Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка Детский сад №12 «Улыбка» г. Якутска
Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие по глобусу и карте»
Подготовила: Воспитатель Грищенко Олеся Александровна
Цель: познакомить детей с глобусом и картой – моделями земного шара. Дать элементарные представления о том, что существуют разные материки земли.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с разными типами моделей земного шара: картой, глобусом.
Познакомить детей с названиями материков - континентов: Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.
Дать детям элементарные представления о том, что существуют разные области земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе и карте по-разному.
Познакомить детей с понятием экватор и для чего он нужен.
Развивающие задачи:
Расширить словарный запас у детей: “глобус, материки, карта, экватор, равнины”, названия материков;
Развивать любознательность детей, желание получать информацию о географии, великих открытиях.
Развивать абстрактное мышление.
Совершенствовать умение действовать точно в соответствии с указаниями педагога, быть организованным на занятии.
Развивать моторику рук.
Развивать память, внимание, мышление, речь (обращать внимание на то, что ответ должен быть развернутым).
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность, бережливость.
Воспитывать активность, умение работать в команде, находить выход из проблемных ситуаций.
Вызвать у детей положительный настрой и интерес к дальнейшему познанию мира, обогатить новыми яркими впечатлениями.
Воспитывать интерес к географии, любовь к путешествиям, уверенность в своих силах
Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.
Интеграция областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноубук, глобусы разных размеров, географическая карты, карта России, карта Якутии, флажки, доска магнитная.
Предварительная работа: Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; дидактические игры «Четвертый лишний»; «Найди место на карте»; «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов –карт: групповой комнаты, раздевалки и т. д. Распечатка материалов к занятию. Подборка музыкальных отрывков, видео фрагмента «Планета Земля».
Ход занятия.
Орг. момент.
В: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня замечательный день! Я пришла к вам в гости не одна, а с путешественницей Дашей.
Д: Здравствуйте, ребята. Я так рада вас видеть! Как у вас настроение?
Ответы детей:
В: Давайте поделимся со всеми своим отличным настроением.
Этюд приветствие.
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй матушка – Земля.
Здравствуйте мои Друзья! (Обращаются к гостям) Слайд 2.
Д: Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Предлагаю, отправится вам сегодня в путешествие.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
В: Ребята, мы с вами знаем, что живем на огромной и красивой планете.
Как она называется? (земля)
Если мы сделаем с вами, большой круг сможем обхватить землю? (нет)
А я могу обхватить землю двумя руками и даже дома шар земной вместился.
Д: (достает глобус маленький)
Здесь уместились все материки,
Четыре необъятных океана.
Вы узнали что это? (глобус)
А что такое глобус? (макет земли)
Какие же вы умные ребята!
Д: Глобус – это уменьшенная модель Земли, он позволяет представить форму нашей планеты.. На нем есть все, что есть на Земле, только очень маленькое, показаны материки, острова, моря и океаны, реки. (Показывает на глобусе) Глобусы бывают большие и маленькие.
Наша земля – очень большой шар. Давайте рассмотрим его.
- Какого цвета на глобусе больше всего? (синего)
- Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
Ответы детей:
- Чем темнее цвет, тем глубже в этом в этом месте море или океан.
- Какие еще цвета есть на глобусе? Зеленые - это равнины.
- Как вы думаете, что такое равнины? Равнины – это обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью.
- Коричневым цветом обозначают горы. Чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначает желтый цвет?
Д: Шар земной посередине
На две равных половинки
Делит линия «Экватор»
Без нее определить
Юг и север – трудновато.
Сверху север, снизу юг-
От экватора мой друг!
В: Ах, как же прекрасна наша планета!
Ребята, посмотрите, что я нашла по пути в детский сад. (бутылка в ней карта)
Как вы думаете, что это?
Ответы детей: кто-то отправил сообщение с просьбой о помощи.
В: И все же давайте посмотрим, что там внутри.
Что это? (карта). А, что такое карта?
Д: Карта – глобуса сестрица,
Очень плоская девица.
Можно карту расстелить,
Можно к стенке прикрепить.
С ней легко идти в поход:
Лишь свернуть – и нет хлопот.
В: Географическая карта – это тоже модель земли, только плоская! Карту удобно брать с собой, а вот глобус неудобно. Ориентируясь по карте люди могут путешествовать, определять в каком направлении им держать путь: на север, на юг, запад или восток.
Д: Что вы видите на карте?
Ответы детей:
Д: Смотрите, на ней показаны материки. Материки- это возвышающиеся массивы суши, окруженные водой, их еще называют континентами. (показывает материки)
В: Но, мне кажется, что карта повреждена. Вы заметили, что на ней чего-то не хватает?
Д: И правда, не хватает материков. Всего у нас 6 материков. Запоминайте и за мной повторяйте.
(Показывает и называет материки на большой карте)
Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия, Австралия, Антарктида.
Д: Ребята, а каких материков не хватает на найденной карте?
Ответы детей:
В: Давайте найдем недостающие материки и восстановим карту.
«Игра почини карту» (находят в группе и приклеиваем недостающие материки)
В: Молодцы, вы справились! Ой, смотрите на одном материке, отмечен сигнал SOS. На каком?
Ответы детей:
Д: Ну, что ж, пора отправляться в путешествие и заодно узнаем, кому нужна помощь. Согласны, ребята? (да)
В: Материки находятся далеко друг от друга. На чем мы можем отправиться все в путешествие?
Ответы детей: На машинах, поездах, самолетах.
Д: Все верно, но нас с вами уже ждет транспорт. Угадайте какой.
Не коптит, не шумит, в небе высоко летит.
Состоит из шара и корзины малой.
Куда ветер подует, туда он летит
В корзине своей он вас всех разместит. (воздушный шар)
Д: Все верно! Вы очень умные ребята! А ещё нам в путешествии поможет глобус, давайте пройдём в корзину нашего воздушного шара и произнесем волшебные слова:
Крутим, крутим шар земной
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три шар воздушный нас неси!
(Звучит музыка и на слайде показывается материк)
В: Над каким материком мы пролетаем?
Д: Это материк Антарктида. Приземляемся.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду.
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду.
В холодильнике и то
Было б жарче без пальто.
Антарктида - самое холодное место на Земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Как вы думаете, есть ли в Антарктиде живые существа?
Ответы детей:
В: В Антарктиде холодно и снежно круглый год.
Но не боится стужи Пингвин – он там живет.
Летают буревестники, бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени – Полярные матросы.
Ребята, посмотрите и скажите, кто не может жить на Антарктиде.
Игра «Кто лишний»
Д: Вот мы с вами и узнали, кто послал нам сигнал о помощи. Кто это? Где они живут?
Ответы детей:
В: Ребята, как то холодно стало, может, погреемся?
Физминутка «Танец пингвинчиков»
Д: Ну что же садимся в шар и продолжаем наше путешествие.
Встанем в корзину и произнесем волшебные слова
В: Крутим, крутим шар земной
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три шар воздушный нас неси.
Какой материк вы видите теперь?
Материк лежит большой - самый жаркий и сухой. Это Африка.
Что мы знаем об Африке?
Ответы детей:
Д: В Африке пустыня есть, Вся в песках – Сахара,
Редкие колючки здесь, Ведь воды-то мало!
А к экватору пойдешь – Лес тропический найдешь.
Львы, слоны, жирафы там, носорог, гиппопотам.
Змеи, обезьяны прячутся в лианах,
А зубастый крокодил – в самой длинной речке Нил.
В: Ребята, кого мы спасли на Антарктиде?
Игра «Найди семью»
Д: Где животные? Горилла слева. Слон под деревом, крокодил в реке. Лев на скале.
Вот и помогли мы животным вернуться домой к своим семьям.
В: Но как говорят в гостях хорошо, а дома лучше.
И сейчас мы с вами возвращаемся на материк, который
Больше всех материков и, конечно, краше.
Тот, где мы с тобой живем.
Встанем в корзину и произнесем волшебные слова
Крутим, крутим шар земной
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три шар воздушный домой нас неси.
Смотрите, над каким материком мы сейчас находимся - Евразия
Вот огромный великан, материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем здесь разнообразие!
Вот Россия – милая Родина моя,
Нет страны красивее, – точно знаю я!
Д: Как называется материк, где находиться наша страна? (Евразия)
- Ребята, какого цвета больше всего на карте России? (Зеленого)
- Это означает, что в России много лесов, полей, лугов.
- Посмотрите, есть ли горы в нашей стране? (Да)
- А что это за тонкие полоски, которыми исчерчена вся Россия? (реки)
Не зря, в песни поется: «Широка страна моя родная. Много в ней полей, лесов и рек».
Д: Ребята, а у меня к вам вопрос, где вы живете? (РС(Я))
Ответы детей:
Д: Ну что ж тогда полетим в Якутию? (Да)
А кто знает, где Якутия находится на материке Евразии, на юге или севере? Куда нам лететь? (На севере)
В: Конечно, на севере! Ведь в Якутии очень холодно! Ну, что полетели? (Да)
Встанем в корзину и произнесем волшебные слова
Крутим, крутим шар земной.
Крутим, крутим голубой.
Один, два, три шар воздушный домой нас неси.
Смотрите, мы пролетаем Якутию.
А в каком городе мы живем? Где, нам приземляться? (Якутск)
Д: Где живут люди? В городах, селах, поселках, улусах. На глобусе обозначены только большие города.
Давайте мы сейчас отметим флажками на карте Якутии, город, в котором мы сейчас находимся.
Игра «Найди свой город на карте»
Д: Вот и закончилось наше путешествие! Вам понравилось? Спасибо вам, ребята, вы
просто молодцы!
В: Ребята, где мы только не побывали сегодня! Так много интересного увидели! Спасибо тебе, Даша путешественница за такое интересное путешествие.
Д: Вы всегда можете со мною встретиться на канале Никилодиум в моем блоге Даша Путешественница. Где мы с вами можем много нового узнать. Ну, а сейчас мне пора идти, так что до встречи, ребята. Я буду вас ждать! Давайте попрощаемся.
Дети встают в круг.
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Мы желаем всем добра
Доброго утра, доброго дня!
Музыка. (Барбарики “Дружба)
Подведение итогов занятия:
В: - Как называются макеты земли?
- Как вы думаете, для чего люди рисуют карты?
- Что нового вы узнали?
- Что вам большего всего понравилось?
Всем спасибо за внимание!