Урок математики, 4 класс, «Школа России»
Тема: Краеведение на уроках математики
Тип: урок общеметодологической направленности.
Цель: Подготовка к мониторингу учебных достижений учащихся в новой форме
Задачи: формировать умение решать практические задачи на основе краеведческого материала Челябинской области
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием научно-познавательного текста, чертежа,таблицы, карты, диаграммы.
РУУД: самостоятельно планировать своё действие с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действий.
КУУД: учитывать разные мнения и формулировать собственную позицию.
Предметные результаты:
называть единицы величин: расстояния, скорости, времени, анализировать характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи на движение, использовать устные и письменные приёмы вычисления с многозначными числами.
Методы: обучения: частично-поисковый, системно-деятельностный, диалогический, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности: подводящий диалог, работа в парах, фронтальная работа.
Оборудование: презентация, географические карты Челябинской области и России, бланк ответов, фишки, путевые листы.
Ход урока
I. Мотивация.
- Что вас удивило в начале нашего урока математики. (Географические карты )
Что вы ожидаете от урока математики?
Проверим ваше предположение. Готовы?
II. Актуализация знаний. Задание 1. Прочитайте числа. Посмотрим на числа с точки зрения арифметики. Что общего между всеми числами? (Многозначные) На какие 2 группы можно разделить? ( чётные-нечётные, круглые-некруглые ) Выполним арифметические действия.
2007, 1 200 000, 1963, 365, 1406, 55, 300 000 000, 88, 37 801, 147
х 3 :1000 +500 - 17 :2 х 100 :6000000 +412 :100 х0
С точки зрения урока окружающего мира что они могут обозначать? А может вы знаете тайну этих чисел? (Выслушиваются ответы детей: дата, площадь, расстояние, время, численность населения, высота гор, некоторые имеют отношение к географии и истории нашего города)
Вывод: данные числа имеют отношение к нашему краю, городу. Будем путешествовать по нашему краю с математикой. Только оставьте отметку в вашем путевом листе.( В специальном поле учащиеся оценивают задание с точки зрения практического применения в жизни - 1, 2, 3)
III. Этап закрепления
Главный город нашего региона - Челябинск. Найдите его на карте. Какое расстояние между нашими городами? (88 км)
Задание 2. Составьте задачи по таблице и запишите решение.
Южноуральск Отправление | Продолжительность (время в пути) | Челябинск Прибытие |
8 ч 50 мин | ? | 10 ч 05 мин |
16 ч 52 мин | 1 ч 17 мин | ? |
? | 1 ч 30 мин | 14 ч 07 мин |
- Чтобы найти время в пути, надо…
10 ч 05мин – 8ч 50 мин = 1ч 15мин
- Чтобы найти время прибытия, надо…
16 ч 52 мин +1ч 17мин = 18 ч 09мин
- Чтобы найти время отправления, надо…
14 ч 07 мин – 1ч 30 мин = 12ч 37мин
- А если совершить путешествие из других городов? Назовите самый западный город области -…Аша. Самый южный город -… Магнитогорск.
Задание 3. Из городов Аша и Магнитогорск одновременно выехали в Челябинск два легковых автомобиля. Первый двигался со скоростью 110 км/ч и до встречи проехал 330 км. С какой скоростью двигался второй водитель, если до встречи он проехал 309 км?
О чём говорится в задаче? Эту задачу нам поможет решить чертёж.
(Ученик у доски выполняет чертёж)
О чём в задаче спрашивается?
Как найти скорость второго автомобиля? v 2=s 2 : t2
Всё ли известно, чтобы ответить на этот вопрос?
Что для этого надо сделать?
1)330 : 110 = 3( ч)
2)309 : 3 = 103 (км/ч)
Ответ: 103 км/ч
На каком расстоянии от Челябинска находятся города Аша и Магнитогорск?
110 км/ч ? км/ч
А Ч М
330 км 309 км
Что можно сказать о жителях Магнитогорска? ( Живутв двух частях света)
Задание 4. Рассмотрите таблицу. Какая информация представлена в таблице?
№ п/п | Город | Население |
1 | Челябинск | 1 200 000 чел. |
2 | Магнитогорск | 400 000 чел. |
3 | Южноуральск | 40 000 чел. |
4 | Аша | 30 000 |
- Какова численность г. Челябинска? Южноуральска? Аши? Магнитогорска?
1)Запишите, во сколько раз численность населения Челябинска больше численности населения Южноуральска?
1 200 000 : 40 000= в 30 раз
IV. Включение изученного в систему знаний
- На какой реке стоит город Челябинск? (река Миасс). Вы уже знаете, что если пустить кораблик у Торгового центра, то он попадёт… (Карское море, Северный Ледовитый океан)
- А на какой реке стоит наш город? (река Увелька) Проследите по карте 1, куда попадёт кораблик, если его пустить в Увельку в Южноуральске? (Учащиеся работают с географической картой)
Вывод: Кораблик попадёт в Северный Ледовитый океан.
Задание 5. Вычислите с помощью таблицы в вашем путеводном листе расстояние, которое проплывёт ваш кораблик. Одни отправляются в путь из Челябинска, другие из Южноуральска. Что для этого надо сделать? Какими приёмами воспользуетесь? (перестановка, группировка) Работаете в парах. (Уточнить у нескольких пар, из какого города они начнут своё путешествие. Две пары работают у доски.)
I вариант
| Реки | Населённые пункты | Расстояние |
1 | Миасс | г.Челябинск – с. Усть-Миасское | 300 км |
2 | Исеть | с. Усть-Миасское - г. Ялуторовск | 160 км |
3 | Тобол | г.Ялуторовск – г.Тобольск | 208 км |
4 | Иртыш | г.Тобольск – г.Ханты-Мансийск | 315 км |
5 | Обь | г.Ханты-Мансийск – г. Салехард - п. Салемал | 742 км |
II вариант
| Реки | Населённые пункты | Расстояние |
1 | Увелька | г. Южноуральск – г. Троицк | 40 км |
2 | Уй | г. Троицк – с. Усть-Уйское | 92 км |
3 | Тобол | с. Усть-Уйское - г.Тобольск | 508 км |
4 | Иртыш | г.Тобольск – г.Ханты-Мансийск | 315 км |
5 | Обь | г.Ханты-Мансийск – г. Салехард - п. Салемал | 742 км |
На доске появляются записи. Учащиеся сравнивают результаты.
300 + 160 +742+ 208 + 315 = 1725(км)
508 +92 +315 + 40 +742=1697(км)
Чей кораблик раньше попадёт в Северный Ледовитый океан? Не забывайте делать отметки в соём путевом листе.
Но необязательно за чудесами отправляться за тридевять земель. Наш край богат чудесами.
Задание 6. Прочитайте текст. Отметьте на карте2 фишками места, о которых идёт речь в тексте. Работаете в парах.
Наш край богат чудесами. Вот, например, Аракульские Шиханы. Гранитные скалы вблизи города Верхний Уфалей напоминают Китайскую стену шириной до 40-50 метров и высо-той над землёй до 80 метров . С вершины горы Аракуль (высота над уровнем моря 563 м) видны 11 озёр.
Откликной гребень (высота 1115 м) на Таганае вблизи г. Златоуста получил название за свои гребнеобразные очертания и громкое многократное эхо, до 7 раз, возникающее из-за отражения звука почти вертикальной скалы в 150м.
Большой Нургуш с вершиной 1406 м над уровнем моря называют «крышей» области – выше здесь нет, украшает национальный парк «Зюраткуль». Название переводится с башкирского языка как «лучистая, сияющая птица», возможно аборигены называли так Нургуш за сверкающие на солнце белые кварцитовые гребни.
А недалеко от города Куса в лесу спряталась гора Карандаш, высотою всего 610 м. Удиви-тельна тем, что сложена из чёрной породы израндит, возраст которой 2.000.000.000 лет. А ведь Уральским горам всего 300.000.000 лет. Чудеса!
Рассмотрите диаграмму. Подпишите под столбиками названия вершин: г. Большой Нургуш ,г. Аракуль, г. Откликной гребень, г. Карандаш.
Высота горных вершин Челябинской области
| | | | | |
1400 | | | | | |
| | | | | |
1200 | | | | | |
| | | | | |
1000 | | | | | |
| | | | | |
800 | | | | | |
| | | | | |
600 | | | | | |
| | | | | |
400 | | | | | |
| | | | | |
200 | | | | | |
| | | | | |
0 | | | | | |
Выберите верное высказывание:
1) Высота горы Аракуль над уровнем моря равна 80 м.
2) Нургуш один из самых высоких и величественных хребтов Южного Урала.
V. Рефлексия
- Мы заканчиваем наше путешествие в этом удивительном месте.
Задание 7. Посчитайте баллы. Сделайте вывод:
Чему учились на уроке?
Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
Оправдалось ли наше предположение, что на уроке математики можно многое узнать о родном крае?
- Обратите внимание на наш числовой ряд:
88
1.200.000
309
1697
300.000.000
1406
- Тайну каких чисел вы сегодня раскрыли?
VI. Домашнее задание: Составьте одно упражнение, используя как образец задания 1-6. Для выполнения задания лучше объединиться в группы. Желаю успеха.