СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обучение грамоте (чтение) по теме "Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект обучение грамоте (чтение) 1 класс, УМК "Планета знаний". Имеется презентация к конспекту.

Просмотр содержимого документа
«Конспект обучение грамоте (чтение) по теме "Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки."»

УМК: «Планета знаний»

Тема урока: Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование представлений о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слове.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные звуки.

  2. Формировать умение определять мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать их в схемах слов.

  3. Развивать устную речь учащихся через формулирование полных ответов на вопросы.

  4. Воспитывать умение слушать и слышать собеседника.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знают понятия «твердые» и «мягкие» согласные звуки;

  • различают «твердые» и «мягкие» согласные;

  • умеют обозначать «твердые» и «мягкие» согласные звуки в схемах слов.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

  • умеют грамотно строить речевые высказывания при ответах на вопросы учителя.

Коммуникативные:

  • умеют вступать в диалог, сотрудничать, договариваться.

Личностные:

  • проявляют интерес к изучению темы урока.

Оборудование:

Для учителя: интерактивная доска, компьютер, букварь Т.М. Андриановой, УМК «Планета знаний», 1 класс, видеоролик, презентация, демонстрационный наглядный материал для составления схем слов.

Для учащихся: букварь, рабочая тетрадь, раздаточный материал для составления схем слов.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализация знаний (3 минуты)

  3. Открытие новых знаний (11 минут)

  4. Первичное закрепление нового материала (7 минут)

  5. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минут)













Ход урока.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы, приемы и средства

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Создать положительную мотивацию. Настроить учащихся на учебную деятельность

Подготовка к уроку заранее, в перемену.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня я буду вести у вас урок обучения грамоте (чтение).



Говорят вместе с учителем

Средства: стихотворение, речь учителя.

Форма: фронтальная.

КУУД: эмоциональное позитивное отношение к процессу общения

2. Актуализация знаний

Определить степень усвоения изученного, воспроизведение опорных знаний

На слайде схема для повторения пройденного материала

- На прошлом уроке вы изучали звуки речи.

- Так какие же звуки есть в нашей речи?

- Какие звуки называются гласными?


- А какие гласные звуки вы запомнили?

- Какие называются согласными?




- Какие согласные звуки можете назвать?

- Каким цветом в схеме обозначается гласный звук?

- Какой звук вы на прошлом уроке отмечали в схеме синим цветом?

- Молодцы, ребята! Все верно.




Гласные и согласные звуки.

При произношении которых воздух не встречает преград.

А, о, у, ы, и, э


При произношении которых воздух встречает преграды (губы, зубы, язык)

Приводят примеры согласных звуков

Красным цветом


Согласный звук


Форма: фронтальная.

Средства: слайд презентации, схема.

Метод: беседа, Прием: работа со слайдом презентации.

КУУД: Умение отвечать на вопросы учителя. Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


3. Открытие новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление нового материала

На доске схема слова лук и подписанные картинки слов люк и лук

- Посмотрите на слайд, что вы видите на картинках?

- Сколько слогов в слове лук?

- Выделяем первый звук в этом слове.

- Выделяем второй звук.

- Выделяем третий звук.

- Сколько звуков в слове лук?

- Сколько слогов в слове люк?

- Выделяем первый звук в этом слове.

- Выделяем второй звук.

- Выделяем третий звук.

- Сколько звуков в слове люк?

- Рассмотрите на доске схему.

- Попробуйте предположить, какое слово спряталось в ней: лук или люк?

Если мнения разошлись

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, какими могут быть согласные звуки. И тогда поймем, кто из вас был прав.

Если ответ один

- А я думаю, что схема подходит к слову люк (лук). Для того чтобы понять, кто из нас прав, мы узнаем, какими могут быть согласные звуки.

- Посмотрите в учебник на страницу 17.

- Прочитаем стихотворение «Кот и кит». Поставили все пальчики.

Первую строчку читает Вероника. А все остальные следят и слушают.

- Вторую строчку читает Иван.

- Третью строчку читает Света.

- Четвертую строчку читает Ульяна.

- Пятую строчку читает Григорий.

- О ком говорится в стихотворении?

- Давайте посмотрим на картинки к стихотворению.

- Вас ничего не удивило?

- Давайте разберемся в путанице слов и рисунков. Кто же на самом деле огромный, страшный?

- А кто маленький, домашний?

- Верно! Молодцы!

- Скажите, сколько слогов в слове кот?

- Выделяем первый звук в слове кот.

- Выделяем второй звук в слове кот.

- Выделяем третий звук в слове кот.

- Сколько же звуков в слове кот?

- Сколько слогов в слове кит?

- Выделяем первый звук в слове кит.

- Выделяем второй звук в слове кит.

- Выделяем третий звук в слове кит.

- Сколько же звуков в слове кит?

- Давайте сравним в этих словах первый звук. Произносим все вместе первый звук в слове кот.

- Как он звучит?

- Ученые придумали название для согласных звуков, которые звучат как молоточек, называются они твердые согласные звуки.

- Повторим вместе: твердые согласные звуки.

- Произнесем все вместе первый звук в слове кит.

- Как он звучит?

- Для согласных звуков, которые звучат мягко, ученые также придумали название – мягкие согласные звуки.

- Повторим вместе: мягкие согласные звуки.

- В чем же разница между первыми звуками в словах кот и кит? Кто сможет повторить?



- Посмотрите на схемы к словам. Чем они отличаются?

- Объясните появление в схеме зеленого квадрата.



- А что обозначает синий квадрат в схеме?



- Верно! Какими же бывают согласные звуки?

- Как в схеме мы их обозначаем?



- Ребята, для того чтобы проверить, насколько хорошо вы поняли тему, я приготовила для вас задания. Но мы уже много поработали, поэтому сначала отдохнем.




Лук и люк


Один слог

Тянут выделяемый звук

Лллук

Лууууук

Луккк

Три

Один слог

Тянут выделяемый звук

Лллук

Лююююк

Люккк


Рассматривают и высказывают свои предположения












Смотрят в учебник


Читают стихотворение по строчке









О коте и ките


Рассматривают иллюстрации

Удивило


Кит


Кот


Один


Кккот


Кооооот


Коттт


Три


Один

Ккк’ит


Кииииит


Киттт


Три



Ккккот

Как молоточек, твердо





Ккккит


Мягко, как подушечка










В слове кот к – твердый согласный звук

В слове кит к – мягкий согласный звук


Цветом первых квадратов

Зеленый квадрат в схеме слова кит говорит о мягкости согласного звука к.

Синий квадрат в схеме слова кот говорит о твердости согласного звука к.

Твердыми и мягкими


Твердый – синим цветом, мягкий -зеленым

Форма: фронтальная

Средства: слайды презентации, речь учителя, иллюстрации, звуковая схема, букварь.

Метод: беседа, демонстрация, работа с учебником, Приемы:

работа со схемами слов,

выделение слогов хлопками

КУУД: Умение вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

ПУУД: умение работать со схемами.

Владение осмысленным чтением.

Умение анализировать схемы слов.

РУУД: умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Физкультминутка


Видеоролик




4. Первичное закрепление нового материала

Обеспечить усвоение новых знаний через выполнение тренировочных упражнений

- Давайте с новыми силами приступим к выполнению заданий.

- Сейчас мы с вами поиграем. Открываем свои конвертики, которые приклеены к обложке и достаем квадратики. Но только те, которые обозначают твердый согласный звук. Какой это цвет? И мягкий согласный звук. Какой цвет?

- Объясняю правила игры. Я вам буду называть разные звуки. Если вы услышите твердый согласный, вы поднимете какой квадратик? Верно, синий. Покажите его. А если вы услышите мягкий согласный, вы поднимите какой квадратик? Верно, зеленый. Покажите мне его.

М

Т

Ль

З

Дь

Сь

Б

Пь

Н

Рь

- Все правильно! Молодцы!

- Посмотрите в учебник на страницу 17, найдите картинки животных. Назовите этих животных.

- Произнесем все вместе слово рысь.

- Какой вы слышите мягкий согласный звук в слове рысь?

- Произнесем слово тигр. Найдем в нем мягкий согласный звук.

- Произнесем слово лев. И найдем в нем мягкий согласный звук.

- Открываем рабочие тетради на странице 10.

Учитель объясняет задание №1

- Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

- Ваша задача поставить галочку около тех картинок, где слова начинаются с одинакового звука.

- Произнесем слово павлин, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

- Какой это звук?

- Произнесем слово петух, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

- Какой это звук?

- Произнесем слово пингвин, выделяя первый звук. Назовите 1й звук.

- Какой это звук?

- Ставим галочки там, где слова начинаются с одинакового звука. Проверяем.




Достают квадратики, отвечают на вопросы







Поднимают нужный квадратик






















Рысь, тигр, лев


Произносят


сь

Произносят

ть

Произносят

ль





Павлин, петух, пингвин





Пппавлин


Твердый согласный

Ппп’этух


Мягкий согласный

Ппп’ингвин


Мягкий согласный


Один из учеников отвечает

Форма: фронтальная Средства: иллюстрация в учебнике, букварь, наглядный материал для составления схем слов, рабочие тетради

Метод: работа с книгой, Приемы:

работа со схемами слов, работа в рабочих тетрадях


КУУД: умение строить устное высказывание.

ПУУД: умение анализировать



7.Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания пройденного материала.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, с какими согласными звуками мы сегодня познакомились на уроке?

- Каким цветом в схеме слова мы обозначаем твердый согласный звук?

- А мягкий согласный?

- Давайте вернемся к началу нашего урока и определим, кто же был прав.

- К какому слову отнесем данную схему? К слову лук или люк?

- Почему?



- Какая же схема будет у слова люк?

- Правильно! Молодцы!

- У вас на столах лежат карточки с «!» и с «?»

- Поднимите «!» те, кому было легко работать на уроке. Спасибо, опустите карточки.

- А теперь поднимите «?» те, у кого возникали трудности в ходе урока.

- Я смотрю, у некоторых ребят все-таки есть вопросы. Ничего страшного, ведь мы еще только учимся. Все вопросы постараемся решить.

Если поднимут только «!»

- Меня очень радует, что все ребята поняли меня и разобрались в теме урока!

- Спасибо вам за урок и за активность! Мне было очень приятно с вами работать.



С твердыми и мягкими согласными звуками


Синим цветом



Зеленым




Отвечают


Потому что первый звук в схеме твердый согласный

Зеленый, красный, синий





Поднимают карточки

Форма организации: фронтальная

Средства: слайд презентации, карточки

Методы: беседа

Прием: работа со схемами слов, работа с карточками

КУУД: Умение отвечать на поставленные вопросы.

РУУД: самоанализ собственной деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!