СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. Работа в группах, анализ историческиго источника и карты. Прописаны на каждом этапе задачи и планируемые УУД.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гуситское движение в Чехии"»

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога: Щенина Анастасия Александровна

Должность: учитель истории и обществознания

Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кельчинская основная общеобразовательная школа

Образовательная область: история

Тема: Гуситское движение в Чехии

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «История Средних веков. 6 класс. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. – М.: Просвещение, 2017 г.», Презентация «Гуситское движение в Чехии», историческая карта, исторический источник

Цель: ознакомление с событиями в Чехии, происходящими в XIV – начале XV века, а именно с гуситским движением, его причинами, итогом и значением.

Планируемые результаты:


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные


- проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

- участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

- учащиеся научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм;

- Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь;

-анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения;

-представлять характеристики известных исторических личностей (Ян Гус, Ян Жижка);

-уметь сравнивать, сопоставлять.




Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Мотивационно- целевой этап

- определить настрой учащихся;

- поставить проблемную ситуацию;

- проверка домашнего задания;

- подвести к теме урока и цели урока






Метод демонстрации

Беседа




Прием «Кто я»







Фронтальная






Индивидуальная работа

Приветствие учеников и определение настроение на начало урока.



Показ иллюстрации сожжения Ян Гуса на костре.

- Возникли ли у Вас, какие-нибудь вопросы после просмотра иллюстрации?

- Сегодня на уроке вы найдете ответы на ваши вопросы.


Проверка домашнего задания

- Тема прошлого урока «Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках». Ваше домашнее задание было составить характеристику личности от его лица, и у одного ученика составить задание на соотношение понятий и определений.

- Сейчас каждый читает свою характеристику и определяет, кому ее задает. В конце, задание на соотношение, каждому достанется понятие.


В течение урока вы будете себе ставить оценку за работу на уроке. В конце урока сосчитаете балл.

Поставьте оценку за домашнее задание.



Настраиваются на рабочий лад.

Поднимают смайлики с настроением.


Рассматривают иллюстрацию


Отвечают, какие вопросы возникли. Например: кто это, почему его сожгли на костре и т.п.








Выполняют задание учителя, определяют, чья характеристика.






Соотносят понятие и определение







Выставляют оценку (Приложение 1)

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Личностные УУД: мотивация к познанию

































Регулятивные УУД: оценивать свою деятельность



Метод наглядности,

Прием «Где логика?»



Беседа















Прием «Вопросы»

Фронтальная






















Слайд презентации с изображением западная ветвь славян, Карл IV, Священная Римская империя.

- определите, что у этих картинок общего.

- Объясните, ваш ответ.



Значит, о каком государстве мы сегодня поговорим?

Конечно, мы поговорим о Чехии,

- Вспомним, когда и на какой территории образовалось Чешское государство? Какая столица Чехии?

и о том, что у нас там происходит. Тема урока: «Гуситское движение в Чехии». Записываем в тетрадь

Как вы думайте, какая цель нашего урока? В этом вам помогут вопросы на доске (кто, почему, какое, какой)






Определяют, что общего у них связь с Чехией

- в западную ветвь славян входят чехи, Карл IV король Чехии, Чехия входит в состав Священной Римской империи




Отвечают на вопросы







Запись темы урока

Определение цели урока




Познавательные:

общеучебные – логические– выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли.










Регулятивные: целеполагание; планирование.


Поисково-исследователь-

ский этап

- научить работать в группах;

- делать выводы;

- уметь анализировать исторический источник;

- работать с исторической картой;

- уметь сравнивать

Работа с текстом учебника

Смысловое чтение




























Работа с историческим источником





















Прием сравнение











Работа с исторической картой

Работа в группах


























Сообщение учащегося




Групповая работа

















Работа в группе
















Индивидуальная работа














Рассказ учителя


Смысловое чтение

На какой вопрос мы должны с вами ответить в первую очередь как вы считаете?

- Причина гуситского движения.

Делимся на группы.

1-я группа – Докажите, что Чехия в XIV в. стала сильным государством.

2 –я группа – Докажите, что в Чехии существовали проблемы


Сделаем вывод, какие же проблемы были в обществе?


Могут они стать причиной восстания?



Но пиком недовольства народа стало другое.

- Давайте вспомним иллюстрацию, и вопросы, которые мы к нему задавали, давайте мы узнаем, кто это был. И послушаем сообщение, после ответим на вопросы, так что слушайте внимательно.


Познакомимся с учением Ян Гуса. Поработаем с историческим источником

(запись в тетрадь)



Физкультминутка


Итак, против чего выступал Ян Гус, и что с ним случилось в итоге?

Вы догадались, кто такие гуситы?

В 1419 году началось восстание в Праге. Среди восставших было два течения: умеренные и табориты.

Сейчас каждая группа выступит в роли одного из течений и заполнит таблицу.



Обсуждение.

- Чем же умеренные отличались от таборитов?

- Как вы считаете, церкви

понравиться, что их критикуют?

Конечно, нет. Поэтому папа Римский, а вместе с ним германский император объявляют крестовый поход. Какая цель крестового похода?

Поработайте с картой и составьте устно небольшой рассказ из 5 предложений о крестовом походе против гуситов.


Победу протии крестоносцев одержали табориты.

Одной из причин победы гуситов было руководство талантливым полководцем Ян Жижка.



Конец гуситских войн. Рассказ учителя.

Значение гуситского движения прочитаем вместе и запишем в тетрадь год гуситского движения, итог и значение.


Поставьте в лист самооценки балл своему товарищу по группе, как на ваш взгляд он работал

Работа в группах. Доказывают устно суждение с помощью учебника.











Ответ на поставленный вопрос

-Поборы церкви;

- недовольство богатством церкви;

- в городском совете не было ни одного чеха





Сообщение учащегося и его вопросы к классу





Работа с источников, определение учений Ян Гуса (Приложение 2)









- Последователи Ян Гуса






Работа в группе. Заполнение таблицы.

Слои населения

Какие цели преследовали

Против кого (приложение 3)


Отвечают на вопрос









- освобождение земли от неверных

Рассказ по карте














Слушают учителя и подводят итог, кто победил в восстании

Чтение пункта и определение значения и итога гуситского движения.




Выставление оценки за работу в группе

Личностные УУД: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

Коммуникативные УУД: участие в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.







Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство







Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.


Предметные УУД: представление характеристики известных исторических личностей Ян Гуса

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательное УУД: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;


Предметные УУД: определение понятий гусит, умеренные, табориты

Коммуникативные УУД: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе

Регулятивные УУД: планирование

Предметные УУД: сравнение










Предметные УУД: умение искать, анализировать, историческую информацию различных исторических источников




Коммуникативные УУД: договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе

Регулятивные УУД: планирование

Познавательные УУД: логический вывод

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и учебника

Предметные УУД: определение причины их поражения и итоги гуситского движения;

Регулятивные УУД: оценка групповой деятельности

Практический этап

- закрепить полученные знания

Прием «Найди ошибку»

Индивидуальная работа

Найдите в тексте ошибки, подчеркните их. Поставьте оценку

Находят ошибку в тексте (Приложение 5), проверка и выставление оценки

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Рефлексивно-оценочный

- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

 -зафиксировать неразрешенные затруднения;

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;














Прием «Продолжи предложение»

Фронтальная работа












Вернемся к цели и задачам урока. Выполнили мы все, что задумали

Сосчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте оценку


Домашнее задание. П.24, вопрос 7 с.207, придумать вопросы к тексту параграфа либо составить кроссворд по теме


Продолжите предложение

Я узнал …

Мне было интересно…

У меня получилось…

У меня возникли трудности…


Изменилось ли ваше настроение за урок, поднимите смайлик.

Все молодцы. Спасибо за урок!


Вспоминают цель и задачи



Выставление оценок




Записывают домашнее задание





Продолжают предложения




Поднимают смайлик с настроением

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.





Коммуникативные: сотрудничество с учителем







Личностные: осознавать успешность своей деятельности;




Приложение 1


Критерии

Баллы

Домашнее задание

(1 балл – за каждый правильный ответ)


Индивидуальная работа (сообщение, работа с картой, активно работал на уроке, выполнял все задания и отвечал на вопросы) – 5 баллов


Работа в группе

(2 балла – активно работал в течение урока, 1 балл – участвовал не активно, только в некоторых заданиях; 0 балла – не участвовал)


Закрепление знаний

(5 баллов – нашел все ошибки; 4 балла – не нашел 1-2 ошибки; 3 балла – не нашел 3 ошибки)


Общее количество баллов



14 – 12 баллов – оценка «5»

11 – 9 баллов – оценка «4»

8- 6 баллов – оценка «3»





Приложение 2



ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ

     Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА

     Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…



- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?



- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?































Приложение 3


Таблица «Гуситы»



Табориты

(место собраний – гора Табор)

Умеренные (чашники) (символ восставших – чаша для причастия)

Состав







Какие цели перед собой ставили?










Против кого выступали




















Приложение 4






Причины побед гуситов



Причины

победы гуситов
























Приложение 5



Найди ошибки (6)

 

В 14 веке Чехия была слабой и неразвитой страной. В то время процветала только католическая церковь. Она была самым крупным собственником земли. Это была одна из причин недовольства народных масс.  Проповедник Ян Гус яростно обличал церковь в ее грехах. За это он был сожжен в1420 году.  А народ поддержал обвинения церкви. Последователи Гуса начали вооруженную борьбу. Папа Римский объявил крестовый поход во главе с Яном Жижкой на гуситов. Поэтому гуситы потерпели поражение. Последняя битва состоялась в 1430 году.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!