СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Краеведение на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к мониторингу учебных достижений в новой форме на основе краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Краеведение на уроках математики"»

Урок математики, 4 класс, «Школа России»

Тема: Краеведение на уроках математики

Тип:  урок общеметодологической направленности.

Цель: Подготовка к мониторингу учебных достижений учащихся в новой форме

Задачи: формировать умение решать практические задачи на основе краеведческого материала Челябинской области

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • воспитание чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину

Метапредметные результаты:

  • ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием научно-познавательного текста, чертежа,таблицы, карты, диаграммы.

  • РУУД: самостоятельно планировать своё действие с поставленной задачей и оценивать правильность выполнения действий.

  • КУУД: учитывать разные мнения и формулировать собственную позицию.

Предметные результаты:

  • называть единицы величин: расстояния, скорости, времени, анализировать характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; решать арифметические задачи на движение, использовать устные и письменные приёмы вычисления с многозначными числами.

Методы: обучения: частично-поисковый, системно-деятельностный, диалогический, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности: подводящий диалог, работа в парах, фронтальная работа.

Оборудование: презентация, географические карты Челябинской области и России, бланк ответов, фишки, путевые листы.

Ход урока

I. Мотивация.

- Что вас удивило в начале нашего урока математики. (Географические карты )

Что вы ожидаете от урока математики?

Проверим ваше предположение. Готовы?

II. Актуализация знаний. Задание 1. Прочитайте числа. Посмотрим на числа с точки зрения арифметики. Что общего между всеми числами? (Многозначные) На какие 2 группы можно разделить? ( чётные-нечётные, круглые-некруглые ) Выполним арифметические действия.

2007, 1 200 000, 1963, 365, 1406, 55, 300 000 000, 88, 37 801, 147

х 3 :1000 +500 - 17 :2 х 100 :6000000 +412 :100 х0

С точки зрения урока окружающего мира что они могут обозначать? А может вы знаете тайну этих чисел? (Выслушиваются ответы детей: дата, площадь, расстояние, время, численность населения, высота гор, некоторые имеют отношение к географии и истории нашего города)

Вывод: данные числа имеют отношение к нашему краю, городу. Будем путешествовать по нашему краю с математикой. Только оставьте отметку в вашем путевом листе.( В специальном поле учащиеся оценивают задание с точки зрения практического применения в жизни - 1, 2, 3)

III. Этап закрепления

Главный город нашего региона - Челябинск. Найдите его на карте. Какое расстояние между нашими городами? (88 км)

Задание 2. Составьте задачи по таблице и запишите решение.

  • Задача 1 с объяснением у доски

  • Задачи 2 – 3 по вариантам самостоятельно

Южноуральск

Отправление

Продолжительность

(время в пути)

Челябинск

Прибытие

8 ч 50 мин

?

10 ч 05 мин

16 ч 52 мин

1 ч 17 мин

?

?

1 ч 30 мин

14 ч 07 мин

- Чтобы найти время в пути, надо…

10 ч 05мин – 8ч 50 мин = 1ч 15мин

- Чтобы найти время прибытия, надо…

16 ч 52 мин +1ч 17мин = 18 ч 09мин

- Чтобы найти время отправления, надо…

14 ч 07 мин – 1ч 30 мин = 12ч 37мин

- А если совершить путешествие из других городов? Назовите самый западный город области -…Аша. Самый южный город -… Магнитогорск.

Задание 3. Из городов Аша и Магнитогорск одновременно выехали в Челябинск два легковых автомобиля. Первый двигался со скоростью 110 км/ч и до встречи проехал 330 км. С какой скоростью двигался второй водитель, если до встречи он проехал 309 км?

О чём говорится в задаче? Эту задачу нам поможет решить чертёж.

(Ученик у доски выполняет чертёж)

О чём в задаче спрашивается?

Как найти скорость второго автомобиля? v 2=s 2 : t2

Всё ли известно, чтобы ответить на этот вопрос?

Что для этого надо сделать?

1)330 : 110 = 3( ч)

2)309 : 3 = 103 (км/ч)

Ответ: 103 км/ч

На каком расстоянии от Челябинска находятся города Аша и Магнитогорск?

110 км/ч ? км/ч

А Ч М

330 км 309 км

Что можно сказать о жителях Магнитогорска? ( Живутв двух частях света)

Задание 4. Рассмотрите таблицу. Какая информация представлена в таблице?

№ п/п

Город

Население

1

Челябинск

1 200 000 чел.

2

Магнитогорск

400 000 чел.

3

Южноуральск

40 000 чел.

4

Аша

30 000

- Какова численность г. Челябинска? Южноуральска? Аши? Магнитогорска?

1)Запишите, во сколько раз численность населения Челябинска больше численности населения Южноуральска?

1 200 000 : 40 000= в 30 раз

IV. Включение изученного в систему знаний

- На какой реке стоит город Челябинск? (река Миасс). Вы уже знаете, что если пустить кораблик у Торгового центра, то он попадёт… (Карское море, Северный Ледовитый океан)

- А на какой реке стоит наш город? (река Увелька) Проследите по карте 1, куда попадёт кораблик, если его пустить в Увельку в Южноуральске? (Учащиеся работают с географической картой)

Вывод: Кораблик попадёт в Северный Ледовитый океан.

Задание 5. Вычислите с помощью таблицы в вашем путеводном листе расстояние, которое проплывёт ваш кораблик. Одни отправляются в путь из Челябинска, другие из Южноуральска. Что для этого надо сделать? Какими приёмами воспользуетесь? (перестановка, группировка) Работаете в парах. (Уточнить у нескольких пар, из какого города они начнут своё путешествие. Две пары работают у доски.)

I вариант


Реки

Населённые пункты

Расстояние

1

Миасс

г.Челябинск – с. Усть-Миасское

300 км

2

Исеть

с. Усть-Миасское - г. Ялуторовск

160 км

3

Тобол

г.Ялуторовск – г.Тобольск

208 км

4

Иртыш

г.Тобольск – г.Ханты-Мансийск

315 км

5

Обь

г.Ханты-Мансийск – г. Салехард - п. Салемал

742 км

II вариант


Реки

Населённые пункты

Расстояние

1

Увелька

г. Южноуральск – г. Троицк

40 км

2

Уй

г. Троицк – с. Усть-Уйское

92 км

3

Тобол

с. Усть-Уйское - г.Тобольск

508 км

4

Иртыш

г.Тобольск – г.Ханты-Мансийск

315 км

5

Обь

г.Ханты-Мансийск – г. Салехард - п. Салемал

742 км

На доске появляются записи. Учащиеся сравнивают результаты.

      1. 300 + 160 +742+ 208 + 315 = 1725(км)

      2. 508 +92 +315 + 40 +742=1697(км)

Чей кораблик раньше попадёт в Северный Ледовитый океан? Не забывайте делать отметки в соём путевом листе.

Но необязательно за чудесами отправляться за тридевять земель. Наш край богат чудесами.

Задание 6. Прочитайте текст. Отметьте на карте2 фишками места, о которых идёт речь в тексте. Работаете в парах.

Наш край богат чудесами. Вот, например, Аракульские Шиханы. Гранитные скалы вблизи города Верхний Уфалей напоминают Китайскую стену шириной до 40-50 метров и высо-той над землёй до 80 метров . С вершины горы Аракуль (высота над уровнем моря 563 м) видны 11 озёр.

Откликной гребень (высота 1115 м) на Таганае вблизи г. Златоуста получил название за свои гребнеобразные очертания и громкое многократное эхо, до 7 раз, возникающее из-за отражения звука почти вертикальной скалы в 150м.

Большой Нургуш с вершиной 1406 м над уровнем моря называют «крышей» области – выше здесь нет, украшает национальный парк «Зюраткуль». Название переводится с башкирского языка как «лучистая, сияющая птица», возможно аборигены называли так Нургуш за сверкающие на солнце белые кварцитовые гребни.

А недалеко от города Куса в лесу спряталась гора Карандаш, высотою всего 610 м. Удиви-тельна тем, что сложена из чёрной породы израндит, возраст которой 2.000.000.000 лет. А ведь Уральским горам всего 300.000.000 лет. Чудеса!

Рассмотрите диаграмму. Подпишите под столбиками названия вершин: г. Большой Нургуш ,г. Аракуль, г. Откликной гребень, г. Карандаш.

Высота горных вершин Челябинской области







1400












1200












1000












800












600












400












200












0












Выберите верное высказывание:

1) Высота горы Аракуль над уровнем моря равна 80 м.

2) Нургуш один из самых высоких и величественных хребтов Южного Урала.

V. Рефлексия

- Мы заканчиваем наше путешествие в этом удивительном месте.

Задание 7. Посчитайте баллы. Сделайте вывод:

  • Чему учились на уроке?

  • Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

  • Оправдалось ли наше предположение, что на уроке математики можно многое узнать о родном крае?

- Обратите внимание на наш числовой ряд:

  • 88

  • 1.200.000

  • 309

  • 1697

  • 300.000.000

  • 1406

- Тайну каких чисел вы сегодня раскрыли?

VI. Домашнее задание: Составьте одно упражнение, используя как образец задания 1-6. Для выполнения задания лучше объединиться в группы. Желаю успеха.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!