СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме: вчп 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме: вчп 8 класс»

Урок русского языка 8 класс по теме

«Второстепенные члены предложения. Определение».

Цель:

-активизировать ранее усвоенные знания учащихся о второстепенных членах предложения;

- расширить понятие об определении;

- дать понятие о согласованных и несогласованных определениях;

-формировать практические умения и навыки определять способы выражения определения;

-расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

-воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: учебник, учебные тесты, таблицы, раздаточный материал, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают второстепеннные члены предложения; конструируют предложения; определяют с помощью вопросов определение и способы его выражения; используют определения как средство выразительности речи.



I.Организационный этап.


II.Актуализация опорных знаний.

1.Графически объяснить, почему в предложении поставлено или не поставлено тире.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Земля велика и прекрасна.

Ее глаза как яркие звезды.

Курить здесь воспрещается.


2.Игра «Крестики-нолики» (верно-неверно)

  • Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

  • По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

  • Подлежащее не может быть выражено глаголом.

  • Односоставные предложения – предложения с одним главным членом.

  • Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми именными.

  • Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

  • Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

+

0

+

+

Таблица для проверки






3. Вызов. Определяем тему урока.

- работа с учебником , заполняем таблицу. /Приложе.ние 1/

4. Стадия осмысления.

Верно-неверно.

5. У вас на парте «рассыпанные предложения», из которых нужно составить связный текст.

Предложения:

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Волге на кат.ре или лодк. . Волга река ш.рокая и кр.сивая. Вы увид.те всю кр.соту волжских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц. Она медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Каспийское море.

Представление результата деятельности

Волга река ш.рокая и кр.сивая. Она медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Каспийскоее море.

(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Волге на кат.ре или лодк. . Вы увид.те всю кр.соту волжских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение птиц.

- Определите тему текста. (река Волга).

- Что можно увидеть, путешествуя по Волге? (картины природы, исторические памятники, города )

Орфографический и пунктуационный анализ.

- Объедините орфограммы по группам.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

-Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?

-Подчеркните в тексте определения. Что обозначает слово «определение»?

III/ Работа со словарной статьей/

-Перед вами словарная статья из словаря

Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984- 401.)

  1. Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь

  2. Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чего-н. Дать правильное определение значению слова.

  3. Одна из форм судебного решения. Определение суда.

Решение, постановление суда (устар.).

  1. В грамматике: второстепенный член предложения.

  • - Запишите слово «определение».

  • - Произведите морфемный разбор слова. (Определить, Образовано от предел, “граница”. Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”)


1. Составление кластера «Определение»

-Составим кластер «Определение»


- Прочитайте тему урока. Что вы хотите узнать об определении? (что такое согласованные и несогласованные определения)

3. «Дерево предположений»

- Как вы думаете, какие определения называются согласованными? Несогласованными? (записываются все предположения)

IV. Изучение нового материала (Стадия осмысления содержания)

  1. Чтение с маркировкой «Инсерт»

- прочитайте текст , знаками отмечайте новое и известное в тексте.

- Что нового узнали?

_ Какие вопросы остались?

- Доработаем кластер с учетом изученного материала.

- Какие из предположений оказались верными? («Дерево предположений»)

2) Продолжение работы с исходным текстом

- Найдите в тексте несогласованные определения (выписать на доске: прогулку по Волге, желание совершить, прогулку на катере, прогулку на лодке)

V. Закрепление изученного.

1) Распределительный диктант:

- Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:

Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.

  1. Лингвистический эксперимент

- Как вы считаете, какие определения лучше: согласованные или несогласованные? Проведем лингвистический эксперимент: замените согласованные определения синонимичными несогласованными и наоборот. Все ли определения заменяются? (Нет )

- Несогласованные определения обозначают признак предмета более полно, т. к. передают дополнительные значения, к ним можно поставить два вопроса. Согласованные определения более привычны.

- Можно ли сказать, что какой-то вид определений предпочтительней?

- Какую роль они играют в языке?



Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого нам нужно выполнить следующее задание. Для Начала нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика.

Составьте вопросы, по ответам на которые вы сделаете вывод о способе нахождения согласованного и несогласованного определения.

Какой способ связи соединяет согласованное определение с определяемым словом? Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений. Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения?

Работа с текстом.

«Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»

«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами»

Стихотворения Тютчева Ф.И., Бунина И.А.

- Что это? Лирика, эпос?

- Чем интересна лирика ? Образностью.

Что помогает создать образ? /Изобразительные средства
Какие здесь? Эпитеты.


Тест.

  1. Дополни следующую формулировку.

Определение- это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на вопросы ________, __________.

  1. По способу выражения определения делятся на

а)_______________

б)_______________

3. Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются согласованные определения.

а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;

б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;

в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.

4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно выражается несогласованное определение.

а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;

б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;

в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.


5. В этом предложении определением является слово (слова):

а б в

Засыпала звериные тропинки

г д е

Вчерашняя разгульная метель.

6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.

а) просил приехать

б) просьба приехать

в) приказ наступать

г) приказал привезти

д) возможность узнать

е) мог узнать


7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.

1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.

2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.

3) В прихожую вошел человек в ватнике.

4) Мы, русские, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.


Ключ

1) второстепенный, признак, какой? чей?

2) а) согласованное б) несогласованное

3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4



Рефлексия.


Создать синквей на тему «Сегодняшний урок».

Д/з. Написать синквейн на тему «Определение», выписать по пять словосочетаний с согласованными и несогласованными определениями из художественной литературы.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!