2. Мотивация. | Ребята, перед вами изделия, выполненные мной и учащимися старших классов. (Показ слайдов.) Вы знаете свойства древесины, умеете выполнять геометрическую резьбу, знаете технику безопасности. Что ещё необходимо знать и уметь, чтобы создать такие же изделия? Каким способом можно украсить изделие? | Рассматривают изделия, слушают учителя. Ответы учащихся |
3. Актуализация. | 1.Назовите и покажите наиболее простые элементы геометрической резьбы (Показ слайдов.) Из простых элементов состоят более сложные. 2.Составьте из простых элементов более сложные. (Показ слайдов.) Из сложных элементов состоит орнамент. А уже несколько орнаментов образуют композицию. Повторяем с учащимися последовательность нанесения композиции на изделие. | Ответы учащихся: кулички, треугольники. (показывают с места) Ответы учащихся: сложная витейка, змейка, ромбы, цепочки, сияния, витейка. (складывают на местах) Учащиеся составляют сложные элементы из простых. Ответы учащихся: - построение рисунка начинается с осевой линии; - определить положение и размеры элементов; - в центре элемент типа «сияние»; - по краям чередующиеся элементы. |
4. Применение знаний - в знакомой ситуации (фрагмент урока для показа) - в новой учебной ситуации | Ребята, вы знаете, что композиция составляется по определённым правилам. Какое первое правило? О чём же оно говорит? Покажите это правило на своих дощечках с помощью наборов элементов геометрической резьбы. Анализирую выполненную работу. (Показ слайдов.) Как называется и о чём говорит второе правило? Покажите это правило на своих дощечках с помощью наборов элементов геометрической резьбы. Анализирую выполненную работу. (Показ слайдов.) В чём суть третьего правила? Покажите это правило на своих дощечках с помощью наборов элементов геометрической резьбы. Анализирую выполненную работу. (Показ слайдов.) И последнее четвёртое правило называется Покажите это правило на своих дощечках с помощью наборов элементов геометрической резьбы. Анализирую выполненную работу. (Показ слайдов.) Молодцы, все справились с заданиями. А теперь посмотрите пожалуйста сюда. Вы видите две разделочные доски (показываю разделочную доску, украшенную геометрической резьбой и разделочную доску без резьбы). Какую из них выбрали бы вы? Почему? Как вы думаете, чем мы займёмся сегодня на уроке? Итак, у вас на партах лежат элементы геометрической резьбы и двусторонний скотч. Ваша задача составить узор, используя правила, а затем выйти к доске и представить свою работу. | Ответы учащихся. Первое правило- правило симметрии гласит правая часть одинакова с левой. Один ученик составляет на компьютере, двое на доске, остальные на местах. Второе правило- правило ритмичности гласит: чередование одних и тех же элементов. Один ученик составляет на компьютере, двое на доске, остальные на местах. Третье правило- правило подчинения говорит о том, что в центре более крупные, по краям более мелкие элементы. Один ученик составляет на компьютере, двое на доске, остальные на местах. правило масштабности - не должно быть слишком мелких и слишком крупных элементов. Сегодня на уроке мы будем учиться правильно составлять композицию для украшения разделочной доски. Самостоятельная работа по составлению узора. 1 ученик составляет композицию на компьютере, 2 ученика составляют композицию на доске, Остальные на своих рабочих местах. |
5. Рефлексия (подведение итогов работы) | Теперь каждый из вас демонстрирует выполненную работу, а одноклассники оценивают правильность выполнения всех правил построения композиции. Подвожу итоги урока, благодарю ребят за работу, спрашиваю всё ли понятно; - Какие правила необходимо соблюдать при составлении композиции? - Что означает правило симметрии? - Что означает правило ритмичности? - Что означает правило подчинения? - Что означает правило масштабности мотивирует деятельность на следующие уроки. | Учащиеся по очереди выходят к доске и делают презентацию своей работы. Одноклассники комментируют выполненную работу. Ответы на вопросы. |