1. Орг. момент | 3 | 1) Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. - По дороге к вам школьной спешила, любовалась, как жизнь хороша! Солнце ласково в небе светило и моя улыбалась душа. Свое хорошее настроение хочу передать вам и предлагаю начать урок с улыбки. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь и выскажите ему свои пожелания. - Да, действительно, нам понадобиться сегодня и желание, и терпение, и умение слушать и слышать друг друга. 2) Речевая разминка: а) постановка правильного речевого дыхания: говорим всегда на выдохе. Упражнение «задуй свечу»; б) развитие интонации, выразительной речи: «Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш И дождь шуршит, И мышь, шурша в нору спешит» - Прочитайте это четверостишие шепотом - Какие звуки вы слышали? - Как вы думаете, что помогло нам представить картину, о которой говорится в этом четверостишие? - Какие звуки в нем преобладают? | 1) Приветствуют учителя, выполняют его указания 2) Выполняют речевую разминку, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная работа, выполнение упражнения, беседа, работа по образцу, демонстрация |
2.Самоопреде ление к деятельности: формулирование темы урока, постановка задач деятельности на уроке | 2-3 | Предлагает отгадать загадку: «Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна» - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой, оно голубое-голубое, воздух прозрачный, чистый и влажный. И вдруг в эту картину врывается запас цветущей черемухи. - Весне многие поэты посвящали свои произведения и, конечно же, цветение черемухи не осталось без их внимания. Отгадайте, какой же автор в своем творчестве отразил особенности цветения черемухи? Е Н С Н И Е 3 4 2 6 5 1 - Мы с вами уже знакомились с творчеством Есенина. Кто помнит, как его зовут? - Проверьте себя и найдите формулировку темы в содержании учебника. - Найдите это произведение в учебнике. | Приходят к выводу, что в загадке идёт речь о черёмухе, внимательно слушают учителя. Выясняют тему урока «Черёмуха» С.А. Есенина | Фронтальная работа, беседа, загадка |
3. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения | 3 | 1) Организует рассказ по теме произведения: - Сергея Есенина называли певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки своих настроений, своих чувств. Есенина отличают необыкновенная искренность и удивительная чуткость к зеленым краскам. Поэт был влюблен в родные поля и леса, в свое деревенское небо, деревья, цветы, поэтому еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо и чувствовать силу и нежность окружающей природы 2) Предлагает рассмотреть несколько картин с изображением черёмухи под музыку П.И. Чайковского «Времена года»: В. Рождественский «Черёмуха», И. Левитан «Черёмуха», В. Солдаткин «Черёмуха цветет»: - Ребята, сейчас посмотрите на картины известных художников. Что общего вы заметили в этих трёх произведениях? Как выглядит черёмуха? Как вы думаете, почему многие ею восхищаются? Как бы вы описали внешний вид черёмухи одним прилагательным? | 1) Внимательно слушают учителя, задают вопросы. 2) Рассматривают картины под музыку П.И. Чайковского «Времена года» и отвечают на поставленные учителем вопросы. | Фронтальная работа, рассказ, беседа, демонстрация, прослушивание аудиозаписи |
4. Первичное чтение лирического стихотворения | 2 | - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха. О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте и постарайтесь почувствовать то настроение, которое автор передал в своем стихотворении. Варианты: а) прослушивание в аудиозаписи в исполнении актера б) выразительное чтение учителя (при закрытых книгах у учащихся) - Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею Ей песенки поет. | Внимательно слушают выразительное чтение стихотворения, отмечают для себя особенности произнесения слов. | Прослушивание стихотворения |
6. Самостоя тельная работа с текстом | 3 | Предлагает учащимся самостоятельно прочитать лирическое стихотворение и отметить для себя неизвестные слова и словосочетания: - Перечитайте самостоятельно это стихотворение. Читайте медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу. Организует словарную работу, объяснение неизвестных слов: - Роса медвяная - ароматная, с запахом мёда Зелень пряная - с острым ароматным запахом Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля. Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки Вкрадчиво – осторожно, доверительно. Под кручею – под обрывом. | Читают лирическое стихотворение «про себя», выделяют неизвестные слова, называют их. Внимательно слушают значения неизвестных слов и словосочетаний, при необходимости записывают в словарик. | Чтение стихотворения, работа с текстом |
8. Анализ лирического стихотворения | 15 | 1) Организует повторное чтение лирического стихотворения и анализ каждой его части: - Как автор описывает черемуху? - С кем сравнивает черемуху Есенин? - Почему вы так решили? - Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор для описания черемухи? - Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк? - Как вы думаете, ребята, а какое время суток отражено в этом стихотворении? - Как вы понимаете выражение «развесившись стоит»? - А почему автор называет зелень золотистой? - Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в этом четверостишие? - Можно ли заменить выражение «волной гремучею»? Как? - Как бы вы заменили слово «кручею»? - Как вы думаете, можно ли слово «вкрадчиво» заменить словами осторожно, доверительно? Прочитайте, что получится. - Как все-таки красивее звучит? - Как вы считаете, ребята, зачем автор написал это стихотворение? - При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? - Как называются такие слова: душистая, …? Что такое эпитет? - Придумайте эпитеты к слову черемуха. 2) Работа над образами черемухи и ручья. - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Попробуйте доказать, что черемуха – центральный образ в стихотворении. - Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? - Рассмотрите иллюстрации и найдите троки к ней в стихотворении - О ком же можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? Какой образ олицетворяет черемуха? - Как вы думаете, ребята, кого подразумевает поэт под образом ручья? - Нравится ли ручью черемуха? - Хочется ли ручейку понравиться черемухе? 3) Организует работу над основными компонентами интонации: - Как вы думаете, как надо читать это стихотворение – быстро или неторопливо? - А какие строки, по-вашему, нужно читать чуть-чуть быстрее? - Какие слова и словосочетания нужно особенно выделить? А какие, наоборот, произнести тихим спокойным голосом? - Как вы считаете, где нужно делать большие и средние паузы? - Какие слова нужно читать радостно, а какие грустно? 4) Организует работу над звукописью: - Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом у проталинки…». Прочитайте строки, подчеркните эти звуки. - Теперь прочитайте последние четыре строки и скажите, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? - Поэт пользуется звукописью. С её помощью он помогает нам услышать природу. | 1) Читают каждую часть и отвечают на поставленные учителем вопросы, размышляют, подбирают синонимичные слова и выражения, вспоминают изобразительно-выразительные средства. 3) Отвечают на вопросы учителя: - Большую часть стихотворения нужно читать медленно. - Строки, в которых говорится о черемухе нужно читать медленно, будто ты не торопясь наслаждаешься её красотой. А четверостишия, в которых говорится о ручейке, читаются в убыстренном темпе, чтобы показать то, как быстро бежит ручеек. - Слова, которые говорят о цвете, запахе, каких-то особенно красивых и необычных вещах следует выделять голосом. - Большие паузы в это стихотворении следует делать между четверостишиями, а средние – там, где стоят знаки препинания. - Всё стихотворение нужно читать радостным тоном, но особенно нужно выделить словосочетания, в которых говорится о черемухе, ручейке и росе. 4) Отвечают: - Р-ПР-ТР-СТР-БР-Р. - Р-ГР-КР-КР. | Фронтальная работа с классом Чтение лирического стихотворения Анализ стихотворения Фронтальная беседа Фронтальная работа с классом Фронтальная беседа |