Предмет: русский язык.
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Планируемые результаты:
Предметные:
- развивать умение различать звонкие и глухие согласные разными способами;
Метапредметные:
- развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего урока;
- составлять план и последовательность действий при выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль;
- излагать своё мнение в устной форме и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками при групповой работе; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развивать навыки самооценки.
Познавательные УУД:
- учить работать с разными формами информации (схема, таблица);
- развивать умение анализировать, обобщать и классифицировать по заданному признаку.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение формулировать свои затруднения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- развивать умение слушать другого и высказывать своё мнение; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1) Орг. момент (2 мин.)
-Здравствуйте, ребята!
Я очень рада войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
А для урока всё готово? Учебник, ручка и тетрадь?
Ну что ж, тогда, ребята, начинается урок!
Присаживайтесь! Проверим посадку! Открываем тетрадь, записываем дату, «Классная работа».
2) Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока, актуализация знаний (4 мин)
- На нашем уроке нам будут сегодня помогать разные сказочные герои, а чем мы будем вместе с ними сегодня заниматься, вы узнаете из сказки. Слушайте внимательно, по ходу сказки я буду останавливаться, и задавать вам вопросы.
«— Много лет тому назад жили-были в стране «Звуколандия» согласные звуки.
- Ребята, а какие звуки называются согласными?
Одни были весёлые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шёпотом.
— Как, вы, думаете какие это звуки? (глухие)
Было им обидно за то, что их плохо слышат и скучно. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко.
— Какие это могут быть звуки? (звонкие)
- Некоторые звуки оказались сильно друг на друга похожи, их дружба была очень крепкой. Они даже ходить начали всё время парами. И их любимой забавой было подменять друг дружку в некоторых словах, чтобы путать людей.
- Про какие это согласные?
- Но вот однажды ночью налетел на страну «Звуколандию» ураган, и сильный ветер разбросал все звуки по разным уголкам этой большой страны. А когда они очнулись, то всё у них в голове перепуталось: глухие думают, что они звонкие, а звонкие, что они глухие. И все тогда в стране призадумались, как бы им объяснить, чем они друг от друга отличаются так, чтобы они поняли, и всё вернулось на свои места. Но никто придумать не может. Тогда обратилась королева страны «Звуколандия» к сказочным героям за помощью, чтобы они помогли им решить эту проблему.
-Ребята, давайте вместе со сказочными героями постараемся помочь жителям страны «Звуколандия» объяснить согласным звукам, кто из них звонкий, а кто глухой. Но чтобы им помочь, нам самим какими знаниями и умениями нужно обладать? (2 мин)
Формулирование цели и темы урока (2 мин)
-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока? ( Звонкие и глухие согласные звуки) (вывешиваю на доску)
-Итак, какую цель перед собой поставим на этом уроке? (повторить знания о звонких и глухих согласных звуках) (вывешиваю на доску)
- А что именно нам нужно вспомнить и повторить, чтобы помочь жителям Звуколандии? Что произошло в сказке после урагана? (забыли, чем отличаются друг от друга). Значит, что нам нужно вспомнить? И о чём попросила королева?(помочь объяснить)Значит нам нужен способ,верно?
Задачи:
- вспомнить, чем отличаются звонкие согласные от глухих;
- вспомнить способ, как их отличить;
- А потренироваться отличать звонкие от глухих нужно, чтобы мы сами вдруг не забыли, какой из согласных звуков звонкий, а какой глухой?
- потренироваться отличать звонкие согласные звуки от глухих.(вывешиваю на доску задачи)
3) Обобщение и систематизация знаний (4 мин)
- Как я и обещала, вам будут помогать сказочные герои, и первой к нам пришла на помощь очень добрая девочка с голубыми волосами. Кто догадался о ком идёт речь?(Мальвина)
- И начать она предлагает нашу работу по теме урока с таблице в учебнике Откройте с.16, рассмотрите таблицу. Что собрано в этой таблице?(все согласные звуки) Какие согласные записаны сверху?(звонкие) Снизу?(глухие)
- А по этой таблице можно сказать, какие ещё бывают звуки, кроме того, что зв. и гл.?(твердые и мягкие)
- Влияет как-то твёрдость-мягкость на звонкость-глухость?(нет)
- Чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? (если возникает затруднение, обращаю их к схеме, если сразу кто-то ответил, то хвалю и показываю схему Мальвины, чтобы все это вспомнили)
- Она составила вот такую схему: согласные: звонкие (с голосом и шумом), глухие (с шумом).
- Кто вспомнил по этой схеме, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих?
- Хорошо, ребята, чем отличаются звонкие от глухих мы вспомнили, какая следующая задача стоит перед нами? (вспомнить или выяснить способ, как отличить эти звуки)
- Помните, каким способом вы учились отличать звонкие от глухих? (если предложили вариант с закрыванием ушей, сразу его проверяем, а потом к нам на помощь приходит Мальвина, которая тоже придумала способ почувствовать отличие звонких от глухих согласных звуков и предлагает нам его проверить. Если дети сразу же затрудняются ответить, то Мальвина приходит сразу.)
Объясняю опыт с ладошкой к горлу; с закрытыми ушами. Проверяем на нескольких звуках тот и другой способ. Оцениваем с помощью знаков у кого сработали эти способы.
-Ну что ж, ребята, выяснили мы, как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Значит и со второй задачей справились. Тогда я, думаю можно отправлять Мальвину в Звуколандию рассказать скорее обо всём.
Физкультминутка (1 мин)
4) Применение знаний и умений, контроль их усвоения ( 5 мин)
Задания на умение отличать звонкие согласные звуки от глухих
- А к нам на урок прибыл следующий сказочный персонаж(включаю фразу).Чьё это выражение? (кота Леопольда) Он тоже уже разобрался с тем, чем отличаются звонкие согласные от глухих, и приготовил для вас задание. А поскольку он ценит в окружающих умение дружить и работать сообща, то он хочет не только проверить, как вы умеете отличать звонкие от глухих, но и посмотреть, как вы умеете работать в группах. Разделимся на 4 группы. Давайте вспомним правила групповой работы. Посмотрите на его задание(выписать слова, где только звонкие, только глухие, и звонкие и глухие, парные по зв.-гл.). А чтобы вам легче было выполнять это задание, вы получает план действий, на который можете опираться( план раздаю)1)читаем слово, 2)определяем у каждого согласного звука глухой он или звонкий, 3)если слово нам подходит, записываем его, если нет, читаем следующее) Хорошо, приступаем!
Проверяем. Оцените сложность задания! Кому было легко: «+»,кому сложно «-«. А теперь оцените, как на ваш взгляд дружно ли работала ваша группа, все ли правила групповой работы соблюдались. (4 мин)
Кот Леопольд тоже доволен вашей работой и предлагает вам немного поиграть. У вас у каждого есть звоночек. Сейчас на экране будет появляться изображение чего-то и название того, что изображено, если слово-название начинается со звонкого, то вы звоните в колокольчик, если первый звук-глухой, то делаете вот такой жест (прикладываем указательный палец к губам, как будто говорим «тсс!»). Слова: кот, гриб, звезда, флаг, лопата, солнце, шарик, лист. (1 мин)
- Молодцы! Со всеми заданиями кота Леопольда справились! Какую ещё одну задачу урока помог нам выполнить кот Леопольд? (потренироваться)
Задания на актуализацию и проверку знаний о парных по звонкости-глухости
- Хорошо, ребята! Мы уже много, чего вспомнили про звонкие и глухие, потренировались их отличать, но кое над чем ещё не поработали. Что я имею в виду, вы поймёте, если отгадаете загадку, которую принёс следующий сказочный герой. А кто этот герой вы легко догадаетесь по музыке.
Итак, его загадка на доске:
Мы звуки хитрые, согласные,
Блуждаем по словам,
Друг дружку заменяем,
Слова правильно писать мешаем.
- Кто догадался, о каких звуках идёт речь? (парные по звонкости-глухости)(если не догадались, можно дать подсказку, что эти звуки очень дружны и похожи по произношению друг на друга)
- Молодцы! А раз эти звуки такие хитрые, и мы можем ошибиться в написании слов, в которых они друг друга подменяют, нужно ли нам хорошо знать все пары согласных по звонкости-глухости? Давайте тогда их повторим: на доске буквы, называем звуки, которые они обозначают, ищем пару, прикрепляем рядом. (2 мин)
- Сколько пар у нас получилось? А оставшиеся буквы на какие группы можно разделить? (буквы, обозначающие только звонкие и буквы, обозначающие только глухие)
- Хорошо! Ребята, Буратино заметил, что русский язык-очень интересный! В нём есть слова, которые отличаются только одним согласным звуком, парным по звонкости-глухости, а смысл у них совершенно разный. Буратино про такие слова придумал шарады и предлагает нам их отгадать. (Шарада-это загадка, в которой по описанию частей слова нужно понять, что это за слово.) (1 мин)
- Молодцы! А следующее задание будете выполнять самостоятельно. Прочитайте слово, подберите и запишите слово, которое начинается с парного по глухости-звонкости согласного звука. Например: «день – тень».
Проверяем. Оцениваем выполнение с помощью знаков. Если кто-то допустил ошибки, спрашиваю у них, что им нужно будет дома ещё раз повторить.(2 мин)
5. Итог урока ( 1 мин)
- Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итог! Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Покажите знаком, кто считает, что достиг поставленной цели. Хорошо, чем же отличаются звонкие согласные звуки от глухих? И какими способами мы можем это проверить?
Рефлексия (2 мин)
- А сейчас я порошу вас выбрать любое высказывание, записанное на доске, и продолжить его!
-Вы все большие молодцы! И жители страны «Звуколандия» благодарят вас за то, что вы помогли им, и просят вручить вам заслуженные медали.