8а - 8б - 8в – 8г - 8д -
Тема. Преломление света.
Цели урока: -сформировать знания о явлении преломления света;
-сформировать навыки построения хода светового луча на границе раздела двух сред;
-содействовать развитию абстрактного мышления, вниманию, наблюдательности;
-способствовать развитию любознательности;
-воспитывать познавательный интерес.
Ход урока. 1. Оргмомент.
2. Проверка усвоения изученного материала.
1. Угол падения луча на зеркало 30°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
2. Угол между лучом и зеркалом равен 60°. Чему равен угол падения лучей на плоское
1. Угол падения луча на зеркало 45°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?
2. Угол между лучом и зеркалом равен 30°. Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало?
3. Мотивация учебной деятельности.
Есть такая русская пословица: «Не зная броду, не суйся в воду».
Как можно понять в буквальном смысле?
Надо разобраться, как свет распространяется при переходе из воздуха в воду.
4. Целеполагание.
Итак, какую цель поставим перед собой на уроке?
Сформулировать закон распространения света при переходе из одной среды в другую.
5. Сообщение темы урока.
6. Изучение нового материала.
Что наблюдаем? Изменяется направление луча при переходе его из воздуха в воду.
В воде скорость света меньше, чем в воздухе. Среда, в которой скорость распространения света меньше, является оптически более плотной средой.
Таким образом, оптическая плотность среды характеризуется различной скоростью распространения света.
Это значит, что скорость распространения света больше в оптически менее плотной среде. Например, в вакууме скорость света равна 300 000 км/с, а в стекле — 200 000 км/с. Когда световой пучок падает на поверхность, разделяющую две прозрачные среды с разной оптической плотностью, например, воздух и воду, то часть света отражается от этой поверхности, а другая часть проникает во вторую среду.
При переходе из одной среды в другую луч света изменяет направление на границе сред. Это явление называется преломлением света.
Луч света при переходе из воздуха в воду меняет своё направление, приближаясь к перпендикуляру CD.
Вода — среда оптически более плотная, чем воздух. Если воду заменить какой-либо иной прозрачной средой, оптически более плотной, чем воздух, то преломлённый луч также будет приближаться к перпендикуляру. Поэтому можно сказать, что если свет идёт из среды оптически менее плотной в более плотную среду, то угол преломления всегда меньше угла падения.
Физкультминутка.
Луч света, направленный перпендикулярно к границе раздела двух сред, проходит из одной среды в другую без преломления.
При изменении угла падения меняется и угол преломления. Чем больше угол падения, тем больше угол преломления. При этом отношение между углами не сохраняется. Если составить отношение синусов углов падения и преломления, то оно остаётся постоянным.
Для любой пары веществ с различной оптической плотностью можно написать:
= 𝗻
где n — постоянная величина, не зависящая от угла падения. Она называется показателем преломления для двух сред. Чем больше показатель преломления, тем сильнее преломляется луч при переходе из одной среды в другую.
7. Закрепление изученного материала.
1. Что происходит при переходе света из одной среды в другую.
2. Как формулируется закон преломления света.
8. Домашнее задание.
§ 32