У: ребята, а что такое доля? Кто уже догадался? (Вспомните картинки с фруктами) О: доля – это половинка, часть. У: верно, я с вами согласна, доля – это часть. У: а что значит – разделить на доли? О: разделить на части. У: совершенно верно. У: с мандарином легко и все понятно, он уже разделен на одинаковые дольки. А что нужно сделать с яблоком, чтобы разделить его на доли? О: его можно разрезать. У: конечно, я с вами согласна, его можно разрезать. У: я большая и отрежу себе часть побольше, а Даша маленькая, ей я отрежу поменьше (показывают на настоящем яблоке). У: скажите, ребята, я правильно разделила? Выразите свое отношение. О: показывают знаки +/-. У: вижу, что вы не согласны со мной. Это правильно. Получились ли у меня доли? О: нет У: почему? О: потому что части не одинаковые. У: а как правильно разделить? О: нужно разделить на равные части. У: ребята, вы такие молодцы, совершенно верно! У: так какой вывод можно сделать из этого? О: чтобы доли получились, нужно целое разделить на равные части. У: а что такое доля? О: равная часть. У: какие вы молодцы! У: итак, я возьму круг, представим, что это яблоко. Скажите, как же мне правильно разрезать яблоко на доли? О: можно сначала разрезать пополам. У: хорошо, делю пополам. У: на сколько равных долей разрезано наше яблоко? О: на две равные доли. У: одну часть яблока я отдам Ульяне, а другую Наде. Давайте попробуем на математическом языке сказать, какую долю яблока я дала Ульяне. О: высказывают предположения (половину, одну из частей). У: а есть предположения, как это можно записать? О: нет. У: раздает каждому модель круга У: ребята, я сейчас каждому раздала вот такие круги. Сложите его пополам. А теперь разверните обратно. О: выполняют. У: скажите, сколько равных частей у вас получилось? О: две. У: верно, мы разделили круг на две равные части. Как еще можно их назвать? О: половинки. У: соглашаюсь. Половина – это часть целого числа. Пожалуйста, закрасьте красным цветом половину круга. О: выполняют. У: учитель тоже выполняет это и показывает свой круг учащимся У: а теперь повернитесь к своему соседу по парте и покажите, что у вас получилось. Оцените работу друг друга по критерию «правильность». На обратной стороне круга начертите шкалу оценивания и оцените работу своего соседа. У: раздает листы А4 У: теперь у вас есть листы А4. Возьмите их согните пополам, а потом еще раз пополам. Развертите лист. О: выполняют. У: На сколько долей линии сгиба разделили ваш лист? О: на четыре. У: заштрихуйте одну долю полоски синим цветом. О: штрихуют. У: выполняет и показывает учащимся У: снова посмотрите на лист вашего соседа и так же оцените его работу. У: а теперь скажите, как же можно назвать данную долю? Как можно записать? О: мы не знаем. У: а как мы можем это узнать? О: мы можем прочитать в учебнике. У: давайте откроем учебник на страницу 92 (также на слайде). ФИЗМИНУТКА Дружно с вами мы считали и про доли рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях с огнем. На счет три - прижмем к плечам, на четыре –небесам. Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись. Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Доли, я и вы - друзья, вместе дружная семья. У: давайте прочитаем про себя, что у нас написано в самом верху. О: читают правило. У: давайте вернемся к нашим кругам. Какую долю круга мы заштриховали? О: одну вторую долю круга. У: верно. Давайте прочитаем дальше. У: что больше одна вторая часть или одна четвертая? О: одна вторая. У: возьмите свой лист А4 и покажите на нем вторую часть. Теперь четвертую часть. О: показывают У: молодцы! У: теперь давайте перейдем к номеру один и выполним задание. Совместное обсуждение У: теперь самостоятельно выполните №2. У: итак, давайте проверим. Как разделили зеленую полоску? О: на две равные части; пополам. У: какую долю получили? О: вторую. У: как разделили розовую полоску? О: на три равные части. У: какую долю получили? О: третью. У: отлично. Как разделили желтую полоску? О: на четыре равные части. У: какую долю получили? О: четвертую. У: как разделили голубую полоску? О: на шесть равных частей. У: какую долю получили? О: шестую. У: какая доля больше: шестая или четвертая? О: четвертая. У: какие вы молодцы, все правильно назвали! |