Создание ситуации успеха На доске записаны слова: цветок, бумага, пенал, карандаш, книга, стол, ручка, тетрадка. 1столбик – выберите и запишите в тетрадь существительные 2 склонения 2 столбик – существительные 1 склонения Проверяем задание: Прочитайте слова, докажите, что выписанные вами существительные относятся к 1 или 2 склонению. Ребята, вы замечательно справились с этим заданием. - А сможете продолжить записывать слова по столбикам, если я продолжу их зачитывать. Продолжим. Сосед, улыбка, мороз, тетрадь | Способы решения данной задачи детям уже известны Записывают в тетрадь слова: 1 с – цветок 2 с - бумага пенал книга карандаш ручка стол тетрадка Доказывают: Цветок, он мой, мужского рода, без окончания, 2 скл Бумага, она моя, женского рода с окончанием –а, - 1 скл И т.д - ДА, конечно! Легко! Продолжают писать. |
Создание ситуации разрыва. - Проверяем работу! В какой столбик написали существительное ТЕТРАДЬ? Отличная проблемная задача! - А сколько же в классе мнений? - Почему же так получилось? - Какой вопрос у нас возник? - Значит, какая задача стоит перед нами? | Начинается разброс мнений детей. - это 1 скл, так как тетрадка и тетрадь имеют одно лексическое значение - нет, в слове тетрадь, нет окончания –а, значит это не 1 скл и т.д. - К какому склонению относится слово ТЕТРАДЬ? |
Организация поисковой деятельности. Выдвижение гипотез, их проверка. - Давайте будем искать ответ на вопрос: Как определить, склонение у существительных? -И так, у нас есть слово ТЕТРАДЬ. Вы утверждаете, что это существительное не относится ни 1 скл., ни ко 2 скл. -Тогда как же нам решить эту задачу? - А все согласны, что нужно определить род? -Может кто – то думает по- другому? - Книга ведь тоже женского рода! - Кто не согласен с этой версией? Выразите своё отношение (+) -Тогда давайте проверим, как работает наша версия. Как вы думаете, такое слово, только одно в русском языке, или есть ещё? Давайте сядем по группам и проведём исследование слов, которые даны вам на карточках. (род, окончание) 1 группа: ЛОШАДКА, ЛОШАДЬ, МЕДАЛЬ МЕДАЛЬКА, КОСТОЧКА , КОСТЬ, ПРИСТАНЬ, 2 группа: ПОСТЕЛЬ, ПОСТЕЛЬКА, ГОРСТЬ , ГОРСТОЧКА, КОЛЫБЕЛЬ, КОЛЫБЕЛЬКА , МУДРОСТЬ ( на плакате записывают слова по группам) - ПРОВЕРИМ!!! 1 группа. Вывешивает свой плакат. - Сделайте вывод по своему исследованию 2 группа: Вывод. | - нужно определить род и окончание (версии детей) 1-Нужно определить род 2- Может обратить внимание на окончание 3- Склонение можно определить только по роду и окончанию 4.- ТЕТРАДЬ - женского рода - У существительного тетрадь нет окончания , а у существительного книга есть окончание -а (появилась новая версия) - значит существительные женского рода с мягким знаком на конце будут относиться к 3 склонению! + Дети работают в группах. Распределяют слова (В каждой группе 6 человек. Разбирают каждое слово, определяют род, окончание. Делают выводы, объясняют свою точку зрения) 1 скл Ж.Р Лошадка лошадь Медалька медаль Косточка кость пристань - Во второй столбик мы выписали слова женского рода, ь знаком на конце. Наша версия подтвердилась – это существительные 3 склонения! 1 скл ж.р Постелька постель Горсточка горсть Колыбелька колыбель мудрость - у нас получилось так же, во втором столбике существительные женского рода с мягким знаком на конце. Это существительные 3 склонения. |
Оформление открытого способа решения. - Ребята, какая задача стояла перед нами? Можете ли вы ответить на этот вопрос? Ребята, а сможем мы использовать эту таблицу (в качестве подсказки), чтобы определять склонение - А , что с ней не так? У нас получилась таблица. Как мы её назовем? - Как думаете, для чего мы её составили? | - Определить к какому склонению относиться слова Жен. Рода с мягким знаком на конце (ТЕТРАДЬ,…..) - да, сущ. Ж.р. с мягким знаком на конце -нет, не сможем! -Нужно добавить в нашу таблицу ещё одну колонку -Склонение имён существительных. - будет служить памяткой «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКЛОНЕНИЕ» |