СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению на тему "Великие русские писатели"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для обобщения, повторения о великих русских писателях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему "Великие русские писатели"»

Тема: «Великие русские писатели»


Цели: повторить и обобщить изученный материал; разви­вать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать вы­разительно ; ориентироваться в прочитанных произведениях; различать жанры произведений, отвечать на вопросы по прочитанному; составлять связные высказывания, работать в паре, группе, уметь договариваться.

ОборудованиеПортреты писателейкарточки с заданиями;вы­ставка книг по разделу учебника, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

1.Орг. момент.

Прозвенел для нас звонок

Начинаем мы урок.

Слушаем друг друга внимательно.

Работаем активно и старательно.

2. На уроке нам нужно много общаться Вспомним чистоговорку, которая напомнит об одном из правил общения, без которых на уроках никак не обойтись.

(слайд 1) речевая разминка:

«Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!»


3.Создание эмоционального фона

I. Стихи (читают дети)

Ученик.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий.

Ученица.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни —

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


--- Как вы понимаете высказывание?( на доске)

Книги учат детей всем премудростям жизни.


-- Чем мы занимались на протяжении 14 предыдущих уроков?(Ответы: Изучали творчество русских писателей. Знакомились с творчеством…. .

Учитель: Сегодня итоговый урок по теме ….

Сформулируйте тему нашего урока: (великие русские писатели)

(открыть запись на доске) (слайд 2)

Учитель: Да, сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям.

Давайте определите цели нашего урока: (повторить обобщить знания; подвести итог, учиться выражать свои мысли словами, строить высказывания.

А каких великих русских писателей вспомним на уроке, вы скажете сами.

Этих писателей знают в России и мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету – (слайд 3).(Дети показывают на портрет и называют фамилию писателя) другой ребёнок, не глядя на интерактивную доску, вывешивает портреты на доске.(комментарий учителя: Пусть посмотрят и послушают, что мы о них узнали и о их творчестве)


Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь? ( На столе учителя 4листа с краткими сведениями о писателе. 4детей берут по одному листу, зачитывают их. Учащиеся должны определить, о каком писателе эти данные.

Ответ начинают: Эти данные из биографии….)

Родился в Москве. Учился дома самостоятельно, без помощи учителей. Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке. Написал огромное количество басен ( И.А.Крылов)

(лист прикрепляется к портрету писателя)


Часто бывал у бабушки в селе Захарово. Очень любил свою няню. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. Окончил Царскосельский лицей. Написал много стихов. Есть поэмы, романы, повести, а также сказки. (Пушкин)


Родился и провёл детство в деревне Ясная поляна. Придумал игру»Муравьиные братья» Закончил Казанский императорский университет. Написал Азбуку, по которой потом учили детей в школах. Создал школу для детей бедняков. Сам учил их


Детство прошло в Тарханах. Совсем маленьким начал говорить в рифму. Закончил военную офицерскую школу. Служил в гусарском Полку.

---Ещё раз проверим знание биографий

Определите, какие слова могут быть размещены рядом с портретом, а какие лишние. слайд 4 -7 – (анимацией исчезновения убираются ненужные слова.)


---Изучая произведения русских писателей мы знакомились и с литературоведческими понятиями. Узнали, как их различать, что свойственно каждому жанру. Давайте проверим ваши знания. У вас на парте лист с заданием.

(работа в парах) (Слайд 8) Соедините жанр со свойственными ему признаками. (проверка работы (слайд 8 ) , зачитывание жанра и признаков. (на слайде появляются соединительные прямые)

повествовательность;

небольшой объём;

небольшое число героев; басня

описание одного эпизода

небольшие размеры произведения;

изображения переживания или чувства; рассказ

стихотворная форма.

небольшие размеры;

иносказательность;

высмеивание недостатков; сказка

поучительность.

краткость;
меткость и точность мысли; стихотворение

законченность предложения

наличие законченного сюжета;
занимательность;
необычность; 
наличие вымысла; пословица
воспитательная направленность


Оценка своего результата.


----А теперь нам, детвора, вспомнить их творчество пора.

Что мы читали из творчества А.С.Пушкина?(ответы)

Прочесть хором отрывок из стих. «Зимнее утро» (…под голубыми небесами…

Учитель: Кто сказал (но без подсказки):

«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 9-10


Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы прочитали ? Постарайтесь дать её полное название.

Вы знаете и другие сказки А.С.Пушкина. Я помогу вам вспомнить их по предмету на картинке. слайд 11(Дети называют сказки по предмету: Яблоко, корыто., петушок, чертёнок.)


Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям ( белка (ель растёт перед дворцом.. бочка (туча по небу идёт) - слайды 12-13


Учитель: Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей? Кто из великих русских писателей баснописец? - слайд 14.


Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки. (Басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») -слайд 15 Какие басни вы знаете ещё?


Определите, из какой басни такая мораль. Слайд 16 – 21


Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А.Куинджи? - слайд 22

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» - слайд 23

Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» - слайд 24

Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей. По отдельным словам угадайте и назовите его. Кто это? - слайд 25.

Что писал Л.Н.Толстой? Какие произведения этого писателя мы прочли ?

Какие из них вам особенно запомнились?


---Узнайте, откуда эти строки:

(учитель читает по 2-3строчки из басен Л.Н.Толстого)

– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?

– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. ? (Басня два товарища)

Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?( басня волк и журавль)


Только вдруг чувствует вор, что ему в носу защекотало от табака и чихнуть хочется.( басня Как вор сам себя выдал)


Нет, я не смеюсь. Что ж удивительного, что ястреб мальчика унёс, когда мыши 100 пудов железа съели.(басня 2купца)


Я не затем позвал тебя, чтобы наказывать, а лишь затем, чтобы сказать тебе, что сосед твой нехорош. Выдал тебя. Берегись его.

(сказка Визирь Абдул)


Когда он подлетал к дереву, он оглянулся- нет ли опять вблизи людей. Быстро сложил крылья, и сел на край гнезда(быль Орёл)


К какому произведению можно отнести эти пословицы?


Всё хорошо, что хорошо кончается. (Прыжок, Акула)

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.(лев и собачка)

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

( Отец и сыновья)

Будь храбр по уму и по сердцу.(Прыжок)

Кому потеха, а мне не до смеха.

(косточка, Как вор сам себя выдал)

Всё тайное становится явным.

(два товарища)

Как аукнется , так и откликнется. (сказка Два купца)


--Учитель: Книг заветные страницы

Мы успели повторить.

И теперь настало время

Нам итоги подводить! Слайд 28


----Давайте вернёмся к высказыванию :

Книги учат детей всем премудростям жизни.

Посмотрите на выставку.

-----Мы прочли стихи, басни, рассказы, сказки великих русских писателей.

А что полезного мы для себя извлекли? Чему учат нас произведения этих писателей?(Ответы детей) (Учат быть добрыми, справедливыми, честными, смелыми, наблюдательными, любить природу. и тд. Басни учат, как нельзя себя вести в обществе.

----Каждая история, которую поведали писатели в своих произведениях, показывает нам какую то жизненную ситуацию, а мы сами делаем из неё выводы. Эти выводы и есть уроки жизни. Они полезны для нас и в современном мире. Читая книги, мы на примере героев , учимся жизни.

Я думаю, что вы заинтересовались творчеством этих писателей и продолжите читать их произведения


__Вам хотелось бы выразить слова благодарности писателям за их творчество?

Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы, за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными.

--Давайте составим письмо в прошлое. С этим письмом обратимся к портрету писателя . Я думаю, они нас услышат.

Работа в группах : составить и написать письмо в прошлое одному из писателей по плану (Устно) (1группа –А.С.Пушкину, 2—Л.Н.Толстому, 3— И.А.Крылову.)

  1. Приветствие

2. О знакомстве с творчеством писателя

3. Что особенно понравилось

4. Чему научили произведения.

5. Заинтересованность творчеством(Хотите ли больше узнать ,читать его произведения.)

6. Слова благодарности

( составляют высказывание


Представление устных писем.


Наша работа на уроке подошла к концу.

Вспомните всю свою работу на уроке. Оцените свою работу.(слайд)

Вы все сегодня замечательно работали. (Оценка учителя)

Закончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята , огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились

И на уроке вы не ленились.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!