Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 3 сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района Хабаровского края
Конспект открытого урока математики
в 3 классе на тему:
«Таблица умножения в пределах 100»
Автор: Жульпа С.А.
учитель начальных классов, первой квалификационной категории
2019
Тема: Таблица умножения в пределах 100.
Цель:
научить выполнять простые устные вычисления в пределах 100
научить решать текстовые задачи в 1, 2, 3 действия
научиться вычислять значение чисел выражений рациональными способами
научить обучающихся при решении примеров и задач пользоваться таблицей Пифагора и совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
отличать новое от уже известного; добывать новые знания.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать текстовые задачи в 1, 2, 3 действия;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале.
смогут проанализировать, найти закономерности при изучении таблицы Пифагора;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
будут адекватно себя оценивать на уроке
Тип урока - урок повторения, систематизации и обобщение материала.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с таблицей, работа с электронным приложением.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, литературное чтение (составление слов, пословиц)
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедиа-проектор;
учебник математики для третьего класса, авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука;
электронное приложение к учебнику учебник математики для третьего класса, авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука;
карточки для индивидуальной работы, работы в парах;
рабочие тетради;
портрет Пифагора;
сигнальные карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (оргмомент ____ мин).
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед! – слайд 1
- Сегодня урок математики у вас проведу я. Зовут меня Светлана Анатольевна. Мне очень хочется пожелать доброго дня каждому из вас и нашим гостям, которые присутствуют сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний и умений. Устный счёт (___ мин)
Ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Внимание!
- По дорожке бежали 5 кошек. Сколько всего у них ножек? (20)
- И в одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках? (18)
- Из-за куста торчат 18 ушей. Там спрятались зайчата. Сколько зайчиков за кустиком? (9)
- На каждой странице альбома наклеено по 4 марки. Сколько марок на 7 страницах? (28)
Получился ряд чисел (на доске) – слайд 2
20, 18, 9, 28
У Р Т Д
Какое число в этом ряду вы назвали бы лишним и почему? ( 9 - Оно однозначное и нечётное)
Расположите эти числа в порядке возрастания, и прочитаем получившееся слово…
- Слово ТРУД, оно является девизом нашего урока. слайд 5.
Давайте расшифруем это слово, каждая буква будет означать предмет, без которого не может обойтись ученик на уроке:
Т – тетрадь,
Р – ручка,
У – учебник,
Д- дневник.
- Спасибо, ребята, молодцы! С этим словом связано много пословиц, одну из которых нам предстоит сегодня открыть на этих разноцветных треугольниках. Какие виды треугольников вы знаете?
- За каждое задание на уроке я буду открывать один из треугольников и в конце урока мы узнаем, какая пословица здесь «спрятана».
У вас на партах лежат листы самооценки (на партах листы самооценки). Напротив графы УСТНЫЙ СЧЁТ поставьте значок + - ! Оцените себя – слайд 3
Лист самооценки учени___ 3 класса______________________________ урок математики |
Этапы урока | Оценка |
Устный счёт | |
Математический диктант | |
Расшифровка слова | |
Выполнение задания № 1 из учебника с. 26 | |
Решение задачи самостоятельно | |
Работа по карточке | |
Отложите в листы в сторону и давайте запишем число, классная работа. пропишем число 31 (целую строку). Что вы можете сказать про это число? (оно чётное, нечётное и др.) – слайд 4
- Сегодня перед уроком я получила конверт. Нас просят о помощи зверушки (показать конверты, рассмотреть их, заглянуть, вытащить задания и показать)
- Вот задания, которые они просят помочь выполнить. Я вам их зачитаю, а вы должны записать выражения в тетрадь. Поможем?
1. Мышка зёрна собирала,
По два зёрнышка таскала.
Принесла девятый раз.
Каков у мышки стал запас? (2 х 9 = 18)
2.Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи. (5 ∙ 2 = 10 к.)
3. Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла,
Разделила на троих.
Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3 ш.).
4. В поле бабочки летали
Лепестки цветов считали
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать?
Сколько будет лепестков?
Если шесть всего цветков. (5 х 6 = 30 л.) –
Проверяем! - слайд 5
-Молодцы, вы справились! Ребята, сегодня мы с вами помогли зверушкам и ещё раз убедились, как важно и приятно помогать, оказавшимся в беде.
Оцените себя в листах самооценки - напротив графы МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ поставьте значок + - !
– открываем 1 треугольник – НЕ ВЫТАЩИШЬ
III. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.
-Найдите на столах карточки РОЗОВОГО ЦВЕТА. Это задание поможет нам расшифровать слово.
- Прочитайте примеры первого столбика, что можно сказать про них? (один пример на умножение, а другой на деление).
Выполните вычисления на карточках (слайд 6 с примерами без ответов)
-Значения выражений необходимо расположить в порядке уменьшения.
-Проверьте по образцу (слайд 7 с решением)
9х5= 45(А) 9х7=63(П) 64:8=8(Р)
72:8=9(О) 6х9=54(И) 7х7=49(Ф)
7х2= 14(Г)
Ответы | 63 | 54 | 49 | 45 | 14 | 9 | 8 |
Слово | П | и | ф | а | г | о | р |
Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РАСШИФРОВКА СЛОВА поставьте значок + - !
-Прочитайте получившееся слово.
-Что оно обозначает? (ответы детей)
-Что вы знаете о нём? (Слайд 8 о Пифагоре)
- Пифагор – древнегреческий математик и философ, родился в 580 г. до н.э. на острове Самос. Умел разговаривать с животными и птицами. Исцелял больных людей.
- Пифагор являлся одним из первых, кто был убежден, что Земля – это шар . Как математик Пифагор достиг больших успехов: открытие и доказательство теоремы Пифагора, создание таблицы Пифагора.
-Как вы думаете, для чего мы расшифровали это слово? (ответы детей)
-Сформулируйте тему нашего урока (ответы детей - Тема урока: Таблица умножения в пределах 100.) слайд 9
-Какие задачи мы решим на этом уроке? Чему будем учиться? (ответы детей)
-Мы будем решать примеры, задачи на умножение и деление, пользуясь таблицей, которую составил великий математик – Пифагор. Откроем учебник на с.25
IV. Обобщение изученного материала (знания, способа действия)
Работа с таблицей. слайд 10
- Перед вами таблица Пифагора. - Послушайте, как правильно работать с ней.
Работа с электронным приложением.
- Внимание на экран. (Электронное приложение) 1мин 11 сек. (После объяснения вызвать к доске одного ученика, устно - 4х7=28, 63:7=9)
Объяснение: На пересечении вертикального столбца и горизонтальной строки находим результат.
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным .
Работа у доски и в тетрадях
-Закрепим, решив несколько примеров, ученики у доски, а все в тетрадях.
-произведение чисел 9 и 3 = 27
-увеличьте 6 в 7 раз = 42
-делимое 28, делитель 4, чему равно частное? = 7
-частное равно 56, делимое 7. Чему равен делитель? = 8 – слайд 11
Работа по учебнику ( в парах)
-Выполним первую строку задание № 1 в учебнике на с. 26, используя таблицу Пифагора.
Вывод: Итак, таблицу Пифагора мы применяем при решении примеров.
Оцените себя в листах самооценки - напротив графы ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ № 1 из учебника с. 26 поставьте значок + - !
- открываем 2 треугольник – ИЗ ПРУДА
VI.Физкультминутка( музыкальная) слайд 12
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счёт РАЗ кулак сожмём,
На счёт ДВА в локтях сожмём.
На счёт ТРИ – прижмём к плечам,
На ЧЕТЫРЕ – к небесам.
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись.
Про ПЯТЁРКУ не забудем
- Добрыми всегда мы будем.
На счёт ШЕСТЬ прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья,
Вместе дружная семья!
VII. закрепление изученного материала - слайд 13
-Где ещё мы можем применить таблицу умножения Пифагора? (ответы детей)
-А при решении задач мы можем применять? (ответы)
-Давайте попробуем решить задачу, используя таблицу умножения Пифагора с.26 №3 (задачи на приведении к единице)
1 способ – вместе слайд 14
Самостоятельная работа слайд 15
-Задачу 2 способом решите самостоятельно.
-Проверьте себя по образцу. (образец на слайде)
-Кто решал задачу, используя таблицу Пифагора?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: таблица Пифагора нужна не только для решения примеров, но и задач. - Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНО поставьте значок + - !
- открываем 3 треугольник – БЕЗ ТРУДА
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
Работа по карточкам .
- Найдите у вас на столах карточки ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА. Выполните вычисления - слайд 16
- Сделайте взаимопроверку используя образец, сравните с образцом на доске слайд 15
«+» - без ошибок,
«-» - одна ошибка,
«!» - две и более ошибок
- Поднимите руку у кого «+».
- Поднимите руку у кого «-».
- Поднимите руку у кого «!».
- Оцените себя в листах самооценки - напротив графы РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ поставьте значок + - !
- открываем 4 треугольник – И РЫБКУ
Какая у нас получилась пословица, кто назовёт? Получилась пословица…. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда!
Какие ещё пословицы о труде вы знаете?
Делу — время, а потехе — час.
Кто не работает, тот не ест.
Труд кормит, а лень портит.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Кто рано встает, тому Бог подает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Глаза глядят (страшат), а руки делают.
Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!
IX Подведение итогов слайд 17
-С чем познакомились сегодня на уроке? Чему научились? Всё у нас получалось? Что не совсем получилось? Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я…» (дети отвечают).
Оценивание - «Моё солнышко» слайд 18
- А теперь посмотрите на листы самооценки, вспомните весь урок и поднимите соответствующий символ (дети выбирают одно из трёх изображений):
-солнце – «у меня всё получилось»,
-солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения»,
-тучка – «сегодня у меня не получилось ничего и мне нужно ещё поработать над этой темой»)
Домашнее задание: слайд 19
-Научить членов своей семьи пользоваться таблицей Пифагора.
- Я желаю вам хорошего настроения на весь день и спасибо за работу на уроке! Мне очень понравилось с вами работать! слайд 20