СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по истории "Культура СССР в 20-30-е гг. XX в."

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлена информация о развитии советской культуры в 20-30-е гг. XX в.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по истории "Культура СССР в 20-30-е гг. XX в."»

Советская культура в 20 —30-е гг. XX в.

Культурная революция - коренное преобразование духовной жизни, имеющее своей целью создание новой социалистической культуры взамен старой буржуазной (М. П. Ким)

Социалистическая культура - народная, подлинно массовая культура, представляющая собой полную противоположность так называемой «массовой культуре» буржуазного общества, которая служит классовым интересам буржуазии (класс собственников, использующих наемный труд), заменяя истинные духовные ценности буржуазно-обывательскими стандартами.

Задачи культурной революции:

- Демократизация культуры (приобщение широких масс к ценностям культуры, прежде доступных лишь ограниченному числу представителей высших сословий);

- Ликвидация массовой неграмотности взрослого населения;

- Всеобуч;

- Формирование новой интеллигенции (люди, занимающиеся умственным трудом, развитием и распространением культуры), преданной идеям социализма;

- Создание новой идеологии.

Социализм – общественный строй, где выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд.

Культура эпохи революции. Важнейшим направлением политики большевиков стало развитие образования. В 1919 г. вышел декрет о борьбе с неграмотностью (ликбез – ликвидация безграмотности у населения). Шло обязательное обучение чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. В 1920 г. создается Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открылись тысячи пунктов обучения детей и взрослых (ликпункты). В школах проводилось немало экспериментов по внедрению новых форм обучения, правда, большинство из них оказались неудачными. Проводился итоговый экзамен: за минуту учащийся должен прочитать 80-120 букв крупного шрифта или написать 5-7 букв. К концу 20-х гг. грамотные люди составляли уже половину населения страны.

В годы Гражданской войны особый расцвет переживало искусство плаката. М.М. Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Были созданы плакаты знаменитых «Окон РОСТа» и подписи к ним делали знаменитые художники и поэты (В. Н. Дени, Д. С. Моор, В. В. Маяковский и др.). Плакат оставался одним из самых востребованных средств пропаганды и в последующее время. Очень быстро новая власть осознала и значимость кинематографа, названного В.И. Лениным «важнейшим из искусств». Здесь крупнейшим событием не только российского, но и мирового масштаба стал выход в 1925 г. великого фильма режиссера С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”».

Революционные события внесли раскол в ряды деятелей культуры. Многие из них оказались в эмиграции (на 1921 г. приблизительно 2 млн. человек):

Марина Цветаева (1892-1941) в эмиграции в 1922-1929 гг.

Иван Алексеевич Бунин (1920-1953 гг.) С 1920 г. в эмиграции. Нобелевская премия 1933 г.

Алексей Максимович Горький (1868-1936) с 1921 по 1927 г. находился за границей. «Дело Артамоновых» (1925), пьеса «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1-4 т., 1925-1936).

Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг.) В эмиграции с 1918 г. местечко Куоккала - «Я дачник с 1918 г.»

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938 гг.) С 1922 г. жил за рубежом. В 1984 г. прах перенесен из Парижа в Москву и др.

Другие продолжали творить в России:

Ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский

Поэты В.В. Маяковский, А.А. Блок, В.Я. Брюсов

Художники И.И. Машков, П.В. Кузнецов, В.Р. Фальк

Скульпторы А.Т. Матвеев, С.Т. Коненков

Архитекторы И.В. Жолтовский, В.А. Щуко, Л.В. Руднев

Часть из них делали это из патриотических соображений, но многие искренне восприняли идеи революции. Поэт В. В. Маяковский, режиссеры В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, архитекторы В. Е. Татлин, К. С. Мельников и другие искали новые начала в искусстве. Они придерживались модернистских течений — футуризма, имажинизма и др. Футуризм - это авангардное (передовое, прогрессивное) течение в искусстве (живописи, литературе, скульптуре, архитектуре) начала ХХ века, которое отвергало достижения классической культуры и воспевало наступающую индустриальную эпоху.

Имажинизм – литературное объединение русских поэтов серебряного века, существовавшее в 1918—1925 годы. Представители имажинизма заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Характерными памятниками архитектуры того времени стали рабочие клубы в стиле конструктивизма (клубы им. И. В. Русакова архитектора К. С. Мельникова, им. С. М. Зуева архитектора И. А. Голосова и др.).

Конструктивизм - художественное направление начала ХХ века, основанное в 1915 году Владимиром Татлиным и Александром Родченко. Абстрактное и строгое конструктивистское искусство стремилось отразить современное индустриальное общество и городское пространство. Движение отвергло декоративную стилизацию в пользу промышленной сборки материалов. Для него характерно упрощение форм, отсутствие декора, использование возможностей новых материалов – стекла, бетона, металлических каркасов и др. К.С. Мельников «Клуб имени Русакова (1927-1929)» (лаконичность форм, сочетание разновеликих геометрических структур, использование стеклянных оконных конструкций, объединяющих одной плоскостью несколько этажей).

1934-1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведен Театр Красной армии.

Символом счастливого детства стал пионерский лагерь Артек, реконструированный из здравницы в 1938 г.

Одновременно в искусстве продолжало развиваться традиционное направление. В эти годы творили великие режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, великий русский поэт С.А. Есенин. Большой популярностью пользовались реалистические произведения о Гражданской войне Д.А. Фурманова, А.С. Серафимовича, И. Э. Бабеля, М.А. Булгакова, А.А. Фадеева, А. Веселого, К.А. Тренева, Вс.В. Иванова и др. В 1928 г. вышла первая часть гениальной эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». Шла острая идейная борьба между сторонниками «нового искусства» и приверженцами традиционных направлений. Первые нередко пользовались поддержкой властей, поскольку выступали с позиций «пролетарской культуры».

Для первых лет советской власти характерно многообразие культурного развития, но при этом проявлялись попытки удушения «классово чуждых» направлений. Критике в печати часто подвергались так называемые «попутчики». В их число записывали деятелей культуры, поддерживающих новую власть, но занимающих достаточно самостоятельную позицию. Среди таких писателей выделялись А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, К. А. Федин, М.М. Пришвин, Л.М. Леонов и др.

Огромное значение для духовного обогащения имело приобщение народа к сокровищам отечественной и мировой культуры. Увеличились тиражи произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, других выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Действовали различные организации. Например, Пролеткульт - массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год (идеологи создания А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский).

Идеи и деятельность Пролеткульта:

1918 г.- реформа правописания.

Аббревиатурный взрыв: АХР, РАПП, ВКП(б), БАМ, ОМОН…

Новые имена:

Новомир, Молот, Владлен, Революция, Кувалда, Декрета, Тракторина, Даздраперма (Да здравствует первое мая!), Пятвчет (Пятилетку в четыре года) …

Военизация языка: «Фронт работ», «солдаты партии», «наступление на недостатки», «миллионная армия тружеников села» и т.д.

Общественные художественные организации

Левый фронт искусств (ЛЕФ, созд. 1922) – поэты Н.Н. Асеев, О.М. Брик, художники Л.С. Попова, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова и др. Отстаивали новое искусство и отрицали преемственность.

«Ассоциация художников революционной России» (АХРР) - 1922-1932 гг. С 1928 г. - Ассоциация художников революции (АХР). А.М. Герасимов, И.И. Бродский, Б.В. Иогансон, Е.А. Кацман и др. Боролись против левого искусства, претендовали на лидерство и определение правил развития живописи в стране Их реалистичные картины воплощали установку правящей партии на служение народу и революции.

Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП, с 1928 г. ВАПП). А.И. Безыменский, Д. Бедный, Д.А. Фурманов и др. Выдвигала идею классовой литературы, противопоставляла ее старой буржуазной, требовала отмежеваться от попутчиков, как классово чуждых пролетариату. Ассоциация вела борьбу с Пролеткультом.

В литературе и искусстве главным течением (идеологией) был объявлен социалистический реализм, который предполагает изображение действительности в соответствии с социалистическим идеалом (партийность, народность, оптимизм). Термин появился в 1932 г., авторство приписывают А.М. Горькому. Писатели и художники должны были «показывать жизнь в ее революционном развитии». Основными темами творчества становились темы революции, Гражданской войны, индустриализации, коллективизации, борьбы с «врагами народа», восхваление Сталина и Коммунистической партии.

Одновременно усилился контроль со стороны органов власти за развитием культуры. Отдельными ее отраслями теперь руководили специальные комитеты. Большое значение придавалось утверждению идей марксизма в сознании людей. Среди деятелей культуры искали «классовых врагов», которые подвергались репрессиям. Боролись также с «религиозными предрассудками». Активную работу вел Союз воинствующих безбожников, атеистическая пропаганда шла через лекции, печать, радио, кино.

Впрочем, отнесение тех или иных произведений к соцреализму диктовалось в основном лояльностью их авторов к власти. В 30-е гг. огромным успехом пользовались романы М. А. Шолохова «Тихий Дон», «Поднятая целина», А.Н. Толстого «Хождение по мукам», «Петр Первый» и др. Среди живописцев и скульпторов выделялись А. А. Дейнека, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М.Б. Греков, Ю.И. Пименов, В.И. Мухина и др. Очень популярной была музыка С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова, Д.Б. Кабалевского, И.О. Дунаевского и др.

В СССР в 30-е гг. бурно развивался кинематограф, которым по существу руководил сам И.В. Сталин. В 1931 г. вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н.В. Экк). Этот фильм, рассказывающий о перевоспитании беспризорников, был признан лучшим фильмом по опросу зрителей на Венецианском международном кинофестивале 1932 г. Многое из созданного в то время до сих пор сохраняет свою популярность, например: фильмы Г.А. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», И.А. Пырьева «Трактористы», «Свинарка и пастух», С.А. Герасимова «Семеро смелых», С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», братьев Васильевых «Чапаев» и др. Немало высокохудожественных лент было посвящено революционной эпохе: «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Л. Дзиган), трилогия о Максиме (реж. Г.М. Козинцев и Л.3. Трауберг) и др. Новым явлением стало детское кино («Золотой ключик», «Тимур и его команда», «Дети капитана Гранта» и др.).

Развитие культуры, просвещение народа считались одними из главных приоритетов Советского государства. Осуществление культурной революции предполагало всеобщую грамотность населения. К преподаванию привлекались помимо профессиональных учителей студенты и школьники.

В сфере образования особое внимание уделялось подготовке технической интеллигенции, специалистов в области народного хозяйства. Увеличилось число вузов и академий.

Обучение специалистов

1918 г.- отменена плата за обучение в вузах.

1922 г. введены стипендии в университетах.

1928 г.- 41,3% студентов обеспечивались стипендиями, 1931-71%, конец 1930-х гг.-90,6%

1919 г.- при вузах созданы рабфаки.

1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г.- 33%, в 1932 г.- более 60%.

Рост числа вузов:

1914 г.- 91

1922 г. – 244

1939 г.- 760

1928 г.- число специалистов с высшим образованием -90 тыс.

1930-1931 г. 34% инженеров получили диплом после 3 лет обучения.

1932 г.-184, 5 тыс. человек имели высшее образование.

В начале 1920-х гг. интеллигенция составила 2 млн. чел.

1937 г. - интеллигенция в СССР 9,6 млн. человек.

В 1934 г. было принято постановление о преподавании истории в школах. В университетах восстанавливались исторические факультеты, подготавливались новые учебники по истории, в которых исторический процесс интерпретировался с классовых позиций.

Много делалось для развития школьной системы образования. С 1930 —1931 гг. было введено всеобщее (всеобуч) обязательное начальное (4 года) обучение. Были увеличены расходы на строительство, ремонт и оборудование школ, улучшено материальное положение учителей, дети обеспечивались учебниками, письменными принадлежностями. К 1939 г. грамотных в СССР было 81,2 % населения старше 9 лет (90,8 % мужчин и 72,6 % женщин).

Театр в 20-е гг.

Многообразие коллективов в 1920-е гг.

Традиционные академические театры – Большой театр, Малый театр, МХАТ и бывший Александринский театр (с 1917 г. Государственный театр драмы) и др.

Студийные коллективы. Студии МХАТ. 3-я студия. Руководитель Евгений Багратионович Вахтангов (1883-1922) – 1922 г. Постановка произведения Карла Гоцци «Принцесса Турандот».

30-е гг.

Утверждается главенство МХАТА - «Равнение на МХАТ!»; Закрытие левых театров; Два направления в развитии театра:

1. Психологически приземленное (Александр Афиногенов «Машенька», Арбузов «Таня»);

2. Романтически возвышенное (Всеволод Вишневский «Оптимистическая трагедия»); Развитие самодеятельных театров

Живопись.

Живописные полотна отразили реальность и фантастику революции.

Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и Д.П. Штеренберга выглядели как красноречивые документы голодных лет Гражданской войны. Б.М. Кустодиев изобразил поступь революции в монументальном полотне «Большевик» и др.

Скульптура в 20-е гг.

1918 г. – государственный план монументальной пропаганды. Был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других городах.

Одними из перовых были открыты памятники А.Н. Радищеву работы Л.В. Шервуда в Петрограде и мемориальный рельеф С.Т. Коненкова «Павшим за мир и братство народов» на Красной площади в Москве. Проект памятника Третьему Интернационалу, созданный в 1919-1920 гг. В.Е. Татлиным – многоярусная башня воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы.

30-е гг.

В.И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке в Париже в 1937 г.

В 1939 г. для пропаганды достижений сельского хозяйства и отечественной науки в Москве начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, с 1959 г. – ВДНХ)

Советская наука. В СССР создавались новые научно- исследовательские центры. В Москве открылись институты органической химии, геофизики. Проводились исследования по проблемам микрофизики, физики полупроводников, атомного ядра. Основой для создания первых опытных ракет стали работы К. Э. Циолковского. В 1930 г. Ф. А. Цандер создал один из первых в мире реактивных двигателей.

Под руководством А. П. Александрова были разработаны способы защиты кораблей от магнитных мин. Н.Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, JI. И. Мандельштам, И. В. Курчатов и другие внесли большой вклад в развитие ядерной физики. А. А. Микулин, В. Я. Климов, А. Д. Шведов заложили основы конструирования авиационных двигателей. Немалая заслуга в решении ряда проблем химии, имеющих большое практическое значение, принадлежала С. В. Лебедеву и А. Е. Фаворскому. Больших успехов добились ученые в области физиологии, биологии и математики. Огромную работу проводила Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им В.И.Ленина (ВАСХНИЛ).

Науку также не обошли репрессии. От них пострадали многие известные ученые: Н. И. Вавилов, С. П. Королев, А. Н. Туполев и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!