Тема урока:
″Использование пропорций, пропорциональных зависимостей и процентов в практической жизни школы ″
6 класс
Подготовила:
Богданова Мария Дмитриевна,
учитель первой квалификационной категории
МАОУ СШ №10
г. Володарска
Цели урока:
Образовательные :
обобщить и систематизировать знания учащихся по
теме « Действия с десятичными и обыкновенными дробями.
Пропорции.», закрепить и усовершенствовать навыки работы с
десятичными и обыкновенными дробями, с пропорциями .
Развивающие:
совершенствование интеллектуальных способностей и
мыслительных умений учащихся, коммуникативных свойств речи;
развитие познавательного интереса, формирование активного,
самостоятельного творческого мышления, развитие внимания при
действии со знаками чисел, наблюдательности, инициативы, умения
анализировать и сравнивать.
Воспитательные:
формирование нравственных качеств личности: аккуратности,
дисциплинированности, трудолюбия, ответственности, любознательности,
требовательности к себе, фантазии, умения работать в коллективе,
воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету.
Методы обучения: частично – поисковый, самопроверка, взаимопроверка.
Формы организации урока: групповая, фронтальная.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Девиз урока: «Мечтать – легко и приятно, но думать трудно. Умственный труд едва ли не самый тяжёлый труд для человека».
К.Д.Ушинский
Ход урока.
Мотивационная беседа с последующей постановкой целей урока. (2 мин.)
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил:
«Учиться можно. Только весело… чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они всем пригодятся в дальнейшем.
Урок, который пройдёт сегодня, в плане «открытий», не исключение.
Итак, приступаем к работе.
Психологическая установка учащимся.
Сегодня мы с вами:
Продолжаем отрабатывать навыки решения задач на использование пропорций, пропорциональных зависимостей и процентов в практической жизни школы, формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах решения задач.
Продолжаем подготовку к промежуточной аттестации.
Знания о пропорциях понадобятся нам не только на уроках математики, но и на уроках химии и физики.
На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
Итак, приступаем к работе.
Прежде всего, посмотрим, как вы справились с домашним заданием.
Проверка домашнего задания.
4 ученика у доски. Класс решает с одним из них по выбору.
1 и 2 ученик решают пропорции, а 3 и 4 ученики доказывают, что
пропорции верны.
1 ученик: 3 1/3 : 2 2/9 = 1,2 : х; 3 ученик: 3 1/3 : 3 3/4 = 1 4/7 : 1 13/14;
ученик: 5 1/2 : х = 1,8 : 0,36; 4 ученик: 2,8 : 3 1/2 = 0,9 : 1 1/8;
Устный счёт. (2мин.)
Задания с кодированными ответами.
I II III IV
1) 2 . 5 . 3 . 1 1 а ОТВЕТЫ
3 2 5
2) 8,9 : 0,1 89 к 1 а
3) 2х = 1 0,5 т 10000 з
4) ( 1 )2 1 у 0,16 и
3 9 89 к
5) 100% 1 а 5 л
6) 0,05 м = …см 5 л 0,5 т
7) х : 0,2 = 0,8 0,16 и 1 у
9
8) 100 = … % 10000 з 4 ц
9) 0,25 . 10 . 0,4 1 а 0,89 я
10) 8,4 : 2,1 4 ц 2 о
3
11) ( 0,4)2 0,16 и НА ДОСКЕ
12) 8,9 . 0,1 0,89 я
I и IV графы написаны заранее. II и III графы заполняются постепенно, во время ответов учащихся с места.
Зашифровано слово: «актуализация».
Объяснить смысл: АКТУАЛИЗАЦИЯ – умение пользоваться прошлым опытом.
Теоретическое испытание.
Фронтальный опрос учащихся (5 мин.).
Вспомните!!! основные понятия при отгадывании кроссворда.
1. По горизонтали: 1. Название чисел х и у в пропорции х : а = в : у;
2. _______ - это равенство двух отношений;
3. Название чисел m и n в пропорции а : m = n : в;
4. Название пропорциональной зависимости, в
которой при увеличении одной величины другая
уменьшается во столько же раз.
2. По вертикали: 1. _______- это одна сотая часть числа;
2. Название пропорциональной зависимости, в которой,
при увеличении одной величины в несколько раз
другая, увеличивается во столько же раз;
3. _______- это частное двух чисел.
3
1 2
1
2
3
4
Историческая справка. (1 мин.)
Запись пропорции: в средние века: 144. . .84. . .12. . .7
Рене Декарт: 7 / 12 / 84 / 144
Лейбниц: 7 : 12 = 84 : 144
VI. Физкультминутка.
1. Потянитесь столько раз, сколько ромбиков у вас: 6 • 1/2.
2. Наклонитесь столько раз, сколько здесь кругов сейчас: 2/5 • 10.
3. Ты присядь-ка столько раз, сколько треугольников у вас: 3/4 : 1/4.
VII. Решение практических задач.
1. Определить расстояние от школы до леса, если задан масштаб и рисунок.
I вариант. II вариант.
2 дм : 1 км 4дм : 1 км
Ш __________________ Л Л _____________________ Ш
Расстояние от школы до леса на рисунке измеряют сами и решают задачи
на масштаб.
Два ученика у доски, остальные в тетрадях.
Решение: 2дм – 1 км 4 дм – 1 км
0,5 дм – х км 0,6 дм – х км
2. За 2 недели школа расходует 5 кг мела. Сколько кг мела необходимо
школе на учебный год (34 недели)?
Решение:
2 н - 5 кг 34 = х , х = 34 . 5, х = 85, 85 кг мела
34 н - х кг 2 5 2 необходимо.
Ответ: 85 кг.
3. В школе 600 учащихся. Карантин объявляют, когда болеет 40%
учащихся, Будет ли объявлен карантин, если в школе заболело 235
человек?
Решение:
600 уч. – 100% х = 40 , х = 40 . 600, х = 240,
х уч. – 40% 600 100 100
240 человек должны заболеть, 240235.
Ответ: школу не закроют.
4. В столовой испекли булочки. 15 булочек весят 0,9 кг.А сколько кг будут
весить 250 булочек, если каждая булочка весит одинаково?
Решение:
15 бул. – 0,9 кг 250 = х х = 250 . 0,9, х = 15, 15 кг.
250 бул. – х кг 15 0,9 15
Ответ: булочки весят 15 кг.
5. Четыре насоса заполняют бассейн за 20 минут. Успеют ли 6 насосов
заполнить бассейн за 15 минут?
Решение:
4 нас. – 20 мин. 4 = х , х = 20 . 4 , х = 13 1/3 ,
6 нас. – х мин. 6 20 6 13 1/3 минут.
13 1/3
Ответ: успеют заполнить.
Писали диктант. Всего в классе 25 человек.
На «5» написали 3 человека,
На «4» - 8 человек,
На «3» - 14 человек.
Найти в процентах, сколько учеников написали на «3», на «4», на «5».
Решение:
1) 25уч. – 100% х = 3 . 100 , х = 12, 12% - на «5».
3 уч. – х % 25
2) 25 уч. – 100% у = 8 . 100 , у = 32, 32% - на «4».
8 уч. - у % 25
3) 25 уч – 100% z = 14 . 100, z = 56, 56% - на «3».
14 уч. – z % 25
Ответ: на «3» - 56%, на «4» - 32%, на «5» - 12%.
Задачи 2, 3, 4, 5, 6 решают у доски дети с объяснением, остальные учащиеся решают их в тетрадях.
VIII. Релаксационная пауза. Упражнения для глаз. (1 мин.)
Упражнение для глаз выполняем сидя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо.
IX. Математический диктант.
У каждого на столе листочек с десятью заданиями. Кто согласен с учителем, напротив задания ставит знак «+», кто не согласен – знак «-».
Я УТВЕРЖДАЮ:
1) 16, 762 ≈ 16,7;
2) 0,25 и 4 - взаимно обратные числа;
3) Пропорции верны: 7:2 = 34:4; 10:15 = 0:34; 11:26 = 26:11.
4) 50% от 4,2 равны 2,1;
5) Задача на прямую пропорциональность?!
15 торговых точек продадут товар за 24 дня;
18 торговых точек - за х дней?
6) Задача на прямую пропорциональность?!
За 5 часов мельница смолола 45 тонн муки.
Сколько тонн муки она смелет за 12 часов?
7) 140 : 20 = 7 : 1;
8) 0,45 = 7/20;
9) 3,4 1/6;
10) 4 : 8 = 5 : 10; 5 : 8 = 4 : 10. Если 4 и 5 поменять местами, то
получится верная пропорция.
После того как задания будут выполнены, учащиеся меняются работами с соседом по парте и проверяют результаты по системе «+», «-».
X. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению. (1 мин.)
Сейчас я хочу проинформировать вас о домашнем задании. Это дифференцированное домашнее задание, которое заключается в следующем:
‼ Обязательный минимум:
На «3»: решить 3 уравнения;
На «4»: 3 задачи на пропорции и на проценты;
* Нестандартные задачи:
На «5»: составить 3 задачи на школьную тему, используя пропорции,
прямую и обратную пропорциональную зависимости.
Откройте дневники и запишите домашнее задание
XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Вспомните, какая задача была поставлена в начале нашего урока?
Что нового открыли для себя?
Кто доволен своей работой сегодня?
Что на ваш взгляд мешало вам в работе?
Что помогло преодолеть трудности?
И в заключение нашего урока я ещё раз хочу подчеркнуть важность изучаемого нами материала, ведь знания по теме «ПРОПОРЦИЯ» вам пригодятся не только на уроках математики, но и на уроках химии и физики, и в жизни вы ещё не раз будете их использовать.
Благодарю за работу! Спасибо за урок!!!
Самостоятельная работа на 4 варианта
Вариант I. 1)За 4 одинаковые коробки карандашей папа заплатил 48
рублей. Сколько стоят 7 таких коробок карандашей?
Ответ: 84 рубля.
2) Три ученика пропололи грядку за 4 часа. За сколько
часов выполнят эту работу 2 ученика?
Ответ: 6 часов.
3) При варке мяса остаётся 65% массы. Сколько получится
варёного мяса из 2 кг сырого?
Ответ: 1,3 кг.