СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России", 4 класс. Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с рассказом К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", 4 класс.»

Литературное чтение, 4 класс.

Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели

Образовательные:

 Продолжение изучения творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.

Воспитывать: нравственные качества, творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры.

  • Регулятивные УУД: Планировать деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.

  • Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр», «Театр».

  • Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.

Планируемые результаты

Предметные:

Уметь определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Личностные

Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).





Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.


  1. Проверка д.з.

  1. Повторение о жизни и творчестве Б.С. Житкова:

  • С каким разделом мы с вами работаем? («Страна Детства»)

  • С жизнью и творчеством какого писателя познакомились на прошлом уроке?

  • Что запомнили о нём?

  • Какое произведение прочитали?


  1. Составление картинного плана (работа в группах)


  1. Подробный пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков» с опорой на картинный план.


  1. Обобщение.

- Какова же главная мысль произведения?



  1. Формулирование темы урока, постановка цели.

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами портрет известного русского писателя. Назовите, как его зовут. (Константин Георгиевич Паустовский). Как вы думаете, почему его портрет я поместила на доску? (Будем читать его рассказ)

Верно. Константин Георгиевич Паустовский — русский прозаик. Родился в Москве в 1892 году. Учился Паустовский в Киевском университете, а затем в Московском. К.Г. Паустовский много странствовал. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Многие произведения писателя посвящены средней полосе России, её природе и людям, простым и никому не известным. Последние годы жизни Паустовский провёл в Тарусе — маленьком городке на Оке. Все, кто знал Паустовского, его очень любили и ценили.

Но сегодня я хочу рассказать вам еще об одном человеке (портрет Грига, между ними – вопрос). Как вы думаете, какая связь?

К.Г.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей. И сегодня мы будем читать рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», посвященный великому норвежскому композитору Эдварду Григу.

Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям.


  1. Подготовка к восприятию. 

  1. Рассказ о жизни Э.Грига

Давайте мысленно перенесемся далеко-далеко, на север Скандинавского полуострова. Здесь, среди скал и фьордов лежит суровая, но прекрасная страна – Норвегия (музыка Грига, слайды с видами Норвегии).

Именно здесь, в городе Бергене, 15 июня 1843 года в семье дипломата родился мальчик, Эдвард Григ. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

Сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт» мы слушали на уроках музыки в 3 классе. Мелодия из нее, которая называется «Утро», звучала в начале урока.

День, 4 сентября 1907 г., когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.


– Что запомнили о жизни композитора?

– Как странно: урок литературного чтения, а мы с вами говорим о композиторе и его музыке. Для меня музыка всегда – тайна, особенно интересно узнать: что же вдохновило композитора для написания музыки.

Сегодня на уроке у нас с вами есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, приоткрыть тайну создания его музыки.


Поможет нам в этом рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.


  1. Словарная работа.

Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, звучащих одновременно.

Симфонический – от слова 2симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.

Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги.

Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Фетровая шляпа – фетр – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.

Смущение – замешательство, стеснение, неловкость.

Щедро – от души, не скупясь.


  1. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного.  

  1. Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.


  1. Обсуждение прочитанного:

- Какие мысли, чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Что произвело на вас самое сильное впечатление?


  1. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании.


- Подумайте, что общего между писателем К.Г. Паустовским и композитором Э. Григом?

(Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства.)


- Что понравилось на уроке?

- Какую новую информацию получили?

- С каким настроением заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?


Д.з. – стр. 39 – 47 – прочитать, вопрос 7.





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!