Конспект урока литературы в 8 классе по теме:
«Хлестаковщина как общественное явление» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Дата проведения 6 декабря 2018 года
Место проведения кабинет 23 ЯОШ 7 АГЯ
Учитель Агапова Виктория Сергеевна
Тип урока урок-исследование (УИ)
Цель УИ Развитие личности
Интегральная характеристика УИ Школа развития
Преобладающий тип и характер взаимоотношений УИ Субъект - субъектный
Девиз педагога на УИ «Не навреди»
Характер и стиль взаимодействия УИ
Демократичность, диалогичность, открытость, рефлективность
Формы организации УИ
Индивидуальные, групповые, коллективные
Методы обучения УИ
Проблемные:
проблемного изложения, частично-поисковый,
эвристический, исследовательский
Ведущий принцип УИ «выращивания»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником на УИ Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения» УИ Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Способы усвоения на УИ Поисковая, мыслительная деятельность, рефлексия
Функции учителя на УИ
Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция ученика на УИ
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
«Хлестаковщина как общественное явление» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цели:
1. Путём поиска и анализа дать определение понятию «хлестаковщина», её сути, актуальности комедии.
2.Развивать навыки сотрудничества, уважения мнения других, отстаивания собственного мнения.
3. Воспитывать понимание необходимости приносить пользу обществу, быть честным и искренним гражданином, человеком, полноценной личностью.
Задачи:
-отработка навыка анализа прочитанного текста;
-развитие критического мышления, поисковых и исследовательских навыков учащихся;
-воспитание вдумчивого зрителя, читателя; формирование устойчивой нравственной позиции.
Прогнозируемые результаты:
- знают содержание комедии;
-оперируют цитатами пьесы;
-сопоставляют героев, явления;
- определяют понятие «хлестаковщина», дают ему характеристику, связывают с современность.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, презентации по теме урока, учебная литература и художественный текст, билеты на урок, карты исследователей.
Тип урока
исследование
Подход
системно деятельностный
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
Актуализация знаний. Инструментарий: презентация, билеты, номера на сидениях, таблички «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», учебники, тетради, пеналы. Ассистенты переодеты для диалога. |
| -слайд 1 Здравствуйте, ребята и гости! Я рада встрече с вами и хочу пожелать всем хорошего настроения и плодотворной работы! -Я приглашаю вас в театр. Сегодня у нас дают «Ревизора» Н.В.Гоголя А, как известно, в театр необходим билет. мы сегодня с вами будем участниками действа. А потому внимание на сцену! -О ком ни слова не сказали дама и господин? почему? символ, понятие, характеристика. Но что это за понятие? | -Ассистенты с билетами встречают учащихся у двери. -Учащиеся и гости садятся за парты согласно полученным билетам. -Ассистенты представляют диалог. -о Хлестакове. | Подготовка к уроку. Просмотр диалога. Вхождение в тему. |
Операционно-исполнительский этап. Инструментарий: карты исследователей, ручки, карандаши |
| -слайд 2 -работа с эпиграфом к уроку: почему эпиграфом выбраны эти слова Гоголя? - так ли это? можно ли сказать, что хлестаковщина- это целое явление? | -высказывания учащихся; - высказывание учащихся | Подготовка к решению проблемы. |
| - Запишем тему нашего а ассистенты раздадут каждому карты исследователя слайд 3 исследования -Что мы можем сделать на уроке, чтобы согласиться или не согласиться с писателем. слайд 4 - прав ли Гоголь, действительно ли в каждом из нас живёт Хлестаков? Что же такое хлестаковщина? Решить эту проблему я предлагаю с помощью исследовательских методов. слайд 5 | -ассистенты раздают карты исследователей. -понаблюдать за этим героем; -исследовать его качества и окружающих, проанализировать действия и сделать выводы о том, прав ли Гоголь. -обозначьте цель исследования на картах | Постановка задач Распределение групп Раздача карт исследователей Обсуждение темы, |
| Учащиеся группы А с картами и тетрадями отправляются в амфитеатр (по 2 человека за стол), к ним с картами и книгами присоединяются учащиеся группы Б. Учащиеся группы В работают с картами и тестами (по очереди) | Учащиеся размещаются и работают соответственно групповым заданиям. Делают выводы на картах Комментируют свою работу возвращаются на места | |
Оценочно-рефлексивный этап |
Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследовательской работы. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление. | Подводим итоги работы групп А и Б. К какому же выводу вы пришли, обсуждая образ Хлестакова. Кто это такой, какие черты в себя вобрал? Открытые вопросы в конвертах раздаётся 1,(группа решает кому) К каким выводам пришли участники Группы В? Слушаем ответы на открытые вопросы Что же такое хлестаковщина? Прав ли Гоголь? Заключительная беседа: Для чего автор дал читателям, зрителям Хлестакова и хлестаковщину? -Таким образом, мы отвечаем на поставленный вопрос в начале урока – прав ли Гоголь - Хлестаковым бывает рано или поздно каждый из нас? Откройте последнюю страницу пьесы. Подумайте, в чём особенность финала, что значит немая сцена, для чего она была продумана Гоголем? | Ассистенты проверяют по эталону группу В Выступления учащихся Садятся на места и слушают группу В Ассоциативный куст ( на доске) Хлестаковщина свойственная многим людям и в наши времена. Некоторые любят показать себя гораздо более значительной персоной, чем на самом деле, и поставить себя выше всех, хвастаться тем, чего нет, и конечно, могут очень красиво врать. | Учащиеся приходят к выводу о том, что хлестаковщина- это социальное явление, выделяют качества героев, говорящие об этом, сравнивают мнения |
Домашнее задание |
Напишите эссе «Качества, которые мне наименее приятны в людях» или «Каким человеком я стремлюсь быть» |
Самооценка детьми собственной деятельности. | Результаты на картах | Ассистенты собирают карты, Работа с дневниками | Получение удовлетворения от работы на уроке |