Тема: «Великие русские писатели»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться читать выразительно ; ориентироваться в прочитанных произведениях; различать жанры произведений, отвечать на вопросы по прочитанному; составлять связные высказывания, работать в паре, группе, уметь договариваться.
Оборудование: Портреты писателей, карточки с заданиями;выставка книг по разделу учебника, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
1.Орг. момент.
Прозвенел для нас звонок
Начинаем мы урок.
Слушаем друг друга внимательно.
Работаем активно и старательно.
2. На уроке нам нужно много общаться Вспомним чистоговорку, которая напомнит об одном из правил общения, без которых на уроках никак не обойтись.
(слайд 1) речевая разминка:
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!»
3.Создание эмоционального фона
I. Стихи (читают дети)
Ученик.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни —
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
--- Как вы понимаете высказывание?( на доске)
Книги учат детей всем премудростям жизни.
-- Чем мы занимались на протяжении 14 предыдущих уроков?(Ответы: Изучали творчество русских писателей. Знакомились с творчеством…. .
Учитель: Сегодня итоговый урок по теме ….
Сформулируйте тему нашего урока: (великие русские писатели)
(открыть запись на доске) (слайд 2)
Учитель: Да, сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям.
Давайте определите цели нашего урока: (повторить обобщить знания; подвести итог, учиться выражать свои мысли словами, строить высказывания.
А каких великих русских писателей вспомним на уроке, вы скажете сами.
Этих писателей знают в России и мире. Мы постараемся их «узнать в лицо» по портрету – (слайд 3).(Дети показывают на портрет и называют фамилию писателя) другой ребёнок, не глядя на интерактивную доску, вывешивает портреты на доске.(комментарий учителя: Пусть посмотрят и послушают, что мы о них узнали и о их творчестве)
Знакомясь с произведениями великих русских писателей, нам удалось узнать некоторые факты их жизни, детства, творчества. По воспоминаниям биографов давайте постараемся определить, о каком писателе идёт речь? ( На столе учителя 4листа с краткими сведениями о писателе. 4детей берут по одному листу, зачитывают их. Учащиеся должны определить, о каком писателе эти данные.
Ответ начинают: Эти данные из биографии….)
Родился в Москве. Учился дома самостоятельно, без помощи учителей. Переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет проработал в Петербургской публичной библиотеке. Написал огромное количество басен ( И.А.Крылов)
(лист прикрепляется к портрету писателя)
Часто бывал у бабушки в селе Захарово. Очень любил свою няню. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. Окончил Царскосельский лицей. Написал много стихов. Есть поэмы, романы, повести, а также сказки. (Пушкин)
Родился и провёл детство в деревне Ясная поляна. Придумал игру»Муравьиные братья» Закончил Казанский императорский университет. Написал Азбуку, по которой потом учили детей в школах. Создал школу для детей бедняков. Сам учил их
Детство прошло в Тарханах. Совсем маленьким начал говорить в рифму. Закончил военную офицерскую школу. Служил в гусарском Полку.
---Ещё раз проверим знание биографий
Определите, какие слова могут быть размещены рядом с портретом, а какие лишние. слайд 4 -7 – (анимацией исчезновения убираются ненужные слова.)
---Изучая произведения русских писателей мы знакомились и с литературоведческими понятиями. Узнали, как их различать, что свойственно каждому жанру. Давайте проверим ваши знания. У вас на парте лист с заданием.
(работа в парах) (Слайд 8) Соедините жанр со свойственными ему признаками. (проверка работы (слайд 8 ) , зачитывание жанра и признаков. (на слайде появляются соединительные прямые)
повествовательность;
небольшой объём;
небольшое число героев; басня
описание одного эпизода
небольшие размеры произведения;
изображения переживания или чувства; рассказ
стихотворная форма.
небольшие размеры;
иносказательность;
высмеивание недостатков; сказка
поучительность.
краткость;
меткость и точность мысли; стихотворение
законченность предложения
наличие законченного сюжета;
занимательность;
необычность;
наличие вымысла; пословица
воспитательная направленность
Оценка своего результата.
----А теперь нам, детвора, вспомнить их творчество пора.
Что мы читали из творчества А.С.Пушкина?(ответы)
Прочесть хором отрывок из стих. «Зимнее утро» (…под голубыми небесами…
Учитель: Кто сказал (но без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!» - слайд 9-10
Какую сказку этого писателя в разделе «Великие русские писатели» мы прочитали ? Постарайтесь дать её полное название.
Вы знаете и другие сказки А.С.Пушкина. Я помогу вам вспомнить их по предмету на картинке. слайд 11(Дети называют сказки по предмету: Яблоко, корыто., петушок, чертёнок.)
Прочитайте по памяти подходящие строчки к иллюстрациям ( белка (ель растёт перед дворцом.. бочка (туча по небу идёт) - слайды 12-13
Учитель: Как называется небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей? Кто из великих русских писателей баснописец? - слайд 14.
Вспомните названия изученных басен по «рассыпавшимся» картинкам. Какие это басни? Для проверки появляются стрелки, соединяющие картинки. (Басни «Ворона и Лисица», «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и Очки») -слайд 15 Какие басни вы знаете ещё?
Определите, из какой басни такая мораль. Слайд 16 – 21
Кого из писателей помогут нам вспомнить репродукции картин русских художников И. Шишкина и А.Куинджи? - слайд 22
Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину И.Шишкина? Чтение учащимися наизусть стихотворения «На севере диком …» - слайд 23
Какие стихи М.Ю. Лермонтова мы можем прочесть наизусть, глядя на картину А.И. Куинджи? Чтение учащимися наизусть стихотворения «Горные вершины» - слайд 24
Перед вами раскрытая книга одного из великих писателей. По отдельным словам угадайте и назовите его. Кто это? - слайд 25.
Что писал Л.Н.Толстой? Какие произведения этого писателя мы прочли ?
Какие из них вам особенно запомнились?
---Узнайте, откуда эти строки:
(учитель читает по 2-3строчки из басен Л.Н.Толстого)
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. ? (Басня два товарища)
Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?( басня волк и журавль)
Только вдруг чувствует вор, что ему в носу защекотало от табака и чихнуть хочется.( басня Как вор сам себя выдал)
Нет, я не смеюсь. Что ж удивительного, что ястреб мальчика унёс, когда мыши 100 пудов железа съели.(басня 2купца)
Я не затем позвал тебя, чтобы наказывать, а лишь затем, чтобы сказать тебе, что сосед твой нехорош. Выдал тебя. Берегись его.
(сказка Визирь Абдул)
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся- нет ли опять вблизи людей. Быстро сложил крылья, и сел на край гнезда(быль Орёл)
К какому произведению можно отнести эти пословицы?
Всё хорошо, что хорошо кончается. (Прыжок, Акула)
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.(лев и собачка)
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.
( Отец и сыновья)
Будь храбр по уму и по сердцу.(Прыжок)
Кому потеха, а мне не до смеха.
(косточка, Как вор сам себя выдал)
Всё тайное становится явным.
(два товарища)
Как аукнется , так и откликнется. (сказка Два купца)
--Учитель: Книг заветные страницы
Мы успели повторить.
И теперь настало время
Нам итоги подводить! Слайд 28
----Давайте вернёмся к высказыванию :
Книги учат детей всем премудростям жизни.
Посмотрите на выставку.
-----Мы прочли стихи, басни, рассказы, сказки великих русских писателей.
А что полезного мы для себя извлекли? Чему учат нас произведения этих писателей?(Ответы детей) (Учат быть добрыми, справедливыми, честными, смелыми, наблюдательными, любить природу. и тд. Басни учат, как нельзя себя вести в обществе.
----Каждая история, которую поведали писатели в своих произведениях, показывает нам какую то жизненную ситуацию, а мы сами делаем из неё выводы. Эти выводы и есть уроки жизни. Они полезны для нас и в современном мире. Читая книги, мы на примере героев , учимся жизни.
Я думаю, что вы заинтересовались творчеством этих писателей и продолжите читать их произведения
__Вам хотелось бы выразить слова благодарности писателям за их творчество?
Поблагодарить за прекрасные стихи, интересные рассказы, за мудрые советы, за то, что они учат нас быть вежливыми, образованными, добрыми, внимательными.
--Давайте составим письмо в прошлое. С этим письмом обратимся к портрету писателя . Я думаю, они нас услышат.
Работа в группах : составить и написать письмо в прошлое одному из писателей по плану (Устно) (1группа –А.С.Пушкину, 2—Л.Н.Толстому, 3— И.А.Крылову.)
Приветствие
2. О знакомстве с творчеством писателя
3. Что особенно понравилось
4. Чему научили произведения.
5. Заинтересованность творчеством(Хотите ли больше узнать ,читать его произведения.)
6. Слова благодарности
( составляют высказывание
Представление устных писем.
Наша работа на уроке подошла к концу.
Вспомните всю свою работу на уроке. Оцените свою работу.(слайд)
Вы все сегодня замечательно работали. (Оценка учителя)
Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята , огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились
И на уроке вы не ленились.