10 класс Урок ____ Дата ________
ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА, ИССЛЕДОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА
Цель: познакомить обучающихся понятиями инициализация проекта, проблема, проблемная ситуация
Планируемые результаты
Предметные:
формирование понятий инициализация проекта, проблема, проблемная ситуация;
осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;
Метапредметные:
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе;
умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели;
Личностные:
развивать способность воспринимать, обрабатывать и обобщать информацию; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
ценностное отношение к совместной познавательной деятельности
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ПК, интерактивная доска
ХОД УРОКА:
Организационный этап
Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Что такое проектирование?
Что такое конструирование?
В чем заключается социальное проектирование? Примеры. Проектирование, связанное с созданием ценностей, улучшающих уровень жизни человека
Что такое волонтерские проекты? Проекты, которые реализуют люди, чувствующие личную ответственность за происходящее вокруг.
Виды волонтерских проектов. Примеры. Социально-культурные (сохранение или восстановление исторических памятников, проведение экскурсий, работа на Олимпийских играх); информационно-консультативные (для координации волонтерских движений); экологические (спасение китов на Дальнем Востоке).
Зад. 1 (с. 23). Найти материал с описанием разработки социальных проектов
Зад. 2 (с. 23). Приведите пример влияния технического прогресса на социальную сторону жизни людей.
Мотивация. Этап постановки целей и задач урока
– Какова тема урока? Цель? Узнать … Научиться …
Усвоение новых знаний
Компонентами всякого проекта являются:
проблема;
цели (цель) проекта;
план действий по достижению целей;
механизм контроля и регулирования хода выполнения планов
(механизм управления реализацией плана);
ресурсное обеспечение проекта;
действия, обеспечивающие реализацию проекта;
результаты реализации проекта;
субъект проекта (один человек или команда).
Составляющие проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения.
Инициализация проекта, исследования – это начало работы, (старт). Любой проект начинается с инициализации. Инициализация проекта проходит через следующие стадии:
определение проблемы,
обозначение ожидаемого результата,
анализ достижения цели проекта,
планирование деятельности и другие.
Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему проекта (или исследования) и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы (проекта).
Наличие потребности в чем-то может приводить к возникновению проблемной ситуации, а может и не приводить. Если человек голоден, но находится в квартире, где есть холодильник с едой, то никакой проблемы не существует. А вот, если он бредет по пустыне и у него нет еды, то налицо проблемная ситуация.
Проблемной называется ситуация, в которой:
1) есть актуальная потребность в чем-то, т.е. обнаруживается несоответствие между тем, “что есть” и тем, “что требуется”;
2) неизвестно, как устранить это несоответствие.
Проблема – это потребность в действии, когда неизвестно как действовать. Проблема – это всегда проблема для кого-то. То, что один не знает, как сделать, другой знает, и для него это не проблема, а стандартная задача. Например, человек, заблудившийся в незнакомом лесу и не умеющий ориентироваться на местности, может долго плутать и нужно, чтобы ему повезло выйти из леса. Опытный же человек всегда определит куда нужно идти.
Модель проблемной ситуации:
Проблемы различаются масштабом. Одни проблемы возникают в жизни конкретного человека, другие проблемы возникают у школы, третьи проблемы – проблемы страны, народа. Существуют и проблемы всего человечества, например, связанные угрозами его существованию из космоса.
В большинстве случаев проблемы не висят на транспарантах и не написаны на стенах, их нужно выявлять и содержательно определять, т.е. отвечать на вопрос: “В чем состоит проблема?”. Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы или проблематизацией.
Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит, наполовину решить ее.
ФИЗМИНУТКА
Требования к результату постановки проблемы.
Наличие обоснования актуальности совершенствования, или создания чего-либо.
Обоснованность требований к качествам, создаваемого или совершенствуемого объекта.
Конкретное определение того, «что требуется».
Конкретное определение того, «что есть», и степени его несоответствия тому, «что требуется».
Закрепление первичных знаний
Прочитать с. 46 – 47. Обсудить
Домашнее задание
Подведение итогов Рефлексия