СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Черемуха» С.А. Есенин 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения по программе «Школа России» 3 класс 2 часть. Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Черемуха» С.А. Есенин 3 класс»

Делибалтова Александра Степановна

План-конспект по литературному чтению по программе «Школа России» 3 класс 2 часть

Тема: «Черемуха» С.А. Есенин.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С.А. Есенина и выразительному чтению стихотворения «Черемуха».

Предметные задачи: способствовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия поэтического текста; развитию творческого воображения и фантазии; развитию умений находить в тексте образные средства и определять их авторское назначение; выражению личностного отношения к прочитанному; развитию выразительности чтения; формированию умений объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому; формированию читательских умений: пониманию авторского отношения, образов рисуемых автором в стихотворении, основной мысли; воспитанию интереса к предмету и культуры общения; формированию умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Планируемые результаты: содействовать формированию личностных УУД – умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности; основ для самовыражения в творческой деятельности.

Содействовать формированию метапредметных УУД:

а) регулятивных – принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарем учебника, произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи;

б) познавательных – определять тему и главную мысль литературного произведения, понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;

в) коммуникативных – использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; презентация.



Ход урока

Этап

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приемы

1. Орг. момент

3

1) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

- По дороге к вам школьной спешила, любовалась, как жизнь хороша! Солнце ласково в небе светило и моя улыбалась душа. Свое хорошее настроение хочу передать вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь и выскажите ему свои пожелания.

- Да, действительно, нам понадобиться сегодня и желание, и терпение, и умение слушать и слышать друг друга.

2) Речевая разминка:

а) постановка правильного речевого дыхания: говорим всегда на выдохе. Упражнение «задуй свечу»;

б) развитие интонации, выразительной речи:

«Шуршат на дереве листы,

Шуршит камыш

И дождь шуршит,

И мышь, шурша в нору спешит»

- Прочитайте это четверостишие шепотом

- Какие звуки вы слышали?

- Как вы думаете, что помогло нам представить картину, о которой говорится в этом четверостишие?

- Какие звуки в нем преобладают?

1) Приветствуют учителя, выполняют его указания




2) Выполняют речевую разминку, отвечают на вопросы учителя

Фронтальная работа, выполнение упражнения, беседа, работа по образцу, демонстрация

2.Самоопреде ление к деятельности: формулирование темы урока, постановка задач деятельности на уроке


2-3

Предлагает отгадать загадку:

«Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна»

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой, оно голубое-голубое, воздух прозрачный, чистый и влажный. И вдруг в эту картину врывается запас цветущей черемухи.

- Весне многие поэты посвящали свои произведения и, конечно же, цветение черемухи не осталось без их внимания. Отгадайте, какой же автор в своем творчестве отразил особенности цветения черемухи?

Е Н С Н И Е

3 4 2 6 5 1

- Мы с вами уже знакомились с творчеством Есенина. Кто помнит, как его зовут?

- Проверьте себя и найдите формулировку темы в содержании учебника.

- Найдите это произведение в учебнике.

Приходят к выводу, что в загадке идёт речь о черёмухе, внимательно слушают учителя. Выясняют тему урока «Черёмуха» С.А. Есенина

Фронтальная работа, беседа, загадка

3. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения

3

1) Организует рассказ по теме произведения:

- Сергея Есенина называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений, своих чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость к зеленым краскам. Поэт был влюблен в родные поля и леса, в свое деревенское небо, деревья, цветы, поэтому еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать силу и нежность окружающей природы

2) Предлагает рассмотреть несколько картин с изображением черёмухи под музыку П.И. Чайковского «Времена года»: В. Рождественский «Черёмуха», И. Левитан «Черёмуха», В. Солдаткин «Черёмуха цветет»:

- Ребята, сейчас посмотрите на картины известных художников. Что общего вы заметили в этих трёх произведениях? Как выглядит черёмуха? Как вы думаете, почему многие ею восхищаются? Как бы вы описали внешний вид черёмухи одним прилагательным?

1) Внимательно слушают учителя, задают вопросы.





2) Рассматривают картины под музыку П.И. Чайковского «Времена года» и отвечают на поставленные учителем вопросы.

Фронтальная работа, рассказ, беседа, демонстрация, прослушивание аудиозаписи

4. Первичное чтение лирического стихотворения

2

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха. О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте и постарайтесь почувствовать то настроение, которое автор передал в своем стихотворении.

Варианты:

а) прослушивание в аудиозаписи в исполнении актера

б) выразительное чтение учителя (при закрытых книгах у учащихся)

- Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Внимательно слушают выразительное чтение стихотворения, отмечают для себя особенности произнесения слов.

Прослушивание стихотворения

5. Проверка впечатлений

3-4

Организует беседу по вопросам эмоционально-оценочного характера после первичного чтения лирического стихотворения:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это стихотворение?

- Какое настроение передал автор в этом стихотворении?

- О каких образах рассказывает С.А. Есенин в стихотворении?

- Что особенно запомнилось?

Внимательно слушаю вопросы и отвечают по одному правильно формулирую свой ответ

Фронтальная работа, беседа

6. Самостоя тельная работа с текстом

3

  1. Предлагает учащимся самостоятельно прочитать лирическое стихотворение и отметить для себя неизвестные слова и словосочетания:

- Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу.

  1. Организует словарную работу, объяснение неизвестных слов:

- Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда

Зелень пряная - с острым ароматным запахом

Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля.

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки

Вкрадчиво – осторожно, доверительно.

Под кручею – под обрывом.

  1. Читают лирическое стихотворение «про себя», выделяют неизвестные слова, называют их.

  2. Внимательно слушают значения неизвестных слов и словосочетаний, при необходимости записывают в словарик.

Чтение стихотворения, работа с текстом

7. Физминутка

1

Организует физкультминутку:

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Работать начинаем.

Повторяют вслед за учителем

Фронтальная работа с классом

Приём демонстрации

Работа по образцу

8. Анализ лирического стихотворения

15

1) Организует повторное чтение лирического стихотворения и анализ каждой его части:

- Как автор описывает черемуху?

- С кем сравнивает черемуху Есенин?

- Почему вы так решили?

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для описания черемухи?

- Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк?

- Как вы думаете, ребята, а какое время суток отражено в этом стихотворении?

- Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»?

- А почему автор называет зелень золотистой?

- Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в этом четверостишие?

- Можно ли заменить выражение «волной гремучею»? Как?

- Как бы вы заменили слово «кручею»?

- Как вы думаете, можно ли слово «вкрадчиво» заменить словами осторожно, доверительно? Прочитайте, что получится.

- Как все-таки красивее звучит?

- Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение?

- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

- Как называются такие слова: душистая, …? Что такое эпитет?

- Придумайте эпитеты к слову черемуха.

2) Работа над образами черемухи и ручья.

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении.

- Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»?

- Рассмотрите иллюстрации и найдите троки к ней в стихотворении

- О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха?

- Как вы думаете, ребята, кого подразумевает поэт под образом ручья?

- Нравится ли ручью черемуха?

- Хочется ли ручейку понравиться черемухе?

3) Организует работу над основными компонентами интонации:

- Как вы думаете, как надо читать это стихотворение – быстро или неторопливо?

- А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее?

- Какие слова и словосочетания нужно особенно выделить? А какие, наоборот, произнести тихим спокойным голосом?

- Как вы считаете, где нужно делать большие и средние паузы?

- Какие слова нужно читать радостно, а какие грустно?

4)  Организует работу над звукописью:

- Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатель услышал, как гремит его волна?

Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом у проталинки…». Прочитайте строки, подчеркните эти звуки.

- Теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья?

- Поэт пользуется звукописью. С её помощью он помогает нам услышать природу.

1) Читают каждую часть и отвечают на поставленные учителем вопросы, размышляют, подбирают синонимичные слова и выражения, вспоминают изобразительно-выразительные средства.































3) Отвечают на вопросы учителя:

- Большую часть стихотворения нужно читать медленно.

- Строки, в которых говорится о черемухе нужно читать медленно, будто ты не торопясь наслаждаешься её красотой. А четверостишия, в которых говорится о ручейке, читаются в убыстренном темпе, чтобы показать то, как быстро бежит ручеек.

- Слова, которые говорят о цвете, запахе, каких-то особенно красивых и необычных вещах следует выделять голосом.

- Большие паузы в это стихотворении следует делать между четверостишиями, а средние – там, где стоят знаки препинания.

- Всё стихотворение нужно читать радостным тоном, но особенно нужно выделить словосочетания, в которых говорится о черемухе, ручейке и росе.

4) Отвечают:

- Р-ПР-ТР-СТР-БР-Р.

- Р-ГР-КР-КР.


Фронтальная работа с классом

Чтение лирического стихотворения

Анализ стихотворения

Фронтальная беседа

















Фронтальная работа с классом

Фронтальная беседа

9. Итог

10-15

Организует чтение лирического стихотворения каждого ученика на оценку:

- А сейчас постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Каждый ученик старается прочитать стихотворение как можно лучше, учитывая всё компоненты интонации, о которых говорилось в течение урока. Остальные оценивают чтение.

Выразительное чтение лирического стихотворения

10. Рефлексия

1

Организует беседу по вопросам:

- Что вам показалось на уроке самым интересным

- Что оказалось трудным

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне было трудно…

Отвечают на вопросы, оканчивают фразы, делятся своими впечатлениями

Приём обобщения и формулировки выводов Самооценка деятельности



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!