Тема урока: Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении.
Природа говорит с нами языком математики
Г. Галилей
Цели урока:
1. Образовательные – закрепить следующие навыки: перевод единиц измерения, расчет пути, скорости и времени движения, развить навыки чтения графиков равномерного прямолинейного движения;
2. Развивающие – развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Тип урока:урок изучения нового материала.
Общие методы обучения: эвристический.
Оборудование:
План урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Освоение нового материала.
Закрепление и первичная проверка материала.
Домашнее задание
Ход урока
1. Этап начальной организации урока.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.
2. Актуализация опорных знаний.
Задача: вспомнить изученный ранее материал.
Учитель:
№1 Фронтальный опрос:
Что характеризует скорость?
Как можно определить скорость движения тела?
В каком случае механическое движение можно назвать равномерным?
Как из формулы скорость найти пройденный путь? Промежуток времени движения?
Одинакова ли скорость тела в начале и конце любого отрезка пути при равномерном движении?
Задача 1. Заяц, спасаясь от волка, преследующего добычу со скоростью 45 км/ч, развил скорость 13 м/с. Догонит ли волк зайца?
Задача 2. Вычислите, сколько времени идет свет от Солнца до Земли, расстояние между которыми 150 млн км ( скорость света - наибольшая в природе, равна 300 000 км/с).
Выразите значения скорости в других единицах:
45м/мин = ….км/ч
10м/с= …км/ч
3. Этап изучения нового материала.
Задача: развить навыки чтения графиков равномерного прямолинейного движения.
Содержание.
Задача №3 . Построить график зависимости пути от времени для тела, которое движется равномерно и прямолинейно со скоростью 2 м/с.
Учитель: Ребята, это новый для нас тип задачи – графический. С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.
Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодится нам в дальнейшем.
Вернемся к нашей задаче. Нам известно значение скорости тела (2 м/с), необходимо построить график зависимости пройденного телом пути от времени. Но само значение времени в условии не указано. Как поступить?
Построение графиков по формулам
Теперь в полученную формулу подставим известное значение скорости, а время по-прежнему будем обозначать буквой.
Эта формула позволяет находить путь, пройденный за любое время. Какое бы значение времени мы не подставили на место буквы t, – 5 секунд, 2 часа (выраженные в секундах!) или 5 суток (сколько это получится секунд?), – мы получим путь, пройденный за этот промежуток времени.
Рассчитанные значения пути удобно оформлять в виде таблицы. Первое значение времени обычно берут равное нулю, а второе может быть любым (от него зависит масштаб, в котором будет изображен график). Возьмем, к примеру, 10 секунд. Тогда таблица будет выглядеть так:
Мы получили координаты двух точек на графике. Теперь на осях графика необходимо изобразить числовые значения величин, то есть нарисовать шкалы. В нашем случае одно деление (единичный отрезок) на горизонтальной оси удобно выбрать равным 5 секундам, а одно деление на вертикальном оси – равным 5 метрам.
После изображения шкал нанесем две точки на график, пользуясь данными из таблицы. Теперь, чтобы завершить построение графика, остается провести через эти точки прямую линию.
Эта прямая и представляет собой график пути, пройденного телом, движущимся равномерно со скоростью 2 м/с, от времени). Задача решена.
Определение физических величин по графикам
Давайте посмотрим на график и разберемся, какую еще информацию можно из него извлечь.
Например,
Посмотрите на график и скажите, какой путь прошло тело за 5 с? За 15с? / объясните/
По графику найдите, какой скоростью обладало тело в момент времени 5с? 10с? 15с?
Вывод: скорость при равномерном движении величина постоянная.
Задача №4. Построить график зависимости скорости от времени для тела, которое движется равномерно и прямолинейно со скоростью 2 м/с.
t,с
Это график скорости при равномерном движении. Он выражает зависимость скорости от времени – скорость при равномерном движении с течением времени не изменятся.
Как по графику скорости узнать путь, который прошло тело за какой-то промежуток времени?
4. Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.
Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.
Содержание.
Работа с графиками
Задача №5. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:
а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста ( вывод – чем угол наклона больше, тем больше скорость);
б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;
в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;
г) с какой скоростью двигался каждый из них;
д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.
Задача №6.
4. Этап подведения итогов урока и домашнее задание
Дополнительное задание (по желанию): подготовить сообщение о создателе системы координат.
Работа с графиками
Задача 1. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:
а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста;
б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;
в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;
г) с какой скоростью двигался каждый из них;
д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.
З адача 2. На рисунке представлен график зависимости пути пешехода от времени. Как двигался пешеход в интервалах времени:
а) от 0 до конца 20-й секунды?;
б) от конца 20-й до конца 40-й?
в) от конца 40-й до конца 50-й?
г) от конца 50-й до конца 70-й?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Работа с графиками
Задача 1. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:
а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста;
б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;
в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;
г) с какой скоростью двигался каждый из них;
д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.
З адача 2. На рисунке представлен график зависимости пути пешехода от времени. Как двигался пешеход в интервалах времени:
а) от 0 до конца 20-й секунды?;
б) от конца 20-й до конца 40-й?
в) от конца 40-й до конца 50-й?
г) от конца 50-й до конца 70-й?