СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания по теме: "Поощрения и наказания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Семья играет в воспитании ребенка основную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы лич­ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем напо­ловину сформировался как личность. Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к куль­туре.

     Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов. Общим для всех подходов являет­ся констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со сто­роны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонст­рации ребенку своего положительно-эмоционального отноше­ния к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.

     Существует авторитетное мнение, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости,  корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.

      Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Российская система воспитания претерпела наибольшие изменения с 1917 года: сначала дворянское воспитание, основанное на духе чести и слова, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание, сейчас процесс воспитания носит больше «прикладной» характер, он многогранен.

Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:

 понимать, принимать и безусловно любить ребенка;

создать для ребенка атмосферу безопасности;

слушать и слышать ребенка;

поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

развить в отношениях основы сотрудничества;

обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

     Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми, применение полученных знаний на практике –  занятия с элементами тренинга, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания по теме: "Поощрения и наказания"»

Родительское собрание с элементами тренинга

тема: «Поощрение и наказание»


Подготовила: уполномоченной по защите прав участников

МАДОУ детского сада

комбинированного вида №38 «Совёнок»

Зверева Ольга Владимировна


Пояснительная записка.

Семья играет в воспитании ребенка основную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы лич­ности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем напо­ловину сформировался как личность. Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к куль­туре.

Значимость отношений между родителями и детьми привлекла внимание многих педагогов и психологов. Общим для всех подходов являет­ся констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со сто­роны взрослых. Оно проявляется в заботе взрослого и демонст­рации ребенку своего положительно-эмоционального отноше­ния к нему. Этим взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.

Существует авторитетное мнение, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Сценарии поведения ребенка практически полностью формируются к 6-7 годам и потом, при необходимости,  корректируются уже в индивидуальной психокоррекционной работе.

Став взрослым, человек воспроизводит эти сценарии как естественные. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Российская система воспитания претерпела наибольшие изменения с 1917 года: сначала дворянское воспитание, основанное на духе чести и слова, затем крестьянское, пропагандирующее абсолютное послушание, сейчас процесс воспитания носит больше «прикладной» характер, он многогранен.

Большая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается гармоничное воспитание. Что для сохранения психического, физического и эмоционального здоровья ребенка необходимо:

 понимать, принимать и безусловно любить ребенка;

создать для ребенка атмосферу безопасности;

слушать и слышать ребенка;

поощрять выражение эмоционального мира ребенка;

развить в отношениях основы сотрудничества;

обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля.

Но на практике родители часто испытывают трудности. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного, гармоничного общения с детьми, применение полученных знаний на практике – занятия с элементами тренинга, которые позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений и формировать навыки эффективного взаимодействия родителей и детей.

 






Цель: Формирование доброжелательных отношений между детьми и их родителями


Задачи:

  • помочь родителям понять характер общения с ребенком,

  • расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Предварительная работа: рисунки детей по теме «Семья глазами ребенка» для оформления выставки, опрос родителей с целью определения темы встречи, аудиозапись детских высказываний (использованы высказывания детей 5-6 летнего возраста) по вопросам:

  • Самое страшное для меня наказание?

  • Самое приятное поощрение?

Подготовка и распечатка буклетов по темам «Воспитание без насилия», «Поощрение и наказание в семье», подготовка плаката.

Материал: коробка с цветными кружками, аудиозапись, аптекарские весы, монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы.














Содержание мероприятия:


I Введение.

1.Упражнение «Приветствие»

2.Упражнение “Знакомство”

II. Основная часть.

1.Упражнение: “Моё солнышко”

2.Упражнение “Круг общения малыша”

3. Упражнение “Стрелы воспитания”

III. Заключение.

Упражнение «Дерево пожеланий»

Упражнение «Волшебная шкатулка»



























Ход мероприятия.

I. Введение.

1.Упражнение «Приветствие»

П. Здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече. Вначале давайте поздороваемся.

Описание: участники ходят по комнате и молча, не произнося ни слова, здороваются друг с другом за руку. Но форма приветствия будет время от времени меняться. Каждые 30-40 секунд ведущий (психолог) говорит, как именно надо приветствовать друг друга.

  • как друга (подругу), которого(ую) очень давно не видели;

  • как важного-преважного человека;

  • как чемпиона мира;

  • как пожилого человека;

  • как своего сына (дочь).

2.Упражнение “Знакомство”

П.А теперь познакомимся, друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.

Например: Я, Ольга Владимировна, мой ребенок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или, мой ребенок самый замечательный и у меня не бывает проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробки. Родители, высказываются и передают коробку своему соседу.

II. Основная часть.

П. Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях.

Давайте посмотрим на ребенка другими, непривычными, несвойственными нам сегодня глазами.

1.Упражнение: “Моё солнышко”

П. Возьмите на столе листочек с нарисованным солнышком. Нарисуйте в кружке схематично лицо вашего малыша, каким вы обычно его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребенка.

Родители выполняют задания

П. Любой малыш имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое-многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш малыш.

Современный мир устроен так, что сегодня все благополучно, а завтра все идет кувырком и, кажется, нет выхода. Но, для выживания в этом мире, человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Человек не может ощутить сладость доброты, не познав того, что в мире есть зло. Не сможет сочувствовать, сам не испытав боль. Ребенок, как и мы, живет не в идеальном мире. Мне часто приходиться слышать вопрос: как оградить ребенка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами шикарных квартир, ни тонированными стеклами лимузинов, ни угрозами в адрес “обидчика”, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь наверно можно, при условии правильного воспитания.

Когда же мы начинаем воспитывать своего ребенка?

Ответы родителей.

П. Если обобщить все сказанное получается, что тогда, когда ребенок не соответствует некоему эталону, который мы себе нарисовали. Но каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребенок был похож на него и прошел тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Наверно, малыш действительно чем-то напоминает вас. И все-таки он проживает свою жизнь, а не чью-то, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый малыш сравним только с собой. Никому не известно, что ждет его, да и каждого из нас. И пригодятся ли ребенку наши нотации. Ребенок не стоит на месте, он развивается. А мы, замечая у него новые и новые ошибки, пытаемся замаскировать их от глаз окружающих, подгоняя ребенка под некий стандарт.

Но наш ребенок неординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своем ребенке, не всплывут позже?

Где же ударов больше всего получает малыш?

Отвечают родители.

П. Да, чаще всего это сфера общения ребенка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции.

2.Упражнение “Круг общения малыша”

П. Давайте на листе ватмана запишем, с кем общается ваш малыш (высказывания родителей записываются на листе № 1). Прежде всего, ваш ребенок общается и воспитывается в семье. А если в доме, кроме вас, есть другие члены семьи, то каждый воспитывает по-своему, поставляя малышу свои эмоции. И нередко негативные эмоции затмевают положительные.

3. Упражнение “Стрелы воспитания”

П. Предлагает родителям подумать и записать на листе ватмана № 2 на что направлены воспитательные воздействия со стороны взрослых.

Мы воспитываем ребенка, а он ждет от нас нежности, любви, тепла, улыбки, поддержки.

Но круг общения малыша постоянно растет (продолжает записывать высказывания родителей на листе № 1).

П. Посмотрите, у маленького ребенка получается довольно большой круг общения. И мы постоянно контролируем, с кем он общается. Порой взгляд взрослого малыш ощущает, даже когда нас нет рядом. Но, свобода и контроль не совместимы, и если не ослабить пресс, малыш с подрезанными крыльями вряд ли сможет взлететь.

Наверно, вам хотелось бы узнать, а как ребенок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого давайте посмотрим, как же мы воспитываем своих детей?

У вас на столах лежат карточки (показывает), давайте запишем свое мнение в них.

Родителям предлагаются карточки:


Как я воспитываю своего ребенка?

наказываю

поощряю

 

 


Родители вписывают свои высказывания в соответствующую графу.

П. Итак, давайте назовем, как мы наказываем своего ребенка, и как поощряем.

(Родители называют, а ведущий кладет на ту или иную чашу весов монетку.)

П. Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (Как правило, чаша с наказаниями.)

Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.

Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.

Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.

Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир?

Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.

Психолог предлагает пополнить чашу поощрений.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать.

А хотите послушать, что по этому поводу говорят дети? (Включается аудиозапись).

Надеюсь, это не требует комментария.

Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.

А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?

Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.


Упражнение «Научимся любить своих детей»

А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).

Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)

Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)

Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)

Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии?

Совершенно неосознанно, с утра до вечера мы «навязываем» своим детям огромное количество ограничений, забывая иногда о том, что для успешного развития ребенок должен познавать окружающий его мир.


III. Заключение.

Зачитывается стихотворение

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.

Упражнение «Дерево пожеланий»

П. Перед каждым из вас лежат стикеры, запишите на них пожелание своему ребенку и прикрепите на дерево пожеланий.

Упражнение «Волшебная шкатулка»

П. Я предлагаю каждому из Вас достать из этой волшебной шкатулки мудрое изречение о воспитании детей, пусть каждый прочтет свое изречение.

Закончить нашу встречу я хочу словами Аллы Исааковны Баркан: “Всю жизнь мы стремимся познать сладости рая. И ищем его даже в отблесках мгновений, не понимая, что владели раем в далеком детстве, и из которого ушли.

Божественное наказание — изгнание из рая. А ваш ребенок сам уходит из него, взрослея, чтобы окунуться в половодье жизни. Однако, прежде чем малыш уйдет из детства, мы сами изгоняем нашего ребенка из него земными методами воспитания, где наказаниям - зеленый свет”.

Имеем ли мы право, лишать ребенка детства?!

В конце занятия родителям дарятся буклеты “Воспитание без насилия”, «Поощрение и наказание в семье»











Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Астрель, 2006

  2. Лютова Е., Монина Г. Игры-приветствия для хорошего настроения. – С-Пб: «Речь», 2011

  3. www.psyhodic.ru









































Ожидаемые результаты:


1. Формирование психолого-педагогической культуры родителей.

2. Развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.

3. Активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей.






























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!