СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Графики пути и скорости"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока в 7 классе по учебнику  Физика. 7 класс. Авторы: Исаченкова Л. А., Лещинский Ю, 2017

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Графики пути и скорости"»


Тема урока: Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном движении.

Природа говорит с нами языком математики

Г. Галилей



Цели урока:

1. Образовательные – закрепить следующие навыки: перевод единиц измерения, расчет пути, скорости и времени движения, развить навыки чтения графиков равномерного прямолинейного движения;

2. Развивающие –  развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;


3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Общие методы обучения: эвристический.

Оборудование:

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Освоение нового материала.

  4. Закрепление и первичная проверка материала.

  5. Домашнее задание



Ход урока

1. Этап начальной организации урока.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.

2. Актуализация опорных знаний.

Задача: вспомнить изученный ранее материал.

Учитель:

1 Фронтальный опрос:

  1. Что характеризует скорость?

  2. Как можно определить скорость движения тела?

  3. В каком случае механическое движение можно назвать равномерным?

  4. Как из формулы скорость найти пройденный путь? Промежуток времени движения?

  5. Одинакова ли скорость тела в начале и конце любого отрезка пути при равномерном движении?

  6. Задача 1. Заяц, спасаясь от волка, преследующего добычу со скоростью 45 км/ч, развил скорость 13 м/с. Догонит ли волк зайца?

  7. Задача 2. Вычислите, сколько времени идет свет от Солнца до Земли, расстояние между которыми 150 млн км ( скорость света - наибольшая в природе, равна 300 000 км/с).

  1. Выразите значения скорости в других единицах:

45м/мин = ….км/ч

10м/с= …км/ч



3. Этап изучения нового материала.

Задача: развить навыки чтения графиков равномерного прямолинейного движения.

Содержание.

Задача №3 . По­стро­ить гра­фик за­ви­си­мо­сти пути от вре­ме­ни для тела, ко­то­рое дви­жет­ся рав­но­мер­но и пря­мо­ли­ней­но со ско­ро­стью 2 м/с.



Учитель: Ребята, это новый для нас тип за­да­чи – графический. С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.

Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодится нам в дальнейшем.

Вернемся к нашей задаче. Нам из­вест­но зна­че­ние ско­ро­сти тела (2 м/с), необ­хо­ди­мо по­стро­ить гра­фик за­ви­си­мо­сти прой­ден­но­го телом пути от вре­ме­ни. Но само зна­че­ние вре­ме­ни в усло­вии не ука­за­но. Как по­сту­пить?

Построение графиков по формулам

  • Формула пути S =V*t

Теперь в по­лу­чен­ную фор­му­лу под­ста­вим из­вест­ное зна­че­ние ско­ро­сти, а время по-преж­не­му будем обо­зна­чать бук­вой.

Эта фор­му­ла поз­во­ля­ет на­хо­дить путь, прой­ден­ный за любое время. Какое бы зна­че­ние вре­ме­ни мы не под­ста­ви­ли на место буквы t, – 5 се­кунд, 2 часа (вы­ра­жен­ные в се­кун­дах!) или 5 суток (сколь­ко это по­лу­чит­ся се­кунд?), – мы по­лу­чим путь, прой­ден­ный за этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

Рас­счи­тан­ные зна­че­ния пути удоб­но оформ­лять в виде таб­ли­цы. Пер­вое зна­че­ние вре­ме­ни обыч­но берут рав­ное нулю, а вто­рое может быть любым (от него за­ви­сит мас­штаб, в ко­то­ром будет изоб­ра­жен гра­фик). Возь­мем, к при­ме­ру, 10 се­кунд. Тогда таб­ли­ца будет вы­гля­деть так:

Мы по­лу­чи­ли ко­ор­ди­на­ты двух точек на гра­фи­ке. Те­перь на осях гра­фи­ка необ­хо­ди­мо изоб­ра­зить чис­ло­вые зна­че­ния ве­ли­чин, то есть на­ри­со­вать шкалы. В нашем слу­чае одно де­ле­ние (еди­нич­ный от­ре­зок) на го­ри­зон­таль­ной оси удоб­но вы­брать рав­ным 5 се­кун­дам, а одно де­ле­ние на вер­ти­каль­ном оси – рав­ным 5 мет­рам.

После изоб­ра­же­ния шкал на­не­сем две точки на гра­фик, поль­зу­ясь дан­ны­ми из таб­ли­цы. Те­перь, чтобы за­вер­шить по­стро­е­ние гра­фи­ка, оста­ет­ся про­ве­сти через эти точки пря­мую линию.

 

Эта пря­мая и пред­став­ля­ет собой гра­фик пути, прой­ден­но­го телом, дви­жу­щим­ся рав­но­мер­но со ско­ро­стью 2 м/с, от вре­ме­ни). Задача решена.

Определение физических величин по графикам

Давайте посмотрим на график и разберемся, какую еще информацию можно из него извлечь.

Например,

  1. Посмотрите на график и скажите, какой путь прошло тело за 5 с? За 15с? / объясните/

  2. По графику найдите, какой скоростью обладало тело в момент времени 5с? 10с? 15с?

Вывод: скорость при равномерном движении величина постоянная.

Задача №4. По­стро­ить гра­фик за­ви­си­мо­сти скорости от вре­ме­ни для тела, ко­то­рое дви­жет­ся рав­но­мер­но и пря­мо­ли­ней­но со ско­ро­стью 2 м/с.



















t,с

Это график скорости при равномерном движении. Он выражает зависимость скорости от времени – скорость при равномерном движении с течением времени не изменятся.

Как по графику скорости узнать путь, который прошло тело за какой-то промежуток времени?










4. Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала.


Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Содержание.


Работа с графиками


Задача №5. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:

а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста ( вывод – чем угол наклона больше, тем больше скорость);

б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;

в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;

г) с какой скоростью двигался каждый из них;

д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.




Задача №6.




4. Этап подведения итогов урока и домашнее задание

Дополнительное задание (по желанию): подготовить сообщение о создателе системы координат.











Работа с графиками


Задача 1. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:

а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста;

б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;

в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;

г) с какой скоростью двигался каждый из них;

д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.

З адача 2. На рисунке представлен график зависимости пути пешехода от времени. Как двигался пешеход в интервалах времени:

а) от 0 до конца 20-й секунды?;

б) от конца 20-й до конца 40-й?

в) от конца 40-й до конца 50-й?

г) от конца 50-й до конца 70-й?





------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Работа с графиками


Задача 1. По графикам зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении пешехода и велосипедиста, представленным на рисунке, определите:

а) какой график описывает движение пешехода, а какой – велосипедиста;

б) какие промежутки времени были в пути пешеход и велосипедист;

в) какой путь преодолели пешеход и велосипедист за время движения;

г) с какой скоростью двигался каждый из них;

д) во сколько раз путь, который проехал велосипедист за промежуток времени 2ч, больше пути, пройденного пешеходом за этот же промежуток времени.

З адача 2. На рисунке представлен график зависимости пути пешехода от времени. Как двигался пешеход в интервалах времени:

а) от 0 до конца 20-й секунды?;

б) от конца 20-й до конца 40-й?

в) от конца 40-й до конца 50-й?

г) от конца 50-й до конца 70-й?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!