зеленые - это равнины.

- Как вы думаете, что такое равнины? Равнины – это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.

- Коричневым цветом обозначают горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначает желтый цвет?



Д: Шар земной посередине

На две равных половинки

Делит линия «Экватор»

Без нее определить

Юг и север – трудновато.

Сверху север, снизу юг-

От экватора мой друг!


В: Ах, как же прекрасна наша планета!

Ребята, посмотрите, что я нашла по пути в детский сад. (бутылка в ней карта)

Как вы думаете, что это?

Ответы детей: кто-то отправил сообщение с просьбой о помощи.

В: И все же давайте посмотрим, что там внутри.

Что это? (карта). А, что такое карта?


Д: Карта – глобуса сестрица,

Очень плоская девица.

Можно карту расстелить,

Можно к стенке прикрепить.

С ней легко идти в поход:

Лишь свернуть – и нет хлопот.


ВГеографическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Карту удобно брать с собой, а вот глобус неудобно. Ориентируясь по карте люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.

Д: Что вы видите на карте? 

Ответы детей:

Д: Смотрите, на ней показаны материки. Материки- это возвышающиеся массивы суши, окруженные водой, их еще называют континентами. (показывает материки)

В: Но, мне кажется, что карта повреждена. Вы заметили, что на ней чего-то не хватает?

Д: И правда, не хватает материков. Всего у нас 6 материков. Запоминайте и за мной повторяйте.

(Показывает и называет материки на большой карте)

Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.

Д: Ребята, а каких материков не хватает на найденной карте?

Ответы детей:

В: Давайте найдем недостающие материки и восстановим карту.


«Игра почини карту» (находят в группе и приклеиваем недостающие материки)

В: Молодцы, вы справились! Ой, смотрите на одном материке, отмечен сигнал SOS. На каком?

Ответы детей:

Д: Ну, что ж, пора отправляться в путешествие и заодно узнаем, кому нужна помощь. Согласны, ребята? (да) 


В: Материки находятся далеко друг от друга. На чем мы можем отправиться все в  путешествие? 

Ответы детей: На машинах, поездах, самолетах.


Д: Все верно, но нас с вами уже ждет транспорт. Угадайте какой.

Не коптит, не шумит, в небе высоко летит.

Состоит из шара и корзины малой.

Куда ветер подует, туда он летит

В корзине своей он вас всех разместит. (воздушный шар)

Д: Все верно! Вы очень умные ребята! А ещё нам в путешествии поможет глобус, давайте пройдём в корзину нашего воздушного шара и произнесем волшебные слова:

Крутим, крутим шар земной

Крутим, крутим голубой.

Один, два, три шар воздушный нас неси!

(Звучит музыка и на слайде показывается материк)

В: Над каким материком мы пролетаем?


Д: Это материк Антарктида. Приземляемся.

Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном

Ледяным лежишь пятном.

А на деле Антарктида

Холодней, чем даже с виду.

В холодильнике и то

Было б жарче без пальто.

Антарктида - самое холодное место на Земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.

Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа? 

Ответы детей:


В: В Антарктиде холодно и снежно круглый год.

Но не боится стужи Пингвин – он там живет.

Летают буревестники, бакланы, альбатросы.

Да плавают тюлени – Полярные матросы.


Ребята, посмотрите и скажите, кто не может жить на Антарктиде.

Игра «Кто лишний»


Д: Вот мы с вами и узнали, кто послал нам сигнал о помощи. Кто это? Где они живут?

Ответы детей:

В: Ребята, как то холодно стало, может, погреемся?


Физминутка «Танец пингвинчиков»

Д: Ну что же садимся в шар и продолжаем наше путешествие.

Встанем в корзину и произнесем волшебные слова


В: Крутим, крутим шар земной

Крутим, крутим голубой.

Один, два, три шар воздушный нас неси.


Какой материк вы видите теперь?

Материк лежит большой - самый жаркий и сухой. Это Африка.

Что мы знаем об Африке?

Ответы детей:

Д: В Африке пустыня есть, Вся в песках – Сахара,

Редкие колючки здесь, Ведь воды-то мало!

А к экватору пойдешь – Лес тропический найдешь.

Львы, слоны, жирафы там, носорог, гиппопотам.

Змеи, обезьяны прячутся в лианах,

А зубастый крокодил – в самой длинной речке Нил.

В: Ребята, кого мы спасли на Антарктиде?

Игра «Найди семью»

Д: Где животные? Горилла слева. Слон под деревом, крокодил в реке. Лев на скале.

Вот и помогли мы животным вернуться домой к своим семьям.


В: Но как говорят в гостях хорошо, а дома лучше.

И сейчас мы с вами возвращаемся на материк, который

Больше всех материков и, конечно, краше.

Тот, где мы с тобой живем.


Встанем в корзину и произнесем волшебные слова

Крутим, крутим шар земной

Крутим, крутим голубой.

Один, два, три шар воздушный домой нас неси.

Смотрите, над каким материком мы сейчас находимся - Евразия


Вот огромный великан, материк Евразия,

И куда ни глянь – во всем здесь разнообразие!

Вот Россия – милая Родина моя,

Нет страны красивее, – точно знаю я!


Д: Как называется материк, где находиться наша страна? (Евразия)

- Ребята, какого цвета больше всего на карте России? (Зеленого)

- Это означает, что в России много лесов, полей, лугов.

- Посмотрите, есть ли горы в нашей стране? (Да)

- А что это за тонкие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (реки)

Не зря, в песни поется: «Широка страна моя родная. Много в ней полей, лесов и рек».

Д: Ребята, а у меня к вам вопрос, где вы живете? (РС(Я))

Ответы детей:

Д: Ну что ж тогда полетим в Якутию? (Да)

А кто знает, где Якутия находится на материке Евразии, на юге или севере? Куда нам лететь? (На севере)

В: Конечно, на севере! Ведь в Якутии очень холодно! Ну, что полетели? (Да)

Встанем в корзину и произнесем волшебные слова

Крутим, крутим шар земной.

Крутим, крутим голубой.

Один, два, три шар воздушный домой нас неси.

Смотрите, мы пролетаем Якутию.

А в каком городе мы живем? Где, нам приземляться? (Якутск)

Д: Где живут люди? В городах, селах, поселках, улусах. На глобусе обозначены только большие города.

Давайте мы сейчас отметим флажками на карте Якутии, город, в котором мы сейчас находимся.


Игра «Найди свой город на карте»

Д: Вот и закончилось наше путешествие! Вам понравилось? Спасибо вам, ребята, вы

просто молодцы!

В: Ребята, где мы только не побывали сегодня! Так много интересного увидели! Спасибо тебе, Даша путешественница за такое интересное путешествие.

Д: Вы всегда можете со мною встретиться на канале Никилодиум в моем блоге Даша Путешественница. Где мы с вами можем много нового узнать. Ну, а сейчас мне пора идти, так что до встречи, ребята. Я буду вас ждать! Давайте попрощаемся.

Дети встают в круг.

Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня!
Музыка. (Барбарики “Дружба)


Подведение итогов занятия:

В: - Как называются макеты земли?

- Как вы думаете, для чего люди рисуют карты?

- Что нового вы узнали?

- Что вам большего всего понравилось?

Всем спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!