СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 7 класса "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока истории в 7 классе "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 7 класса "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева"»

Урок истории России

Тема: «Крестьянская война под предводительством

Е.И. Пугачева» (7 класс)


Учитель истории и обществознания МКОУ "Ики-Бухусовская СОШ им. П.М.Эрдниева": Дорджиев Денис Борисович


Тип урока: освоение новых знаний


Педагогические задачи: создать условия для формирования знаний учащихся о крупнейшем социальном выступлении XVIII века, показать наличие в Российском обществе глубоких противоречий, порожденных феодально-крепостнической системой; совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы: способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.


Планируемые предметные результаты: познакомятся с "Крестьянской войной под предводительством Е.И.Пугачева; научатся анализировать, находить в тексте необходимую информацию.

Метапредметные УУД: Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (учебник, манифест); самостоятельно делать выводы; регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; работать в группе.

Личностные результаты: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.

Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, памятка работы, карточки с датами и событиями., причины восстаний, карточки с этапами войны.

Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

Персоналии: Е.И. Пугачев, С. Юлаев, Екатерина II.



Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Целеполагание

  4. Объяснение нового материала

  5. Первичное закрепление

  6. Закрепление и обобщение обретенных знаний

  7. Рефлексия

  8. Домашнее задание



Организационная структура урока



Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности учащегося

I.Организационный этап

Цель этапа: создание психологического микроклимата (кивок головы), пробуждение активности учащихся

Учитель приветствует учащихся и знакомится с ними.

1 слайд презентации

-Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга кивком головы, пожелаем друг другу успехов на уроке.

- Меня зовут Андрей Николаевич. Сегодня я буду вести у вас урок истории. Работаю я в МБОУ "Ларьякская ОСШ" учителем истории.

Проверяет готовность к уроку. Обратите внимание, что у вас находится на партах.

- Желаю вам суметь постигнуть тайны прошлого из истории нашего Отечества.


Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Принимать и сохранять организационные задачи

II.

Актуализация знаний


Цель:

-подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока, принятию целей и задач урока;

-актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового


-В правлении Екатерины II крепостное право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял против крестьян карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар, их могли дарить, проигрывать в карты. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку.


- Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства? О какой беде идёт речь?


Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну.

- Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним:

- Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?











- Назовите основные причины этих восстаний и выступлений

Дети слушают и отвечают на вопросы.













-Могла привести к восстанию, крестьянской войне, мятежу.








- Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.



-Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др.


Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять , уточнять высказанные мнения по существу полученного мнения

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Цель: сформулировать цели урока совместно с учащимися




Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цели урока.










2 слайд презентации

- Тема нашего урока: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева» Что мы сегодня на уроке должны выяснить? Определите цели урока, используя опорные слова:



3 слайд презентации


  • Мы познакомимся с ...

  • Мы узнаем...

  • Мы сможем поразмышлять...



















4 слайд презентации



- И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание или бунт, а крестьянская война???



Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.







- Мы познакомимся с крестьянской войной, узнаем о причинах возникновения войны, ее этапах, итогах и значении, сможем поразмышлять почему она произошла?

Принимать и сохранять учебную задачу, уметь делать выводы

IV. Объяснение нового материала

Цель: подготовить к восприятию нового материала


Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

-У вас на столах лежит памятка, которая поможет нам в изучении темы нашего урока

5 слайд презентации

Памятка (План урока)

  1. Причины

  2. Участники (состав, предводитель)

  3. Основные этапы, события

  4. Итоги и значение

-Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события.













-Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее. Откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.

-Каковы причины крестьянской войны?

6 слайд презентации (после ответов учащихся)





























-Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?



7 слайд презентации









8 слайд презентации – портрет И.Пугачева

-Рассказ



-Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: был Е. И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе.





















































































-Таким образом, что мы с вами можем сказать о Пугачеве из его биографии? Каким был этот человек?





9 слайд презентации



-Вопросы классу:

Знаете ли вы, за кого выдавал себя этот человек?

-Кто такой Петр III?

-Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра Федоровича?







-Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора.



























-Какие случаи самозванчества в России вы помните?







10 слайд презентации

-А сейчас, ребята, мы переходим к следующему пункту памятки, рассмотрим основные этапы событий крестьянской войны.

-Необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов.



Каждая группа будет искать материал по своему этапу. Я раздал вам специальные карточки, а вы записываете недостающую информацию.

- Для этого откройте учебник на стр. 180-181 Основные этапы войны. И в течении двух минут заполните табличку.



-Проверка: 1-ая группа назовите даты первого этапа, 2-ая группа……3-я группа

1-ая группа, какие события произошли на первом этапе, 2-я группа….. 3-я группа….

























-Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны.































-Давайте подведем итоги второго этапа крестьянской войны.















































-Мы, переходим к итогам третьему этапу.

11 слайд презентации
























Задают вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.











Причины крестьянской войны:

1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами

доказать этот произвол:

- бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов).

2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах

- тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки)

4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике.





















































-Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество

-Рассказ подготовленного ученика

Биография Пугачева:

Пугачёв Емельян Иванович – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» (филин), позднее Емельян стал Пугачёвым. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, на лице имелись шрамы. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт.



-Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым.













-Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб.





-Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки.

-Лжедмитрий 1,2




-1 этап – сентября 1773 – марта 1774г.

- выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III

- весть об этом быстро разлетелось по всему Яику.

Численность его сторонников увеличивается

(+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала)



  • 5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха.

  • Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика)

  • Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков)

  • 22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью





-Итог: 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева.



-2 этап: апрель – июль 1774 г.

  • Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала)

  • Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки )

  • Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами)

  • 12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля)

  • Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон)

  • Поражение от войск полковника И.И. Михельсона


-Итог 2 этапа: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина 2 была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну.



-3 этап: июль 1774 – январь 1775 г.

  • 31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов.

  • Неудачная осада Царицына

  • 18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям.


-Неудачи войск Пугачева и его пленение.






Делать выводы, извлекать информацию из различных видов источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

V. Первичное закрепление знаний.

Цели:

-установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

-выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний




Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся, при необходимости помогает.





-Скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева.





-Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас в учебниках

на стр. 183 находятся документ.

Ребята, вам дается 1 мин. для ознакомления с манифестом Е.И. Пугачева.







-Что обещал Пугачев своим сторонникам?

-Какие меры он предлагал в отношении дворянства?









-А также мечтал свергнуть Екатерину II, занять русский престол, править для народа.



-Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа?









-Вывод: Все видели в Пугачеве освободителя от гнёта помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой.






Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.





-распространение грамот, манифеста.














- обещал сделать свободными казаками;

- пожаловать им земли, угодья;

- освободить от рекрутских наборов;

- призывал казнить помещиков.








- Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков









Осуществлять анализ документов. Искать необходимую информацию из различных видов источников.

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений.

Цель:

-закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне


Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.





-Охарактеризовав все этапы, нам осталось подвести итоги этого события и определить значение крестьянской войны.


















































12 слайд презентации






-И давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос:

Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???

13 слайд презентации






-Вывод:

  1. Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена заработная плата и улучшились условия труда.

  2. Но она потрясла империю Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти.

  3. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской Империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население.


14-17 слайд презентации


-Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать творчески. Мы с вами попробуем составить синквейн к ключевым словам урока. (Е.И. Пугачев либо Крестьянская война)

-Кто не знает, что такое синквейн, объясняю:

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк


Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

История.
Устная, письменная.
Повествует, рассказывает, впечатляет.
Информация в виде рассказа.

Приключение.





Отвечают на вопросы, обобщают, подводят итоги и делают выводы.







-Итоги (с помощью учителя):

-самое крупное народное выступление в России

- восстание не улучшило положение крестьян в стране

- поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям:

жестокие расправы и казни участников выступлений

- Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц».


-Значение крестьянской войны:

- это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.

- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)

- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.





















-Объясняют, чем война отличается от восстания

Восстание отличается от войны количеством участников, движущей силой и территорией.























































-Составляют синквейн, зачитывают вслух


























Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Делать выводы и извлекать информацию из различных источников.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: подвести итоги учебного занятия 



Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

  • Мы познакомились с ...

  • Мы узнали...

  • Мы смогли поразмышлять...












Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

VIII. Выставление оценок.

Выставляет оценки, комментируя их. Проговаривает и объясняет домашнее задание, дает сопутствующие комментарии.


-Я думаю, что вы сегодня постигли тайны прошлого


18 слайд презентации


-СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.


Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!