Математика
2класс
тема: « Умножение единицы и нуля на число».
Педагогические задачи: познакомить с особыми случаями умножения – единицы на число и нуля на число; развивать умение читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения; продолжать формировать умение заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения; формировать умение решать задачи умножением.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: понимают суть действия умножения; знают: особые случаи умножения, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; в каких случаях действие сложения можно заменить умножением; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; умеют: читать примеры на умножение и решать их, заменяя умножение сложением, заменять суммы, состоящие из одинаковых слагаемых, произведениями; умножать единицу и нуль на число; решать задачи и выражения изученных видов; составлять задачи по их кратким записям; достраивать различные фигуры до квадрата.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют результат; контролируют в форме сличения способа действия и с опорой на образец; оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; создают алгоритм деятельности; анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; правильно выражают свои мысли в речи, при необходимости задают вопросы уточняющего характера; уважают в общении всех участников образовательного процесса.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: магнитная доска (наборная полотно; проектор).
Наглядно-демонстрационный материал: вагончики с записанными на них разностями чисел; различные фигурки, сопровождающие демонстрацию условия задач; таблица особых случаев умножения.
Основные понятия и термины: умножение, особые случаи умножения, сложить, вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, сравнить, задача, краткая запись, геометрические фигуры, треугольник, четырехугольник, квадрат.
Организационная структура (сценарий) урока
I .Организованный момент
_.
II. Устный счет.
А сейчас устный счет!
Устный счет! Он нам многое дает:
Учит нас быстро считать,
Рассуждать и размышлять.
Ни к чему, друзья, скучать,
Будем с числами играть.
1задание . Найти лишнее число 5 15 20 43 78 64 30
Объяснить, доказать свой ответ .
*Назовите пару чисел ,разность ,которых равна 10.
* Я задумала число, к нему прибавила 5 и получила число 78.Какое число я задумала?
*Я задумала число, отняла от него 5 и получила 64 .Какое число я задумала?
.
2 задание. Числа играют с нами в прятки. Помогите их найти.
24 + □ = 30 □ — 6 = 34
60 - □ = 55 □ + 8 = 20
Решаем задачи.
1.Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!
2. На столе лежали груши: Оле, Даше и Танюше.
Взяли все они по две.
Сколько было на столе?
3. Есть у нашего Андрейки
Шесть монет по две копейки.
На покупку сладкой плюшки
Сколько денег у Андрюшки.
III.. Подготовка к восприятию нового материала. Открытие новых знаний.
Сообщение темы и целей учебной деятельности
Работа в парах.
Проанализируйте математические выражения и скажите, чем похожи все эти выражения?
(На действие умножение)
Подумайте, на сколько групп можно распределить все эти выражения и почему? Проверка по слайду
1 ·4=4 0 ·9=0
1 · 7=7 0·1=0
1 · 2=2 0 ·2=0
Что заметили ?
При умножении 1 на число, получается это же число,
а при умножении нуля на число, получается нуль.
Назовите тему и цель урока.
Давайте проверим и докажем наше высказывание.
Древнегреческий учёный математик Эвклид считал : «То, что принято без доказательств, может быть отвергнуто без доказательств».
IV. Изучение новой темы.
Работа с наборным полотном
Учитель читает задачу, демонстрируя ее при помощи фигурок из наборного полотна.
1-я задача. На 5 лошадей сели по одному всаднику. Сколько всего всадников?
– Запишите решение задачи. (1 + 1 + 1 + 1 + 1.)
– Можно ли эту задачу решить иначе?
– Замените сложение умножением. (1 · 5.)
Учитель читает следующую задачу и демонстрирует ее.
2-я задача. На три цветка село по одной бабочке. Сколько всего бабочек село на цветы?
Задача разбирается и записывается аналогично предыдущей: сначала сложением, а потом – умножением.
Затем учитель читает еще две задачи, демонстрируя их содержание фигурками из наборного полотна.
3-я задача. После обеда на столе осталось 4 тарелки. Ни на одной из них не было ни одной сосиски. Сколько всего сосисок на тарелках?
4-я задача. У Саши два кармана на рубашке. В каждом кармане нет ни одной конфетки. Сколько всего конфет у Саши в карманах рубашки?
Задачи разбираются и решаются аналогично предыдущим.
– Рассмотрите внимательно полученные записи. Что вы заметили?
1 · 5 = 5 0 · 4 = 0
1 · 3 = 3 0 · 2 = 0
Сделайте вывод.
– Правильно ли будет сказать, что при умножении единицы на какое-либо число получается это же самое число. При умножении нуля на любое число получается нуль?
Вспомните, что мы хотели доказать? (Ответы детей )
– Запишем правила в общем виде: это буквенные выражения,
под буквой а прячется любое число.
Нуль может участвовать в операции на умножение.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7ae90d9fd2/869677_1.png)
– Составьте свои выражения на новые правила.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Ученики решают с объяснением выражения из задания 1 (с. 53).
Проверка по слайду.
. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7ae90d9fd2/869677_2.png)
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем,
(Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем.
(Хлопки в ладоши.)
Раз присядем, два присядем Три присядем
(Приседания.)
Быстро встанем,
Улыбнемся,
Тихо сядем.
VI. Закрепление изученных знаний.
Решение и сравнение выражений.
С комментированием выполняется задание 3 (с. 53).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7ae90d9fd2/869677_3.png)
Задание 4– Рассмотрите внимательно выражения. Можно ли их сравнить, не находя значения выражений?
– Сравните выражения, не вычисляя их. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7ae90d9fd2/869677_4.png)
Работа над задачами.
– Прочитайте текст задания 5 (с. 53). Это задача? Обоснуйте ваше мнение .
– Что известно в задаче? О чем спрашивается?
– Соотнесите текст задачи с краткой схематичной записью.
Повторите по схеме условие и вопрос
– Запишите решение задачи умножением. Сколько стоила покупка? Запишите ответ.
Проверите решение задачи в своей паре.
Самостоятельная работа.
– Выполните задание «Проверь себя» (с. 53) с последующей взаимопроверкой. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/25/s_5ab7ae90d9fd2/869677_5.png)
I. Работа с геометрическим материалом.
– Рассмотрите фигуры (с. 53, на полях).
– Назовите каждую из фигур. Перечертите их в ваши тетради.
– Дополните фигуры до квадрата. Проверьте работу друг друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности
– Что нового узнали на уроке? Для чего нужны эти знания?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить еще? Каков ваш вклад в этот урок?
1