СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока биологии в 5 классе по теме: «Беспозвоночные»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных, основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих;

Сформировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока биологии в 5 классе по теме: «Беспозвоночные»»





МБОУ Поселковая СОШ

Учитель биологии,

первой категории

Красюченко Марина Сергеевна






Конспект открытого урока биологии в 5 классе

по теме:


«Беспозвоночные»











2023г.

























Педагогическая цель: сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных.

Задачи урока:

образовательные - ознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных, основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих;

развивающие – формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитательные – поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу.

Тип, вид урока: урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты (предметные): Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жиз­недеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека.

Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесе­ния того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориен­тироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказы­вания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск ин­формации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие

Образовательные ресурсы: План урока и презентация по теме «Беспозвоночные».



Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

1.Фронтальная беседа.

- С каким царством мы познакомились на прошлом уроке? ( царство животных)

- Какие особенности характерны для царства животных? ( Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением).

-Как называется первая группа животных с которыми мы познакомились? (простейшие)

- Как ещё называют этих животных (одноклеточные)и почему?

- Чем простейшие отличаются от бактерий? (Бактерии не имеют ядра, а простейшие имеют одно или несколько ядер).

Дома вы сделали рисунки этих животных.

-Покажите и назовите этих животных, которые являются представителями под царства Простейшие?( рассматриваем и называем)

- Как доказать, что амёба обыкновенная и инфузория-туфелька относятся к под царству простейшие? (Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеющая микроскопическое строение).

- Среди простейших много паразитов, вызывающих различные заболевания. Назовите их. (Дизентерийная амёба, малярийный плазмодий).

- В каких средах обитают простейшие? ( Простейшие обитают во всех средах: во влажной почве, пресных, соленых водоемах, организме других животных).

- Какова роль простейших организмов в природе? (Некоторые простейшие очищают водоемы. Амебы являются пищей для более крупных животных. Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им переваривать клетчатку).

У нас получилась схема.

Классификация животных (объяснение учителя)

Животные



Одноклеточные

(Простейшие)

III. Мотивация к изучение нового материала. Формулирование темы и цели урока.

Вводная беседа.

В живой природе кроме одноклеточных существует ещё одна большая группа животных которых относят к многоклеточным.

- Как вы думаете почему их так называют? ( тело состоит из множества клеток. )

Учитель:Они более сложно устроены и лучше приспособлены к жизни на нашей планете, чем одноклеточные. Они освоили все среды обитания на Земле. (запись на схеме)- многоклеточные. Многоклеточные организмы делят на две большие группы- Беспозвоночные и Позвоночные (запись на схеме)

-Как вы думаете, почему их та называют? ( отсутствие и наличие позвоночника- осевого скелета)- Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? Верно, беспозвоночных.


Слайд 4. Постановка целей урока (совместно с учащимися.) Давайте поставим цель.

Цель: Познакомиться с группой животных, которые относятся к Беспозвоночным.

Задачи.


- Ознакомиться с классификацией беспозвоночных

- Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения

- Знать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.

Беспозвоночных животных очень много.

Слайд 5. Проблемный вопрос: Почему эта группа самая многочисленная и широко распространена?


IV.Усвоение новых знаний и способов их действий.

1.Работа с учебником на с.94.

- Откройте учебник на с.94 , пробежитесь глазами по этой странице

- Какие животные относятся к беспозвоночным?

Запись в схеме

2.Работа с рисунками, с.95

Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.95) и найдем число видов различных групп беспозвоночных.

Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных как можно больше.

3.Работа в группах.

Задания по группам . Изучив текст учебника на с.94-95 и дополнительную информацию на раздаточном материале, надо доложить о своей группе животных.

1 группа- Кишечнополостные

2 группа- Черви, Моллюски

3 группа – Членистоногие

4группа – Иглокожие

- Через 5 минут слушаем отчеты групп.

Рассказывают, а затем определяют животных по с.95

Материал для подготовки учащихся

1.Кишечнополостные (слайд 7)

Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие (кораллы и гидры).

Тело кишечнополостных чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость.

В кишечной полости переваривается пища, непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.

Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.

2.Черви (слайд 8)

Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви.

У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт. Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.

Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.

2.Моллюски (слайд 9)

Это мягкотелые животные, многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.

К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.

Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна, достигающая длины 138 см и веса 250 кг.

Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии.

Жемчужница способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг. Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.

3.Членистоногие (информацию учащиеся берут из учебника)

- Ракообразные (слайд 10)

-Паукообразные (слайд 11)

-Насекомые (слайд 12)

4.Иглокожие (слайд 13)– это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей. Двигаются очень медленно, когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение. Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине. Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать. Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Ребята, в курсе биологии мы многое с вами еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал.

- На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (наличие или отсутствие осевого скелета).

-Какие группы животных относятся к беспозвоночным? ( черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие).

- Какие среды обитания характерны для Беспозвоночных? ( водная, наземно-воздушная, почвенная)

-Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? (Они представлены большим количеством видов, занимают все среды обитания; некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни).


VI.Рефлексия учебной деятельности. Слайд 15

- Что нового узнали на уроке?

- Какие затруднения возникли в процессе работы?

- Достигнуты ли цели урока?(открываем слайд с целями по гиперссылке, после разбора возвращаемся по гиперссылке).

VII.Подведение итогов .

Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока

Оцените свою работу на уроке

Кому из товарищей вы поставили бы хорошую оценку за урок?


Домашнее задание.: (слайд 16) §20, вопросы после параграфа,


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!