МБОУ Поселковая СОШ
Учитель биологии,
первой категории
Красюченко Марина Сергеевна
Конспект открытого урока биологии в 5 классе
по теме:
«Беспозвоночные»
2023г.
Педагогическая цель: сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных.
Задачи урока:
образовательные - ознакомить учащихся с делением многоклеточных животных на беспозвоночных и позвоночных, с классификацией беспозвоночных, основными признаками и некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих;
развивающие – формировать универсальные учебные действия: умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитательные – поддерживать интерес к изучению биологии, формировать эволюционные взгляды на живую природу.
Тип, вид урока: урок формирования новых знаний; комбинированный.
Планируемые результаты (предметные): Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека.
Личностные результаты: Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные - научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы:
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Понятия и термины: Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие
Образовательные ресурсы: План урока и презентация по теме «Беспозвоночные».
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний.
1.Фронтальная беседа.
- С каким царством мы познакомились на прошлом уроке? ( царство животных)
- Какие особенности характерны для царства животных? ( Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением).
-Как называется первая группа животных с которыми мы познакомились? (простейшие)
- Как ещё называют этих животных (одноклеточные)и почему?
- Чем простейшие отличаются от бактерий? (Бактерии не имеют ядра, а простейшие имеют одно или несколько ядер).
Дома вы сделали рисунки этих животных.
-Покажите и назовите этих животных, которые являются представителями под царства Простейшие?( рассматриваем и называем)
- Как доказать, что амёба обыкновенная и инфузория-туфелька относятся к под царству простейшие? (Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеющая микроскопическое строение).
- Среди простейших много паразитов, вызывающих различные заболевания. Назовите их. (Дизентерийная амёба, малярийный плазмодий).
- В каких средах обитают простейшие? ( Простейшие обитают во всех средах: во влажной почве, пресных, соленых водоемах, организме других животных).
- Какова роль простейших организмов в природе? (Некоторые простейшие очищают водоемы. Амебы являются пищей для более крупных животных. Некоторые представители инфузорий обитают в желудке жвачных животных, помогая им переваривать клетчатку).
У нас получилась схема.
Классификация животных (объяснение учителя)
Животные
Одноклеточные
(Простейшие)
III. Мотивация к изучение нового материала. Формулирование темы и цели урока.
Вводная беседа.
В живой природе кроме одноклеточных существует ещё одна большая группа животных которых относят к многоклеточным.
- Как вы думаете почему их так называют? ( тело состоит из множества клеток. )
Учитель:Они более сложно устроены и лучше приспособлены к жизни на нашей планете, чем одноклеточные. Они освоили все среды обитания на Земле. (запись на схеме)- многоклеточные. Многоклеточные организмы делят на две большие группы- Беспозвоночные и Позвоночные (запись на схеме)
-Как вы думаете, почему их та называют? ( отсутствие и наличие позвоночника- осевого скелета)- Как вы думаете, каких животных мы сегодня будем изучать? Верно, беспозвоночных.
Слайд 4. Постановка целей урока (совместно с учащимися.) Давайте поставим цель.
Цель: Познакомиться с группой животных, которые относятся к Беспозвоночным.
Задачи.
- Ознакомиться с классификацией беспозвоночных
- Изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения
- Знать, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе и в жизни человека.
Беспозвоночных животных очень много.
Слайд 5. Проблемный вопрос: Почему эта группа самая многочисленная и широко распространена?
IV.Усвоение новых знаний и способов их действий.
1.Работа с учебником на с.94.
- Откройте учебник на с.94 , пробежитесь глазами по этой странице
- Какие животные относятся к беспозвоночным?
Запись в схеме
2.Работа с рисунками, с.95
Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.95) и найдем число видов различных групп беспозвоночных.
Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных как можно больше.
3.Работа в группах.
Задания по группам . Изучив текст учебника на с.94-95 и дополнительную информацию на раздаточном материале, надо доложить о своей группе животных.
1 группа- Кишечнополостные
2 группа- Черви, Моллюски
3 группа – Членистоногие
4группа – Иглокожие
- Через 5 минут слушаем отчеты групп.
Рассказывают, а затем определяют животных по с.95
Материал для подготовки учащихся
1.Кишечнополостные (слайд 7)
Кишечнополостные – это просто устроенные многоклеточные животные, имеющие два слоя клеток тела. К ним относятся водные плавающие животные (медузы) и сидячие (кораллы и гидры).
Тело кишечнополостных чем-то напоминает термос: в нем тоже двухслойные стенки. Горлышко термоса – это как будто ротовое отверстие кишечнополостных, а полость термоса – это их кишечная полость.
В кишечной полости переваривается пища, непереваренные остатки выбрасываются через рот. Чтобы захватывать пищу, у кишечнополостных вокруг рта имеются щупальца, которые парализуют мелких животных выделяемой едкой жидкостью.
Самая крупная медуза – арктическая цианея – достигает 2 м в диаметре купола, а щупальца имеют длину около 20 м. Для человека ее яд не опасен.
2.Черви (слайд 8)
Черви обитают в водоемах, в почве, в живых организмах живут паразитические черви.
У червей длинное тело, заостренное на концах, что позволяет легко закапываться в грунт. Дождевой червь роет ходы под землей, заглатывая почву и пропуская ее через кишечник. При этом он разрыхляет и удобряет землю. Вместе с бактериями и низшими грибами почвенные черви участвуют в круговороте веществ, разлагая мертвые органические вещества и возвращая в почву перегной.
Среди червей много опасных паразитов. Личинка бычьего цепня попадает в организм человека с непроваренным мясом, поселяется в кишечнике и вырастает до 12 метров длиной. Через грязные руки и немытые овощи и фрукты можно заразиться человеческой аскаридой. Эти черви не такие длинные, но могут образовывать большие скопления в кишечнике. Некоторые паразитические черви поражают печень, кровеносные сосуды и даже головной мозг.
2.Моллюски (слайд 9)
Это мягкотелые животные, многие из них имеют раковину для защиты от врагов. Раковина у одних моллюсков имеет вид спирали, у других состоит из двух створок.
К моллюскам относятся наземные животные – улитки и слизни – и водные – беззубки, устрицы, мидии и другие. Есть моллюски и без раковин – это кальмары, каракатицы и осьминоги.
Крупнейшим двустворчатым моллюском является гигантская тридакна, достигающая длины 138 см и веса 250 кг.
Многие моллюски употребляются человеком в пищу и разводятся специально на отгороженных участках моря – морских фермах. Это устрицы и мидии.
Жемчужница способна откладывать перламутровый слой не только на створках раковины, но и на песчинке, попавшей в полость тела. Так получается драгоценный жемчуг. Жемчужниц тоже научились разводить на морских фермах.
3.Членистоногие (информацию учащиеся берут из учебника)
- Ракообразные (слайд 10)
-Паукообразные (слайд 11)
-Насекомые (слайд 12)
4.Иглокожие (слайд 13)– это морские звезды, морские ежи и голотурии. Обитают эти животные на дне морей. Двигаются очень медленно, когда находят пищу – заглатывают ее или обволакивают ее вывернутым наружу желудком, осуществляя наружное пищеварение. Рот у иглокожих находится на нижней стороне тела, а анальное отверстие – на спине. Иглокожие имеют иглы и пластинки для придания прочности покровам и защиты от врагов. Тело иглокожих может становиться полностью мягким, а может в нужный момент затвердевать. Если морскую звезду разделить на отдельные лучи, из каждой вырастет новая звезда.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Ребята, в курсе биологии мы многое с вами еще узнаем об удивительном мире беспозвоночных животных. А пока проверим, как вы усвоили сегодняшний обзорный материал.
- На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (наличие или отсутствие осевого скелета).
-Какие группы животных относятся к беспозвоночным? ( черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие).
- Какие среды обитания характерны для Беспозвоночных? ( водная, наземно-воздушная, почвенная)
-Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная? (Они представлены большим количеством видов, занимают все среды обитания; некоторые представители перешли к паразитическому образу жизни).
VI.Рефлексия учебной деятельности. Слайд 15
- Что нового узнали на уроке?
- Какие затруднения возникли в процессе работы?
- Достигнуты ли цели урока?(открываем слайд с целями по гиперссылке, после разбора возвращаемся по гиперссылке).
VII.Подведение итогов .
Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока
Оцените свою работу на уроке
Кому из товарищей вы поставили бы хорошую оценку за урок?
Домашнее задание.: (слайд 16) §20, вопросы после параграфа,