II. Актуализация знаний Цель: -подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока, принятию целей и задач урока; -актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового | -В правлении Екатерины II крепостное право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял против крестьян карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар, их могли дарить, проигрывать в карты. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку. - Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика правительства? О какой беде идёт речь? Вывод: Произвол помещиков и бесправие крепостных не могли не вызвать недовольство народа, все это вылилось в самую мощную в истории России крестьянскую войну. - Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним: - Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России? - Назовите основные причины этих восстаний и выступлений | Дети слушают и отвечают на вопросы. -Могла привести к восстанию, крестьянской войне, мятежу. - Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей. -Высокие налоги, обнищания населения, бесчинства чиновников, закрепощение крестьян, тяжелые условия труда на мануфактурах, не равенство в правах русских и нерусских народов России и др. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять , уточнять высказанные мнения по существу полученного мнения |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Цель: сформулировать цели урока совместно с учащимися | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цели урока. 2 слайд презентации - Тема нашего урока: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева» Что мы сегодня на уроке должны выяснить? Определите цели урока, используя опорные слова: 3 слайд презентации 4 слайд презентации - И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание или бунт, а крестьянская война??? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. - Мы познакомимся с крестьянской войной, узнаем о причинах возникновения войны, ее этапах, итогах и значении, сможем поразмышлять почему она произошла? | Принимать и сохранять учебную задачу, уметь делать выводы |
IV. Объяснение нового материала Цель: подготовить к восприятию нового материала | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. -У вас на столах лежит памятка, которая поможет нам в изучении темы нашего урока 5 слайд презентации Памятка (План урока) Причины Участники (состав, предводитель) Основные этапы, события Итоги и значение -Эта памятка будет главным планом нашего урока, т.е. мы на уроке должны выяснить причины крестьянской войны, определить участников, охарактеризовать основные этапы, и выяснить итоги и значения этого события. -Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Итак, задание для всех следующее. Откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны. -Каковы причины крестьянской войны? 6 слайд презентации (после ответов учащихся) -Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий? 7 слайд презентации 8 слайд презентации – портрет И.Пугачева -Рассказ -Ну, а предводителем этой крестьянской войны ясно из темы урока: был Е. И. Пугачев. Давайте познакомимся с этим человеком поближе. -Таким образом, что мы с вами можем сказать о Пугачеве из его биографии? Каким был этот человек? 9 слайд презентации -Вопросы классу: Знаете ли вы, за кого выдавал себя этот человек? -Кто такой Петр III? -Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра Федоровича? -Послушайте интересный факт, что давало возможность выдавать Пугачеву себя за императора. -Какие случаи самозванчества в России вы помните? 10 слайд презентации -А сейчас, ребята, мы переходим к следующему пункту памятки, рассмотрим основные этапы событий крестьянской войны. -Необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Каждая группа будет искать материал по своему этапу. Я раздал вам специальные карточки, а вы записываете недостающую информацию. - Для этого откройте учебник на стр. 180-181 Основные этапы войны. И в течении двух минут заполните табличку. -Проверка: 1-ая группа назовите даты первого этапа, 2-ая группа……3-я группа 1-ая группа, какие события произошли на первом этапе, 2-я группа….. 3-я группа…. -Давайте подведем итоги первого этапа крестьянской войны. -Давайте подведем итоги второго этапа крестьянской войны. -Мы, переходим к итогам третьему этапу. 11 слайд презентации | Задают вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Причины крестьянской войны: 1. усиление власти и произвола помещиков над крестьянами доказать этот произвол: - бесправие крестьян, издевательства со стороны помещиков, ссылка за любую провинность в Сибирь и на каторгу (указ 1765г.), право продавать крестьян в рекруты, право расширять свою пашню за счет крестьянских хозяйств (т.е. сокращение крестьянских наделов). 2. Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах - тяжелые условия труда (12-15ч. рабочий день), оторваны от семей, сильная эксплуатация. 3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья, Приуралья (башкиры, татары, калмыки) 4. Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике. -Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество -Рассказ подготовленного ученика Биография Пугачева: Пугачёв Емельян Иванович – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» (филин), позднее Емельян стал Пугачёвым. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, на лице имелись шрамы. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт. -Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным. И кто муже хитрым. -Петр3 правил не долго, многие надеялись, что при нем улучшиться их социальное положение. Петр Федорович – муж Екатерины 2, после дворцового переворота 1762г. отрекся от престола и таинственно погиб. -Дело в том, что у Емельяна на теле были какие-то отметины, одна из них, например. По форме напоминала двуглавого орла, т.е. герб России. Отметины остались вероятно в результате болезни. Пугачев же выдавал их за царские знаки. В народе верили, что у настоящего природного царя на теле имеются особые знаки. -Лжедмитрий 1,2 -1 этап – сентября 1773 – марта 1774г. - выступление Е. Пугачева перед яицками казаками. Открыл тайну своего происхождения, объявил себя спасшимся от смерти Петром III - весть об этом быстро разлетелось по всему Яику. Численность его сторонников увеличивается (+башкиры, Салават Юлаев, горно-заводские рабочие Урала) 5 октября 1773г. – началась 6-месячная осада Оренбурга, которая не принесла успеха. Правительство направляет против мятежников отряд генерала Кара (численность 1.5 тыс. чел.), который был разбит соратниками Пугачева (А. Овчинников, И. Зарубин – Чика) Власть собрала больше правительственные силы (Бибиков) 22 марта 1774 г. – поражение от правительственных войск под Татищевской крепостью -Итог: 1 этап крестьянской войны закончился неудачей Пугачева. -2 этап: апрель – июль 1774 г. Пугачев снял осаду Оренбурга, отошел с войсками на восток (территорию Башкирии, Южного Урала) Армия восставших пополняется работными людьми уральских заводов (они привозят пушки ) Численность увеличивается до 20 тыс. человек (вместе с удмуртами, марийцами, чувашами) 12-17 июля 1774 г. – сражение за Казань, взятие города (кроме Кремля) Осажденным подошла помощь царских войск (Михельсон) Поражение от войск полковника И.И. Михельсона -Итог 2 этапа: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина 2 была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну. -3 этап: июль 1774 – январь 1775 г. 31 июля 1774 г. – манифест к крестьянам (документ) об освобождении крестьян от крепостной зависимости и налогов. Неудачная осада Царицына 18 сентября 1774 г. – схвачен казацкой верхушкой (боялись расправы со стороны правительства) и выдан царским властям. -Неудачи войск Пугачева и его пленение. | Делать выводы, извлекать информацию из различных видов источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
V. Первичное закрепление знаний. Цели: -установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; -выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся, при необходимости помогает. -Скажите, в чем причина увеличения численности сторонников Пугачева. -Давайте познакомимся с этим историческим документом поближе, у вас в учебниках на стр. 183 находятся документ. Ребята, вам дается 1 мин. для ознакомления с манифестом Е.И. Пугачева. -Что обещал Пугачев своим сторонникам? -Какие меры он предлагал в отношении дворянства? -А также мечтал свергнуть Екатерину II, занять русский престол, править для народа. -Вопрос классу: Какие слои населения будет привлекать эта программа? -Вывод: Все видели в Пугачеве освободителя от гнёта помещиков и царских властей. Поэтому на 1 –м этапе Пугачеву без проблем удавалось без боя покорять одну крепость за другой. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. -распространение грамот, манифеста. - обещал сделать свободными казаками; - пожаловать им земли, угодья; - освободить от рекрутских наборов; - призывал казнить помещиков. - Программа Пугачева привлекала на его сторону новых людей, крестьян, работных людей, башкир, калмыков | Осуществлять анализ документов. Искать необходимую информацию из различных видов источников. |
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Цель: -закрепить полученные знания на репродуктивном и конструктивном уровне | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. -Охарактеризовав все этапы, нам осталось подвести итоги этого события и определить значение крестьянской войны. 12 слайд презентации -И давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война??? 13 слайд презентации -Вывод: Крестьянская война не изменила к лучшему положение крестьян, народов Поволжья, казачества (лишь на некоторых горных заводах Урала было увеличена заработная плата и улучшились условия труда. Но она потрясла империю Екатерины II, заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса (призрак «пугачевщины» стал преследовать помещиков и представителей власти. Восстание Пугачева – серьезнейший симптом нестабильности социальной системы Российской Империи. Соответственно, страна нуждалась в реформах, способных умиротворить население. 14-17 слайд презентации -Сейчас, ребята, я вам предлагаю поработать творчески. Мы с вами попробуем составить синквейн к ключевым словам урока. (Е.И. Пугачев либо Крестьянская война) -Кто не знает, что такое синквейн, объясняю: Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Пример: История. Устная, письменная. Повествует, рассказывает, впечатляет. Информация в виде рассказа. Приключение. | Отвечают на вопросы, обобщают, подводят итоги и делают выводы. -Итоги (с помощью учителя): -самое крупное народное выступление в России - восстание не улучшило положение крестьян в стране - поражение восставших усилило репрессивный характер внутренней политике властей по отношению к податным сословиям: жестокие расправы и казни участников выступлений - Зимовейская станица переименована в Потемкинскую, р.Яик переименована в р. Урал (яицкие казаки стали называться уральскими). Все это сделано, для тог, чтобы стереть названия «бунташных станиц». -Значение крестьянской войны: - это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю. - впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших) - первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств. -Объясняют, чем война отличается от восстания Восстание отличается от войны количеством участников, движущей силой и территорией. -Составляют синквейн, зачитывают вслух | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Аргументировать свою точку зрения. Формулировать свое мнение и позицию. Делать выводы и извлекать информацию из различных источников. |