Конспект урока математики в 4 классе
Тема: «Задачи на пропорциональное деление».
Дата проведения:13.12.2021 год
Учитель: Баулина Кристина Александровна
Урок с использованием технологии кроссенс.
Для урока создана презентация, которая соответствует основным этапам урока.
Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на пропорциональное деление.
Задачи:
Закрепить алгоритм решения задач данного вида, записывая краткую запись в виде таблицы, научить детей находить разные способы решения задач.
Развивать мышление, память учащихся, умение рационально использовать время на уроке, самостоятельность, умения делать умозаключения, выводы.
Воспитывать интерес к математике, повышение учебной мотивации.
Ход урока.
1 этап. Организационный. На слайде появляется текст высказывания Аристотеля о математике «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это - важнейшие виды прекрасного».
Учитель: в каждом ритме и движении этого мира скрываются математические формулы, в каждой странице нашей жизни мы используем математический язык. Мы во многих жизненных ситуациях говорим на математическом языке. Важным моментом нашей жизни является умение решать задачи.
Детям предлагается назвать ассоциации к слову «Задача».
2 этап. Мотивационный. На этом этапе учитель проводит аналогии между математическими и жизненными задачами. Для решения тех и других необходимы определённые личностные качества. Дети предлагают различные варианты личностных качеств, необходимых для решения задач. Учитель произносит мотивационный девиз: Ждёт сегодня нас удача, если мы решим…..(дети произносят хором) задачи!
3 этап. Целеполагание, выдвижение гипотез, закрепление имеющихся знаний.
Учитель предлагает детям кроссенс, на котором изображены алгоритмы решения различным типов задач в виде формул. С опорой на формулы дети вспоминают и называют типы задач, с которыми они знакомы (макет кроссенса в приложении № 1). Это следующие типы математических задач: на нахождение целого, нахождение части, задачи на скорость, задачи на нахождение стоимости. В центре кроссенса находится поле с вопросительным знаком. Все типы задач пронумерованы. Это необходимо для дальнейшей групповой работы.
Учитель: Ребята, какого типа задачи мы еще умеем решать?
Дети: (здесь возможно два варианта развития событий)
1 вариант – дети назовут тип задач на пропорциональное деление или
2 вариант развития событий – дети не смогут назвать еще один тип задач.
Учитель в любом случае действует далее следующим образом: детям для групповой работы предлагается карточка № 1, на которой есть примеры различных типов задач. Этих задач 5. Дети читают каждую задачу, определяют и записывают тип задачи в малой группе (по два человека). Далее на маркерной доске дети по очереди записывают ответы.
Учитель: Делаем вывод. Задачи 5 –го типа – это задачи на нахождение 4-го пропорционального. Их еще называют задачами на «справедливое деление».
Учитель: Вспомним, какие величины есть в задачах данного типа.
Постоянная переменная. Давайте найдем ее в задаче на карточке №1.
Две переменные величины. Ищем их в задаче.
Для решения задачи не хватает 4- ой величины. Это величина…..
Только после ее нахождения задача может быть решена.
4 этап. Актуализация полученных знаний. Создание алгоритма решения задач данного типа. Рефлексия своих действий.
Детям предлагается создать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального в группе из 4-х человек.
Учитель: Ребята, сейчас вы будете работать в группах по 5 человек. Вам будет необходимо записать пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального. При составлении алгоритма Вы должны обратить внимание на следующие утверждения и вопросы (карточка № 2)
Можем ли мы решить задачу такого типа сразу?
В каждой задаче такого типа 4 величины. Три – известны, а четвертую, прежде чем решить задачу нужно найти. Одна величина – постоянная, а две другие – переменные.
Что это за величина?
Вместо краткой записи к задаче нужно составить ……………
После нахождения 4-го пропорционального умножаем его на первую переменную, а затем на вторую.
Две команды по желанию делают презентацию пошагового алгоритма решения задач на нахождение четвёртого пропорционального.
На этом этапе включаем взаимооценку работы в группах, дополняем алгоритмы.
Алгоритм решения данного типа задач записывается на доске.
Учитель. Как вы можете оценить свою работу в команде?
Насколько ваш алгоритм был близок к эталону?
Давайте попробуем записать в нашу схему вместо вопроса формулу, которой мы можем пользоваться для решения задач данного типа.
Формулу составляем совместными усилиями: П.В:(П1+П2)=4П.В., 4П.В.*П1, 4П.В.*П2.
Физкультминутка. Игра «Четыре стихии».
6этап. Применение знаний в практической ситуации.
Учитель. Ребята, мы начали наш урок с того, что существуют арифметические, а есть жизненные задачи. Давайте попробуем их совместить. Какую основную жизненную задачу Вам предстоит решить в 2022 году?
Дети. Переход из начальной школы в основную школу.
Учитель. Какие качества личности нужны для эффективного обучения?
Выслушиваем ответы детей.
Учитель. Мы наш урок начали словами Аристотеля. Давайте посмотрим ещё на одну его фразу «Математика – это дверь и ключ к наукам». Знание математики во многом – это и есть основной ключ к успехам в основной школе.
Сейчас я вам предлагаю решить задачу на нахождение 4-го пропорционального. Эта задача будет связана с вашими жизненными задачами на 2022 учебный год.
Детям предлагается карточка № 3. Там записано условие задачи на нахождение 4-го пропорционального, связанное с пошивом костюмов для детей 5-го класса. Дети решают задачу самостоятельно, оформляя записи в рабочей тетради.
Ответы фиксируют на маркерной доске. По итогам работы ставятся оценки за работу на уроке.
7 этап. Рефлексивный.
Учитель. Оцените свою работу на уроке.
На доске несколько незаконченных предложений. Выберите одно предложение и постарайтесь его закончить.
На уроке мне было трудно…..
Теперь я понял, что………
В ходе урока я почувствовал……
Я научился…………
Выслушиваем ответы детей.
8 этап урока.
Учитель. Домашнее задание. Дома Вам нужно составить задачу на нахождение 4-го пропорционального, так чтобы условие задачи было связано с вашими жизненными задачами на 2022 учебный год. А это- успешное обучение в 5-м классе. Задачу оформляете на листе формата А5, это половина альбомного листа.
Спасибо за активную работу на уроке.
Карточка № 1. Задачи различных типов.
Определите тип задачи. Запишите на маркерной доске свой ответ.
Схема записи:
1. -II
2.-?
3.-?
4.-?
5. -?
Поезд проходит 320 километров за 5 часов. Какое расстояние он пройдет за 8 часов, двигаясь с этой же скоростью?
К Новому году в магазин привезли подарки. В первый день продали 18 штук. Осталось продать 12 подарков. Сколько подарков всего привезли в магазин?
Катя купила 6 фломастеров по 54 рубля и 5 тетрадей по 12 рублей. Какова стоимость всей покупки?
В питомнике выросли 80 кустов роз. Часть кустов роз пересадили на школьный двор. Сколько кустов роз осталось в питомнике?
Двое рабочих заработали 9000 рублей. Один работал две недели, а другой 8 недель. Сколько денег заработал каждый за неделю?
Приложение № 1. Кроссенс. Типы задач.
I.
80-X=30
II.
X-18=12
IV
C=Ц*К
III
S=V*t
?
Карточка № 2. Составляем пошаговый алгоритм решения задач на нахождение 4-го пропорционального.
Алгоритм решения задач данного типа.
Команда № ________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
При составлении алгоритма учитываем следующее:
Можем ли мы решить задачу такого типа сразу?
В каждой задаче такого типа 4 величины. Три – известны, а четвертую, прежде чем решить задачу нужно найти. Одна величина – постоянная, а две другие – переменные.
Что это за величина?
Вместо краткой записи к задаче нужно составить ……………
После нахождения 4-го пропорционального умножаем его на первую переменную, а затем на вторую.
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
______________________________________________________________
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
________________________________________________________________
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
_______________________________________________________________
Карточка № 3. Задача на нахождение 4-го пропорционального.
Для 5-го класса заказали одинаковое количество школьных костюмов для девочек и мальчиков. На пошив костюма для девочки необходимо 2 метра ткани, а на пошив костюма для мальчика – 3 метра ткани. Сколько ткани пошло на костюм для девочек и сколько на костюмы для мальчиков, если на пошив всех костюмов потребовалось 95 метров ткани?
1
2
3
4
5
6
Макет для нумерации групп детей.