СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока. Предмет: Литературное чтение Класс: 4 Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока

Учитель: Асадулаева Зарета Магомедовна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: Сказка М. Ю.  Лермонтова

 «Ашик-Кериб»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока. Предмет: Литературное чтение Класс: 4 Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб»»



Конспект открытого урока

Учитель: Асадулаева Зарета Магомедовна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: Сказка М. Ю. Лермонтова

«Ашик-Кериб»







Цель урока:

- знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

-создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

-совершенствование осознанного чтения;

-закрепить особенности волшебных сказок;

-обогащать словарный запас детей;

-воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, карточки словарики восточных слов, схемы- таблицы, карта.

Ход урока.

Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?

(Стихи и сказки)

Как называется произведение, которое Вы начали самостоятельно читать на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»

К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

Какие бывают сказки? (народные и авторские)

К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)

Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые,

о животных).

Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать эту сказку.

Выясним к какому виду сказки принадлежит сказка «Ашик- Кериб».

Несмотря на то, что Лермонтов был русским поэтом и писателем, сказку назвали турецкой.

Дело в том, что Лермонтов написал её в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец. Потому что, среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

-О ком нам расскажет сказка?

- Чем занимался Ашик-Кериб?

- Почему люди уважали его?

- Как он познакомился со своей невестой?

(чтение отрывка)

Какое сравнение использует автор? (как зимнее небо)

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

(чтение отрывка по ролям)

О каких чертах характера говорит такой поступок? (честный, самостоятельный, справедливый)

Какое решение принял Ашик Кериб?

Почему девушка согласилась ждать его 7 лет, ведь это так долго?

Прочитайте о том, что совершил Куршуд-бек?

Почему он так поступил?

Прочитайте отрывок о том, как она приняла страшную весть?

Почему она поверила Куршуд-беку?

Почему Магуль-Мегери не поверила в это?

Добился ли Ашик Кериб того чего хотел?

Кто помог разбогатеть Ашик Керибу? (паша)

Прочитайте, зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила. (103)

– Кто и в каком городе назвался хозяином блюда?

Кто помог Ашик-Керибу вовремя добраться домой.

(всадник Хадерилиаз – св. Георгий)

Давайте рассмотрим названия турецких городов, через которые путешествовал Ашик-Кериб. (Тифлиз, Халаф, Арзинган, Арзерум, Арзиньян, Карс) – работа с картой.

– Кто первым узнал Ашик-Кериба?

Чем закончилась сказка?

Кто догадался к какому виду сказок относится сказка «Ашик-Кериб»? Докажите.

(три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

Закрепление нового материала.

-Понравилась ли вам сказка?

-Назовите действующих лиц сказки.

Давайте дадим характеристику главным героям. Слайд

Прочитаем пословицы стр. 113.

-Для чего автор описал нам их?

-Может ли для тебя это быть ценным?

Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

-Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

Перечитать сказку разделить на смысловые части.





















Словарик восточных слов.

Аян- Ага- знатный господин.

Ана- мать.

Ашик- музыкант, балалаечник.

Аллах- бог.

Газель- родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван- сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям- создатель.

Минарет- башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз- ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан- юноша.

Пророк- истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз- турецкая баладайка.

Салям- алейкум- здравствуйте.

Чауши- слуги.

















Ф.И.______________________________________

Тест

1) Кем был Ашик-Кериб

 

а) богатый турок

б) бедный певец

в) великий паша

 

2) В каком городе жила Магуль-Мегери?

 

а) Карс

б) Тифлиз

в) Арзерум

 

3) Кто помог Ашик-Керибу?

 

а) Куршуд-бек

б) Св. Хадерилиаз

в) мать

 

4) Как Ашик-Кериб вернул матери зрение?

 

а) сказал волшебные слова

б) помазал глаза комком земли

в) спел свою лучшую песню


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!