Предмет | Математика |
№ урока | 31 |
Дата | 24.10.2023 |
Класс | 4-Б |
Тема урока | Сравнение объектов по длине. Соотношения между величинами длины, их применение |
Цели урока | формирование умения выражать длину в заданных единицах, устанавливать соотношения между изученными единицами длины |
Планируемые результаты |
Предметные | закрепить знания учащихся о единицах длины: уточнить в занимательной форме сведения о старинных мерах длины; развивать умение решать текстовые задачи, содержащие единицы длины; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки |
Метапредметные | Регулятивные УУД: Уметь определять тему и цели урока, формулировать учебную задачу. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. В сотрудничестве с учителем определять последовательность учебного материала. Познавательные УУД: Уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Коммуникативные УУД: Уметь слушать и слышать учителя, учеников, вступать в диалог, работать в парах, договариваться, осуществлять взаимоконтроль. |
Личностные | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Оборудование | учебник М.И. Моро «Математика», 4 класс, презентация, карточки для индивидуальной работы. |
Этапы урока
1. Организационный момент.
- Ребята, для сегодняшнего урока я приготовила вам сюрприз. Что это за сюрприз, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки эти слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по моему вели…
(«Цветик-семицветик»)
- Молодцы, ребята!
- А вы помните, кто написал эту сказку?
(В.Катаев)
- А теперь послушайте мою сказку.
В математическом царстве, арифметическом государстве, в деревне «Величины» жила-была девочка. Учительница попросила приготовить её задания для урока…
Царица Математика подарила девочке цветик-семицветик. Сегодня он поможет нам провести урок. Даваёте и мы поможем девочке, выполнив все её задания. Ведь мы должны расти добрыми и помогать друг другу.
- Готовы?
- За работу!
2. Проверка домашнего задания
Синий лепесток
Начинает наш урок.
Взаимопроверка.
- Кто испытывал трудности при выполнении домашнего задания?
Если трудности не испытывали, значит быстро проверим правильность их выполнения.
- Положите свои тетради рядом. Сравните свои ответы с ответами соседа. У кого есть расхождения? В каком примере? (Расхождений нет)
Вопросы домашнего задания:
Сколько разрядов содержится в каждом классе? (Три разряда)
Как называются разряды? (Единицы первого разряда – единицы, единицы второго разряда – десятки, единицы третьего разряда – сотни и т.д.)
Как называются классы? (Класс единиц, класс тысяч)
Покажите на примере. Что 10 единиц любого разряда образуют единицу следующего разряда( 10 единиц – это 1 десяток, 10 десятков – это 1 сотня, 10 сотен – это 1 тысяча…)
Как получить число, которое больше данного в 10,100,1000 раз? (Умножить на 10,100,1000)
Объясни, как сравнить два числа? (Поразрядно)
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Прочитайте слова, записанные на доске, найдите лишнее(килограмм)
Метр
Дециметр
Килограмм
Сантиметр
Километр
Миллиметр
- Как одним выражением можно заменить оставшиеся слова? (единицы измерения длины)
- Это тема нашего урока. Чем будем заниматься на уроке?
Повторим изученное о единицах длины
Будем преобразовывать одни единицы длины в другие
Сравнивать их
Решать задачи (выполнять арифметические действия)
- Итак, мы с вами сделаем ещё один шаг, который приблизит нас к из учению новых математических правил и законов.
- Ребята, я сказала один шаг. В данном случае это слово употреблено мною в прямом или переносном значении?
(переносном)
-А что я сделала сейчас? (шаг)
- Что такое шаг? (Это расстояние, которое я сделала, двигаясь по направлению к вам)
- Можно сказать, что шаг – единица измерения длины? (нет)
- Почему? (у каждого человека шаг по длине разный).
-Длина шага взрослого мужчины около 1 м. Сколько примерно шагов он должен сделать, чтобы пройти 1 км? (1000 шагов).
- Мы исследователи. Работаем в группах по 3 человека.
У каждой группы лежит на парте задание:
1) измерить и записать толщину книги;
2) измерить и записать длину простого карандаша;
3) измерить и записать длину парты;
4) измерить и записать рост самого высоко и самого низкого ученика в группе;
5) подумать и записать в чем измеряют: высоту телеграфного столба, расстояние от Сернура до г. Йошкар-Ола.
Проверка.
4. Актуализация опорных знаний.
- Заполним пропуски: 1 км = … м
1 м = … дм = … см = … мм
1 дм = … см = … мм
(таблица вывешивается на доске)
- Запишите единицы измерения длины в порядке возрастания.
Интеллектуальная разминка:
Во сколько раз 1 м больше 1 см?
На сколько 1 см больше 1 мм?
На сколько 1 м больше 1 дм?
Во сколько раз 1 км больше 1 м?
На сколько 1 км больше 1 м?
5.Устный счёт
Оранжевый лепесток
Продолжает наш урок.
Устный счёт мы проведём
И рекорды все побьём.
На доске числа в два ряда:
70 см, 97 кг, 7050, 43000м, 4 кг, 700 мм, 600 дм
250 кг, 43 км, 4000г, 60 м, 25000 г, 78 м, 97000 г
- Прочитайте числа. Какое число лишнее? (7050, т.к. все остальные числа именованные)
- Какое задание вы могли бы предложить? (Разделить числа на 2 группы: единицы массы и единицы длины)
- Составьте равенства из этих чисел (дети составляют равенства)
70 см = 700 мм 97 кг = 97000 г
43000 м = 43 км 4 кг = 4000г
600 дм = 60 м 25 кг = 25000 г
- Какое число осталось без пары? (78 м)
- Чтобы не обидеть его, давайте подберём ему пару
( 78 м = 780 дм = 7800 см = 78000 мм)
- Молодцы!
-Прочитайте задание (Орлы поднимаются на высоту до 3000 м, журавли — до 4000 м. Вырази высоту полета этих птиц в километрах)
-Как перевести метры в километры? (разделить число на 1000, так как
1000 м = 1 км)
-А на сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4 км – 3 км =-Решение запишите в тетрадь (один у доски; оценивание учителем)
3000 м = 3 км
4000 м = 4 км
4 км – 3 км =1 км
Ответ: на 1 км выше.
6.Работа над темой урока
Этот красный лепесток
Продолжает наш урок.
На доске мы порешаем
Без ошибок посчитаем.
- Ребята, вы, наверное, слышали, что часто называют размер экрана ТВ или монитора компьютера в дюймах. Размер ТВ в этом кабинете 32 дюйма. Может быть кто-то знает, сколько см составляет 1 дюйм? (подготовленный ученик)
Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2см 5 мм. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок.
с. 38, № 158
- Прочитайте задание (Размеры экранов телевизоров указаны в миллиметрах. Вырази их в сантиметрах)
- Как выразить миллиметры в сантиметрах? (разделить число на 10, так как 10 мм = 1 см)
- Чему равны размеры экранов?
Выполнение заданий 157, 159 на с.38 (по вариантам) 2 ученика у доски
Физминутка
Серединка у цветка
Неизвестная пока
Вот её мы отрываем
Отдохнём и поиграем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, подтянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Вдруг наш жёлтый лепесток
Улетает на восток.
К нам с востока возвращается
И работа продолжается.
Сравнение величин.(работа в группах)
- Ребята, у вас на партах карточки со знаками ˂, ˃, = , величинами. Составьте равенства и неравенства.
730 м …73 км
83 мм …8 см
35 м …350 дм
480 см … 49 дм
540 дм … 53 м
26 км … 26000 м
Проверка работы групп.
Работа с учебником
Голубой цветок,
Нежный лепесток.
Сейчас тебя мы оторвём
И что написано прочтём.
Работа над задачей № 153 стр. 37
-Прочитайте задачу:
Из двух городов, расстояние между которыми 650км, вышли навстречу друг другу два поезда. Один прошел 250км, а другой на 35км меньше. На каком расстоянии друг от друга находятся поезда?
-Как движутся поезда? (навстречу друг другу)
-Сколько км прошел первый поезд? (250 км)
-А второй? (на 35 км меньше
-Какое расстояние между городами? (650 км)
-Что нужно узнать? (расстояние между поездами)
-Посмотрите на слайд. Какая схема подойдет к данной задаче? Начертите схему в тетрадь.
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
-Что нам неизвестно? (мы не знаем сколько прошел второй поезд)
-Каким действием узнаем? (вычитанием)
-Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Почему? (нет. Нужно для начала узнать сколько км прошли оба поезда)
-Каким действием узнаем? (сложением)
-Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Каким действием узнаем? (Можем. Узнаем действием вычитания)
Записывают решение задачи в тетради (По одному ученику записывают по одному действию у доски)
1) 250-35=215 (км) — прошел второй поезд.
2) 250+215=465 (км) — прошли оба поезда.
3) 650-465=185 (км) – расстояние между поездами
Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км (с комментированием с места)
Самостоятельная работа.
Зелёный цвет мы оторвём,
Удивленья не снесём:
Тут уж новая забота –
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями.
Итог урока.
Фиолетовый цветок
Интересный лепесток.
Вот его мы оторвём
И итоги подведём.
- Ребята, что вы уже умеете делать с величинами?
- Какое задание понравилось больше всего?
Вот и закончилась сказка. Мы с вами помогли девочке выполнить задания царицы Математики, а нам помог закрепить знания «цветик-семицветик».
- Спасибо вам за работу на уроке. На память я хочу каждому из вас подарить «цветик-семицветик».
- Оцените свою работу, расположив «цветик-семицветик» на «лестнице успеха».
Домашнее задание с.37 № 154, 155.