Литературное чтение, 4 класс.
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цели
Образовательные:
Продолжение изучения творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.
Воспитывать: нравственные качества, творческие способности учащихся, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры.
Регулятивные УУД: Планировать деятельность. Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. Развивать способность к контролю и самоконтролю при чтении.
Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания. Формировать навыки сотрудничества при проведении игр «Радиотеатр», «Театр».
Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью определения идеи, с точки зрения соответствия пословицам.
Планируемые результаты
Предметные:
Уметь определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Личностные:
Знать и придерживаться нравственно-этических ориентиров.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Проверка д.з.
Повторение о жизни и творчестве Б.С. Житкова:
С каким разделом мы с вами работаем? («Страна Детства»)
С жизнью и творчеством какого писателя познакомились на прошлом уроке?
Что запомнили о нём?
Какое произведение прочитали?
Составление картинного плана (работа в группах)
Подробный пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков» с опорой на картинный план.
Обобщение.
- Какова же главная мысль произведения?
Формулирование темы урока, постановка цели.
- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами портрет известного русского писателя. Назовите, как его зовут. (Константин Георгиевич Паустовский). Как вы думаете, почему его портрет я поместила на доску? (Будем читать его рассказ)
Верно. Константин Георгиевич Паустовский — русский прозаик. Родился в Москве в 1892 году. Учился Паустовский в Киевском университете, а затем в Московском. К.Г. Паустовский много странствовал. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Многие произведения писателя посвящены средней полосе России, её природе и людям, простым и никому не известным. Последние годы жизни Паустовский провёл в Тарусе — маленьком городке на Оке. Все, кто знал Паустовского, его очень любили и ценили.
Но сегодня я хочу рассказать вам еще об одном человеке (портрет Грига, между ними – вопрос). Как вы думаете, какая связь?
К.Г.Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей. И сегодня мы будем читать рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками», посвященный великому норвежскому композитору Эдварду Григу.
Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям.
Подготовка к восприятию.
Рассказ о жизни Э.Грига
Давайте мысленно перенесемся далеко-далеко, на север Скандинавского полуострова. Здесь, среди скал и фьордов лежит суровая, но прекрасная страна – Норвегия (музыка Грига, слайды с видами Норвегии).
Именно здесь, в городе Бергене, 15 июня 1843 года в семье дипломата родился мальчик, Эдвард Григ. Впервые он сел за пианино в возрасте 4 лет. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
Сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт» мы слушали на уроках музыки в 3 классе. Мелодия из нее, которая называется «Утро», звучала в начале урока.
День, 4 сентября 1907 г., когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ему было 64 года.
– Что запомнили о жизни композитора?
– Как странно: урок литературного чтения, а мы с вами говорим о композиторе и его музыке. Для меня музыка всегда – тайна, особенно интересно узнать: что же вдохновило композитора для написания музыки.
Сегодня на уроке у нас с вами есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, приоткрыть тайну создания его музыки.
Поможет нам в этом рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.
Словарная работа.
Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, звучащих одновременно.
Симфонический – от слова 2симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.
Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги.
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
Фетровая шляпа – фетр – плотный валяный материал из высококачественных сортов шерсти.
Смущение – замешательство, стеснение, неловкость.
Щедро – от души, не скупясь.
Первичное чтение. Обсуждение прочитанного.
Чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
Обсуждение прочитанного:
- Какие мысли, чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Что произвело на вас самое сильное впечатление?
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании.
- Подумайте, что общего между писателем К.Г. Паустовским и композитором Э. Григом?
(Писатель К. Г. Паустовский и композитор Э.Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой побуждают в нас добрые чувства.)
- Что понравилось на уроке?
- Какую новую информацию получили?
- С каким настроением заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя похвалили сегодня?
Д.з. – стр. 39 – 47 – прочитать, вопрос 7.
4