Тема: «Приём округления при сложении».
Этап урока | Образовательная задача | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации | Средства | Формы контроля | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные | личностные |
мотивация к учебной деятельности | Создание условий для формирования положительной мотивации | Словесный, наглядный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Алексеевна, сегодня урок математики у вас проведу я. -Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Кто готов, можете садиться. - Ребята, начать наш урок я бы хотела с высказывания Михаила Васильевича Ломоносова, физика, географа, математика и астронома. Он говорил: (слайд с цитатой) - Как вы думаете, почему Михаил Васильевич так считал? - Как вы считаете, нам нужно учить математику? - А нужно ли прикладывать усилия, проявлять упорство при изучении математики? - Хорошо, надеюсь вы сегодня на уроке тоже приложите усилия и новая тема окажется для вас не только полезной, но и интересной. | (Приветствуют стоя) (Садятся) - Математика - очень важная наука, она учит нас думать, развивает наш разум. - Да. - Да. | Ф | Слайд 1 | Фронтальный опрос | - | К.: - умение воспринимать и формулировать суждения; - умение строить речевое высказывание; | -осознание ценности знаний в жизни человека; - активность, инициативность в познании. |
актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии | Создание условий для подготовки к построению нового знания | Словесный, наглядный, практический | Слайд с примерами 2+8, 3+7,4+6,5+5 - А теперь, посмотрите на слайд, и устно найдите значения этих выражений. - Как изменяются слагаемые и результат? - А теперь взгляните на эти примеры. (слайд с примерами 60 + 30, 29+15, 14+28) - Решим их в столбик. Открыли тетради, отступите 4 клетки от предыдущей работы. Записываем число. Сегодня 10 октября. Октябрь-это словарное слово, пишется с буквой «О». Классная работа. Классная удвоенная «с», работа с буквой «а». -Между столбиками отступаем 3 клетки. (вызываю 3 людей к доске) -Ребята, скажите, а знаете ли вы другие приёмы решения данных примеров? | ( устно вычисляют 2+8=10 3+7=10 4+6=10 5+5=10) - Первое слагаемое увеличивается на один, а второе слагаемое уменьшается на один. Результат остаётся одинаковым. + 60 30 — 90 +29 15 — 44 +14 28 — 42 - с помощью графической модели/в столбик/ по частям. | Ф И | Слайд 2, белые листы | Фронтальный опрос | -умение устно выполнять сложение в пределах 100; -умение решать в столбик примеры на сложение переходом через разряд. | Р.: - умение выстраивать последовательность выбранных действий; К.: - умение воспринимать и формулировать суждения; - умение признавать возможность существования разных точек зрения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
выявление места и причины затруднения | осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. | словесный | -Откройте тетради на странице 30. С тетрадями обращаемся аккуратно, чтобы они были у вас красивыми, в них приятно было работать. Обратите внимание на №1. Там пример 14 + 28 решают с помощью другого приёма. -Скажите, знаете ли вы, как называется этот приём? | -Открывают тетради. -Нет | Ф | | Фронтальный опрос | | П.: - умение выявлять недостаток информации для решения практической задачи; | познавательные интересы |
построение проекта выхода из затруднения | проектирование учащимися процесса построения нового знания. | Словесный | - Чтобы узнать, как называется этот приём, восстановите правильный порядок слов на доске. (слова на доске: При округлении Приём сложении) - Ребята, как тогда сформулируем тему нашего урока? -Верно! -В таком случае, поставьте перед собой цель на уроке. -Хорошо. -Для того, чтобы достичь нашей цели, нужно составить план. Посмотрите на слайд и скажите какой пункт должен быть первым, какой вторым и какой третьим. | -Приём округления при сложении. - Научиться выполнять приём округления при сложении. 1. Познакомиться с новым приёмом округления. 2. Выполнить задания, используя приём округления при сложении. 3. Подвести итоги урока. | Ф | Слайд | Фронтальный опрос | | П.: - умение с помощью педагогического работника формулировать цель; Р.: - умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;; К.: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;; | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
реализация построенного проекта | построение учащимися нового знания и определение области его применения | Словесный, наглядный, практический | - Давайте узнаем, что же это за приём. Обратите внимание ещё раз на пример в номере 1. 14+28=14+30-2=42 - Ребята, что означает приём «Округление»? Что сделали с первым слагаемым? -А что сделали со 2 слагаемым? - А для чего? - Верно. Затем, обратите внимание, мы отнимаем те две единицы, которые прибавили. - Итак, приём округления при сложении заключается в том, что к одному из слагаемых мы прибавляем некоторое количество единиц, округляя его. Затем выполняем действие сложения, но от полученной суммы отнимаем количество прибавленных единиц. -Давайте попробуем решить ещё один пример не в столбик, а с помощью этого приёма. (записываю пример 56+39 на доске и решаем вместе) -Какое число будем округлять? - Почему 39? -Сколько единиц нужно добавить, чтобы 39 стало круглым числом? -А что мы делаем дальше? -Отлично. Тогда какое выражение у нас получается? -56+40 получится…? - И минус 1, результат? -А теперь, следующий пример. 75+18= (записываю пример на доске и решаем вместе) -Какое число будем округлять? - Почему 18? -Сколько единиц нужно добавить, чтобы 18 стало круглым числом? -А что мы делаем дальше? -Отлично. Тогда какое выражение у нас получается? -75+20 получится…? - И минус 2, результат? - Верно. - А теперь, взгляните на номер 2. - Кто хочет выйти к доске и решить первый пример 18 + 35 первым способом? - Вы согласны с таким решением или у кого-то есть другие варианты? - Хорошо, теперь решим этот пример вторым способом- в столбик. - Отступите две клетки вниз от предыдущей работы и запишите пример и его решение в тетрадь. - Теперь, третьим способом – по частям записываем пример и его решение отступив две клетки вниз от предыдущего примера. - И последний четвертый способ. Это тот приём, который мы сегодня разобрали. | - Первое слагаемое осталось тем же. - Увеличили на два. - Чтобы второе слагаемое стало круглым и нам было удобнее сложить. -Будем округлять число 39. - Его легче округлить. - Нужно прибавить одну единицу. - Мы отнимаем ту единицу, которую прибавили. -56+40-1 -96 - 95 -Будем округлять число 18. - Его легче округлить. - Нужно прибавить 2 единицы. - Мы отнимаем туе единицы, которые прибавили. -75+20-2 -95 - 93 (выходят к доске и решают | Ф | Учебник | Устный опрос, сравнение с ответами на доске | - знать алгоритм округления при сложении | Р.: - умение выстраивать последовательность выбранных действий; К.: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;; - П.: - Умение сравнивать объекты; - Умение устанавливать основания для сравнения; - умение формулировать выводы; | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового знания. | Словесный, практический, наглядный | - Ребята, как вы думаете, приёмом, который мы сегодня разобрали, удобнее пользоваться устно или письменно? -Тогда давайте сейчас устно решим примеры с доски. (спрашиваю по 1) (слайд с примерами 13+48, 32+18, 17 + 22, 52+11, 46 + 15) -Отлично! Молодцы. | - Устно, потому что удобнее говорить всё, что ты делаешь, а затем записывать. 13+48. Округляем 48 до 50, добавив 2 единицы, а затем их вычитаем. Получается 13+50-2. Ответ:61 32+18. Округляем 18 до 20, добавив 2 единицы, а затем их вычитаем. Получается 32+20-2 Ответ:50 17+22. Округляем 17 до 20, добавив 3 единицы, а затем их вычитаем. Получается 20+22-3. Ответ:39 52+11. Округляем 52 до 60, добавив 8 единиц, а затем их вычитаем. Получается 60+11-8 Ответ:63 46+15. Округляем 46 до 50, добавив 4 единицы, а затем их вычитаем. Получается 50+15-4 Ответ:63 | Ф И | Слайд | Фронтальный опрос | - умение использовать алгоритм округления при сложении | П.: - умение формулировать выводы; Р.: - умение выстраивать последовательность выбранных действий; К.: - умение воспринимать и формулировать суждения; | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. | Словесный, практический, наглядный | -Вы, наверное, устали. Тогда встанем и разомнёмся. -А теперь проверим, ваши знания. Отступите 2 клетки вниз и запишите №1 Вам нужно самостоятельно решить примеры, используя новый вычислительный приём. Приступаем. -Заканчиваем. Проверьте работы, сравнив ответы со слайдом. (слайд с ответами) -Поднимите руку те, кто решил без ошибок. -Вы молодцы! Тот, кто допустил ошибку- не расстраивайтесь. Значит вам нужно просто чуть больше потренироваться. | Выполняют физкультминутку. Решают примеры 27 + 19 = 27+20-1=46 36 + 48 = 36+50-2=84 | Ф И | Слайд | Фронтальный опрос | - умение выполнять сложение чисел в пределах ста использую приём округления. | П.: - умение выполнять учебную задачу; Р.: - умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; К.: - умение признавать возможность существования разных точек зрения; | проявление самостоятельности |
включение нового знания в систему знаний и повторение | выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний | Словесный, практический | - Поднимите руки, у кого не было ошибок - А теперь те, у кого были ошибки - Это не страшно, ребята. Мы ещё будем тренироваться и у вас не будет ошибок. - А сейчас, возьмите листы, которые лежат у вас на партах. Вам необходимо найти значение выражениям и закрасить определённое место в нужный цвет. | | Ф И | Рабочая тетрадь | Сравнение ответов с доски, фронтальный опрос | - умение различать вычислительные приёмы в пределах 100; - умение выполнять приём округления при сложении. | П.: - Умение сравнивать объекты: - умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; -умение делать выводы; -умение решать учебную задачу К.: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
рефлексия учебной деятельности на уроке. | самооценка учащимися своей учебной деятельности. | Словесный, наглядный | -Ребята, наш урок подходит к концу, давайте повторим, какая была тема урока? -А какая цель? -Достигли ли мы цель? -Отлично. - А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью листов самооценки. -Спасибо большое вам за урок! До свидания. | - Приём округления при сложении -Научиться выполнять приём округления при сложении -Да Оценивают свою деятельность. | Ф,И | Лесенка успеха | Фронтальный опрос | | П.: - умение формулировать выводы; Р.: - умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К.: - умение воспринимать и формулировать суждения. | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |